Права и обязанности общественных объединений
Подборка наиболее важных документов по запросу Права и обязанности общественных объединений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"При таком положении на собственников объектов социальной инфраструктуры возлагаются иные обязанности по защите прав инвалидов - принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Права полиции" Федерального закона "О полиции""Довод Общества о том, что у Управления отсутствуют полномочия по проведению надзорных мероприятий в области промышленной безопасности признается апелляционным судом несостоятельным, поскольку полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется, в том числе право проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В нем закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)В нем закрепляются основные принципы охраны окружающей среды; определяются основы управления в области охраны окружающей среды; закрепляются права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды; регламентируются вопросы экономического регулирования и нормирования в области охраны окружающей среды, оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля, юридической ответственности за нарушение экологического законодательства; устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также регулируется ряд других вопросов.
Статья: Ответственность хозяйствующего субъекта за причинение экологического вреда
(Брославский Л.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Прежде всего, хотелось бы отметить, что эта формулировка является не принципом, а обязанностью указанных природопользователей и место этой правовой норме не в главе "Общие положения". В Законе есть специальная гл. III "Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды". А вот хозяйствующий субъект - главная потенциальная угроза экологии, можно сказать, растворился в Законе. Представляется необходимым выделить отдельную главу Закона - "Права и обязанности хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей в области охраны окружающей среды". Это одно из замечаний, высказанных ранее автором о структуре и содержании Закона <17>.
(Брославский Л.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Прежде всего, хотелось бы отметить, что эта формулировка является не принципом, а обязанностью указанных природопользователей и место этой правовой норме не в главе "Общие положения". В Законе есть специальная гл. III "Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды". А вот хозяйствующий субъект - главная потенциальная угроза экологии, можно сказать, растворился в Законе. Представляется необходимым выделить отдельную главу Закона - "Права и обязанности хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей в области охраны окружающей среды". Это одно из замечаний, высказанных ранее автором о структуре и содержании Закона <17>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общественных объединениях"Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБЩЕСТВЕННЫХ
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Исходя из объема прав и обязанностей, степени участия в деятельности общественного объединения, отметим положительный опыт привлечения в качестве заинтересованных лиц учредителей некоммерческой организации <1>. Такое привлечение имело положительный "побочный эффект": привлечение учредителей и извещение их по месту проживания обеспечило их информирование о судебном разбирательстве, явку в судебное заседание, подтверждение сведений о продолжении деятельности общественного объединения, в то время как руководитель по объективным причинам корреспонденцию не получал, находясь в больнице.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Исходя из объема прав и обязанностей, степени участия в деятельности общественного объединения, отметим положительный опыт привлечения в качестве заинтересованных лиц учредителей некоммерческой организации <1>. Такое привлечение имело положительный "побочный эффект": привлечение учредителей и извещение их по месту проживания обеспечило их информирование о судебном разбирательстве, явку в судебное заседание, подтверждение сведений о продолжении деятельности общественного объединения, в то время как руководитель по объективным причинам корреспонденцию не получал, находясь в больнице.
Статья: 30 лет Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В ст. 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Кроме того, впервые в истории российского законодательства в ст. 12 - 13 Закона об охране окружающей природной среды были установлены права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В ст. 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Кроме того, впервые в истории российского законодательства в ст. 12 - 13 Закона об охране окружающей природной среды были установлены права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
Статья: Конституционно-правовая природа права граждан на объединение
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В статье на основе анализа Конституции РФ, федерального законодательства, постановлений Конституционного Суда РФ, юридической литературы раскрыта конституционно-правовая природа права на объединение как: субъективного права личности; принципа для других отраслей российского права; формы участия граждан в сфере управления делами государства; предпосылки и условия существования гражданского общества. Рассмотрены круг, права и обязанности участников общественных объединений. Дана характеристика закрепленных Федеральным законом "Об общественных объединениях" принципов участия граждан в деятельности общественных объединений. Высказано предложение о целесообразности законодательного закрепления принципа гласности как необходимого условия участия граждан в деятельности общественных объединений.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В статье на основе анализа Конституции РФ, федерального законодательства, постановлений Конституционного Суда РФ, юридической литературы раскрыта конституционно-правовая природа права на объединение как: субъективного права личности; принципа для других отраслей российского права; формы участия граждан в сфере управления делами государства; предпосылки и условия существования гражданского общества. Рассмотрены круг, права и обязанности участников общественных объединений. Дана характеристика закрепленных Федеральным законом "Об общественных объединениях" принципов участия граждан в деятельности общественных объединений. Высказано предложение о целесообразности законодательного закрепления принципа гласности как необходимого условия участия граждан в деятельности общественных объединений.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4) соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4) соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;