Практика фас реклама
Подборка наиболее важных документов по запросу Практика фас реклама (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Незаконное размещение рекламы (в т.ч. контроль и привлечение к административной ответственности)
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы... о назначении административного наказания по делу... которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.3... КоАП РФ с назначением... штрафа...
(КонсультантПлюс, 2025)"...общество... обратилось в Арбитражный суд... с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы... о назначении административного наказания по делу... которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.3... КоАП РФ с назначением... штрафа...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антимонопольное регулирование деятельности интернет-платформ
(Балеев А.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Использование таких слов возможно только с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Однако на практике такой запрет продавцами маркетплейсов не соблюдается. Карточки товара достаточно часто содержат хвалебную характеристику товара, указание, что их товар самый лучший, что он первый в России, и др. Вместе с тем ни сравнение с другим товаром, ни подтверждение качества не приводятся, что свидетельствует о нарушении законодательства о рекламе. При этом практика ФАС России демонстрирует отсутствие квалификаций таких деяний, совершаемых субъектами интернет-платформ.
(Балеев А.А.)
("Современное право", 2025, N 5)Использование таких слов возможно только с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Однако на практике такой запрет продавцами маркетплейсов не соблюдается. Карточки товара достаточно часто содержат хвалебную характеристику товара, указание, что их товар самый лучший, что он первый в России, и др. Вместе с тем ни сравнение с другим товаром, ни подтверждение качества не приводятся, что свидетельствует о нарушении законодательства о рекламе. При этом практика ФАС России демонстрирует отсутствие квалификаций таких деяний, совершаемых субъектами интернет-платформ.
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 20.12.2024 N 1059/24
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2025 год"22. Ответственным за размещение на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики антимонопольного органа за предшествующий календарный год, является Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2025 год"22. Ответственным за размещение на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет" доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики антимонопольного органа за предшествующий календарный год, является Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.
"Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств"
(подготовлены при поддержке ФАС России)Рекомендации подготовлены на основе анализа практики ФАС России и судов по вопросам применения Закона о рекламе <2>.
(подготовлены при поддержке ФАС России)Рекомендации подготовлены на основе анализа практики ФАС России и судов по вопросам применения Закона о рекламе <2>.
Статья: Защита профессиональных прав адвокатов в Российской Федерации: "адвокат" без статуса адвоката
(Волосова Н.Ю.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)После этого решения адвокатские образования стали более активно бороться с такого рода "адвокатскими образованиями", в том числе и путем обращения в Федеральную антимонопольную службу, в суд. Практика показывает, что такая деятельность приносила свои маленькие победы.
(Волосова Н.Ю.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)После этого решения адвокатские образования стали более активно бороться с такого рода "адвокатскими образованиями", в том числе и путем обращения в Федеральную антимонопольную службу, в суд. Практика показывает, что такая деятельность приносила свои маленькие победы.
Статья: О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В конечном счете конкуренция между вузами - это борьба за увеличение набора абитуриентов, за потребителя <22>, она многогранна и требует более пристального к себе внимания как со стороны образовательного ведомства, так и на доктринальном уровне. Чтобы конкуренция вузов на рынке образовательных услуг приобрела системный характер, необходимо это сделать функцией Министерства науки и высшего образования РФ <23>, которое в этом вопросе должно тесно взаимодействовать с Экспертным советом по развитию конкуренции в сфере образования и науки при ФАС России.
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В конечном счете конкуренция между вузами - это борьба за увеличение набора абитуриентов, за потребителя <22>, она многогранна и требует более пристального к себе внимания как со стороны образовательного ведомства, так и на доктринальном уровне. Чтобы конкуренция вузов на рынке образовательных услуг приобрела системный характер, необходимо это сделать функцией Министерства науки и высшего образования РФ <23>, которое в этом вопросе должно тесно взаимодействовать с Экспертным советом по развитию конкуренции в сфере образования и науки при ФАС России.
Статья: Актуальные нативные инструменты бренд-коммуникаций
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Безусловно, столь неоднозначный подход к понятию "продакт-плейсмент" порождает разноречивую судебную практику и увеличивает риски претензий со стороны ФАС в связи с использованием скрытой рекламы. В итоге рынок продакт-плейсмента в РФ становится по сути "серым", от чего страдают как продюсеры и рекламодатели, так и потребители контента. Следует отметить, что из-за своего неопределенного правового статуса продакт-плейсмент является на сегодняшний день едва ли не единственной возможностью массового продвижения табачной и алкогольной продукции, а также игр и пари, основанных на риске. И, хотя правозащитники сейчас активно добиваются минимизации сцен с присутствием подобных размещений на экране, производители пока этим активно пользуются.
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Безусловно, столь неоднозначный подход к понятию "продакт-плейсмент" порождает разноречивую судебную практику и увеличивает риски претензий со стороны ФАС в связи с использованием скрытой рекламы. В итоге рынок продакт-плейсмента в РФ становится по сути "серым", от чего страдают как продюсеры и рекламодатели, так и потребители контента. Следует отметить, что из-за своего неопределенного правового статуса продакт-плейсмент является на сегодняшний день едва ли не единственной возможностью массового продвижения табачной и алкогольной продукции, а также игр и пари, основанных на риске. И, хотя правозащитники сейчас активно добиваются минимизации сцен с присутствием подобных размещений на экране, производители пока этим активно пользуются.
Статья: Основания признания недействительным решения общего собрания общества с ограниченной ответственностью, созванного его участником, в судебной практике
(Сумской Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<16> В некоторых случаях в уставе общества закрепляется возможность уведомления участников о проведении собрания через средства массовой информации (причем без указания на конкретное издание). Анализ судебно-арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что, если устав общества не содержит указания на конкретное СМИ, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания участников общества, а целевая аудитория СМИ (например, спортивного, рекламного или развлекательного характера), в котором размещено сообщение, не обеспечивает реального уведомления участников, последние не считаются уведомленными о проведении собрания надлежащим образом (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2008 года по делу N А56-10064/2007).
(Сумской Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<16> В некоторых случаях в уставе общества закрепляется возможность уведомления участников о проведении собрания через средства массовой информации (причем без указания на конкретное издание). Анализ судебно-арбитражной практики позволяет сделать вывод о том, что, если устав общества не содержит указания на конкретное СМИ, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания участников общества, а целевая аудитория СМИ (например, спортивного, рекламного или развлекательного характера), в котором размещено сообщение, не обеспечивает реального уведомления участников, последние не считаются уведомленными о проведении собрания надлежащим образом (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2008 года по делу N А56-10064/2007).
Статья: Маркетплейс как информационный посредник: вопросы квалификации
(Грязева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Указанный вывод подтверждается актуальной судебной практикой. Так, в деле об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Брянской области, касающегося рекламного баннера доставки суши "Ёбидоёби", суд пришел к важным выводам о разграничении рекламных материалов от предложения к продаже <26>. Суд указал, что размещенное на сайте предложение о продаже является публичной офертой, если оно содержит информацию о товаре и цене, а также если на данной странице имеется возможность поместить товар "в корзину".
(Грязева М.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Указанный вывод подтверждается актуальной судебной практикой. Так, в деле об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Брянской области, касающегося рекламного баннера доставки суши "Ёбидоёби", суд пришел к важным выводам о разграничении рекламных материалов от предложения к продаже <26>. Суд указал, что размещенное на сайте предложение о продаже является публичной офертой, если оно содержит информацию о товаре и цене, а также если на данной странице имеется возможность поместить товар "в корзину".
Статья: Процессуальные формы судебного контроля за интерпретационными актами
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)В качестве конкретного примера акта, обладающего нормативными свойствами, можно привести письмо ФАС России от 28 мая 2015 г. N АД/26584/15 о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в котором было дано понятие методов профилактики и лечения <9>. Данное письмо было направлено ФАС России в свои территориальные подразделения и через правоприменительную практику стало использоваться в отношении неопределенного круга лиц. Еще одним примером является совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 28 августа 2015 г. N 23275-ЕЕ/Д28И, АЦ/45739/15, в котором давались разъяснения относительно требований, предъявляемых к участникам закупок товаров, работ, услуг <10>.
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)В качестве конкретного примера акта, обладающего нормативными свойствами, можно привести письмо ФАС России от 28 мая 2015 г. N АД/26584/15 о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в котором было дано понятие методов профилактики и лечения <9>. Данное письмо было направлено ФАС России в свои территориальные подразделения и через правоприменительную практику стало использоваться в отношении неопределенного круга лиц. Еще одним примером является совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 28 августа 2015 г. N 23275-ЕЕ/Д28И, АЦ/45739/15, в котором давались разъяснения относительно требований, предъявляемых к участникам закупок товаров, работ, услуг <10>.
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)Самостоятельным видом информации является социальная реклама. Она направлена не на продвижение на рынке или достижение иных коммерческих интересов, а на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе). Социальная реклама не является разновидностью рекламы (п. 6 Руководства, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2023 N 821/23).
(КонсультантПлюс, 2025)Самостоятельным видом информации является социальная реклама. Она направлена не на продвижение на рынке или достижение иных коммерческих интересов, а на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе). Социальная реклама не является разновидностью рекламы (п. 6 Руководства, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2023 N 821/23).
Статья: Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции представляет собой непоименованный договор, который не отождествляется с договором аренды <5>. Квалифицирующий признак аренды - это передача имущества во временное владение и (или) пользование, в то время как установка и эксплуатация рекламной конструкции могут не быть сопряжены с пользованием имуществом. Владелец рекламной конструкции - это рекламораспространитель, а не арендатор, то есть эти лица осуществляют разные по целям виды деятельности.
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2022, N 3)Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции представляет собой непоименованный договор, который не отождествляется с договором аренды <5>. Квалифицирующий признак аренды - это передача имущества во временное владение и (или) пользование, в то время как установка и эксплуатация рекламной конструкции могут не быть сопряжены с пользованием имуществом. Владелец рекламной конструкции - это рекламораспространитель, а не арендатор, то есть эти лица осуществляют разные по целям виды деятельности.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Цель рекламы состоит в том, чтобы показать отличительные свойства товаров, проинформировать потребителей о работах и услугах, предоставляемых физическими и юридическими лицами. Таким образом, согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенное к неопределенному кругу лиц и не содержащее всех существенных условий договора розничной купли-продажи, не рассматривается как оферта. Так, в соответствии с судебной практикой буклеты о доставке еды являются рекламой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2011 по делу N А45-19036/2010).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Цель рекламы состоит в том, чтобы показать отличительные свойства товаров, проинформировать потребителей о работах и услугах, предоставляемых физическими и юридическими лицами. Таким образом, согласно п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенное к неопределенному кругу лиц и не содержащее всех существенных условий договора розничной купли-продажи, не рассматривается как оферта. Так, в соответствии с судебной практикой буклеты о доставке еды являются рекламой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.07.2011 по делу N А45-19036/2010).
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Такой подход к квалификации спонсорского договора был озвучен Президиумом ФАС РФ еще 1998 г. в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (доведено Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). С тех пор ничего нового на этот счет предложено не было ни судами (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.04.2018 N Ф04-930/2018 по делу N А75-6664/2017, АС Волго-Вятского округа от 07.03.2018 N Ф01-200/2018 по делу N А29-1781/2017), ни финансовым ведомством (см., например, Письма Минфина РФ от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029, от 26.03.2018 N 03-03-06/3/18929).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 11)Такой подход к квалификации спонсорского договора был озвучен Президиумом ФАС РФ еще 1998 г. в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе (доведено Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). С тех пор ничего нового на этот счет предложено не было ни судами (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 12.04.2018 N Ф04-930/2018 по делу N А75-6664/2017, АС Волго-Вятского округа от 07.03.2018 N Ф01-200/2018 по делу N А29-1781/2017), ни финансовым ведомством (см., например, Письма Минфина РФ от 09.01.2017 N 03-03-06/3/80029, от 26.03.2018 N 03-03-06/3/18929).