Пп 6 п 3 ст 170
Подборка наиболее важных документов по запросу Пп 6 п 3 ст 170 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество является организацией, обеспечивающей бесперебойное электроснабжение потребителей в населенных пунктах, относящихся к зонам децентрализованного электроснабжения, по регулируемым ценам. Общество является получателем субсидий, предусмотренных постановлениями правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп и от 10.07.2014 N 336-пп. Из смысла указанных постановлений следует, что субсидия по постановлению N 336-пп предоставляется в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива, по своему функциональному назначению и фактически служит авансом субсидии по постановлению N 439-пп, сумма которой подлежит уменьшению на сумму ранее предоставленной субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением и доставкой топлива. Суд установил, что в проверяемый период общество за счет субсидий приобрело дизельное топливо, стоимость которого включала в себя суммы НДС. Суд указал, что, поскольку субсидия, предоставленная по постановлению N 336-пп, по своему экономическому смыслу является составной частью (авансом) общего объема субсидии, предоставляемой в целях возмещения недополученных доходов, для целей исчисления НДС не может иметь самостоятельного правового регулирования, предусмотренного п. 2.1, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, следовательно, НДС по приобретенному топливу на основании положений статей 171, 172 НК РФ подлежит вычету (возмещению). Исходя из специфики применения предусмотренного постановлением N 439-пп механизма субсидирования с учетом постановления N 336-пп, суд признал неправомерным отказ инспекции в принятии к вычету НДС, уплаченного обществом при приобретении и доставке топлива за счет средств субсидий.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 170 "Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, поскольку налогоплательщик в нарушение подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не восстановил к уплате в бюджет НДС, уплаченный поставщикам топливно-энергетических ресурсов за счет средств субсидии, полученной из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что в состав предоставленной субсидии не был включен НДС. Суд проанализировал положения решения муниципального образования об утверждении бюджета, а также условия договора о предоставлении субсидии и пришел к выводу, что в них отсутствовали сведения о предназначении средств субсидии для покрытия задолженности с включением в данную сумму НДС. В платежных поручениях, которыми субсидия была перечислена на счет налогоплательщика, также не указывалось на наличие в составе перечисленных сумм НДС. Кроме того, размер субсидии не покрывал даже основной долг налогоплательщика перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Тот факт, что денежными средствами, полученными в качестве субсидии, налогоплательщик рассчитался с поставщиком по задолженности, включающей в себя НДС, не может свидетельствовать о том, что бюджетные инвестиции были выделены бюджетным распорядителем на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) с включением предъявленных сумм НДС. Суд пришел к выводу, что в составе субсидии НДС не содержался, а потому у общества отсутствует обязанность по его восстановлению.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, поскольку налогоплательщик в нарушение подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не восстановил к уплате в бюджет НДС, уплаченный поставщикам топливно-энергетических ресурсов за счет средств субсидии, полученной из местного бюджета. Налогоплательщик оспорил доначисление, указав, что в состав предоставленной субсидии не был включен НДС. Суд проанализировал положения решения муниципального образования об утверждении бюджета, а также условия договора о предоставлении субсидии и пришел к выводу, что в них отсутствовали сведения о предназначении средств субсидии для покрытия задолженности с включением в данную сумму НДС. В платежных поручениях, которыми субсидия была перечислена на счет налогоплательщика, также не указывалось на наличие в составе перечисленных сумм НДС. Кроме того, размер субсидии не покрывал даже основной долг налогоплательщика перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Тот факт, что денежными средствами, полученными в качестве субсидии, налогоплательщик рассчитался с поставщиком по задолженности, включающей в себя НДС, не может свидетельствовать о том, что бюджетные инвестиции были выделены бюджетным распорядителем на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) с включением предъявленных сумм НДС. Суд пришел к выводу, что в составе субсидии НДС не содержался, а потому у общества отсутствует обязанность по его восстановлению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как отразить восстановление НДС в книге продаж
(КонсультантПлюс, 2025)В книге продаж за квартал, в котором вы получили субсидию или бюджетную инвестицию на возмещение затрат, зарегистрируйте счет-фактуру, по которому вы приняли НДС к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. п. 2, 14 Правил ведения книги продаж).
(КонсультантПлюс, 2025)В книге продаж за квартал, в котором вы получили субсидию или бюджетную инвестицию на возмещение затрат, зарегистрируйте счет-фактуру, по которому вы приняли НДС к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. п. 2, 14 Правил ведения книги продаж).
Готовое решение: НДС при получении субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)Не принятый к вычету "входной" НДС не увеличивает расходы на ремонт ОС, учитываемые по п. 1 ст. 260, п. 1 ст. 324 НК РФ, и не относится за счет средств резерва на ремонт ОС, если таковой имеется у организации, в соответствии с п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ. Учтите его как прочий расход по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 2.1, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Не принятый к вычету "входной" НДС не увеличивает расходы на ремонт ОС, учитываемые по п. 1 ст. 260, п. 1 ст. 324 НК РФ, и не относится за счет средств резерва на ремонт ОС, если таковой имеется у организации, в соответствии с п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ. Учтите его как прочий расход по пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (п. 2.1, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), основания для включения таких сумм в налоговую базу отсутствуют, а принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), основания для включения таких сумм в налоговую базу отсутствуют, а принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)11. Субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Получение указанных бюджетных средств не влечет налоговые последствия, предусмотренные подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)11. Субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе и целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Получение указанных бюджетных средств не влечет налоговые последствия, предусмотренные подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат. При получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в том налоговом периоде, в котором получены суммы субсидий.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат. При получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в том налоговом периоде, в котором получены суммы субсидий.
Статья: Субсидии: учет у плательщиков НДС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)<13> подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 15)<13> подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
Готовое решение: Как восстановить НДС, ранее принятый к вычету, и отразить его в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)Если по документам субсидия на приобретение покупателем товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА компенсирует затраты без НДС, то ранее принятый по ним к вычету налог восстанавливать не нужно (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если по документам субсидия на приобретение покупателем товаров, работ, услуг, имущественных прав, ОС, НМА компенсирует затраты без НДС, то ранее принятый по ним к вычету налог восстанавливать не нужно (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Готовое решение: Как отразить корректировочный счет-фактуру в декларации по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)при уменьшении стоимости поставки (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. п. 38.6, 56.3 Порядка заполнения декларации по НДС, п. 14 Правил ведения книги продаж):
(КонсультантПлюс, 2025)при уменьшении стоимости поставки (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. п. 38.6, 56.3 Порядка заполнения декларации по НДС, п. 14 Правил ведения книги продаж):
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Так, приобретая товары (работы, услуги) за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, суммы "входного" НДС налогоплательщики на основании п. 2.1 и подп. 6. п. 3 ст. 170 НК РФ не должны принимать к вычету, а должны учитывать их в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)Так, приобретая товары (работы, услуги) за счет бюджетных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, суммы "входного" НДС налогоплательщики на основании п. 2.1 и подп. 6. п. 3 ст. 170 НК РФ не должны принимать к вычету, а должны учитывать их в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Согласно подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ только при получении субсидий второго вида налогоплательщик обязан восстановить НДС по суммам, ранее принятым к вычету.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Согласно подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ только при получении субсидий второго вида налогоплательщик обязан восстановить НДС по суммам, ранее принятым к вычету.
Статья: Как возместить расходы на предупредительные меры за счет средств СФР
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)<26> подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ; ст. 10 БК РФ; Письма Минфина от 20.06.2018 N 03-07-11/42124, от 15.12.2017 N 03-07-11/84162.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)<26> подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ; ст. 10 БК РФ; Письма Минфина от 20.06.2018 N 03-07-11/42124, от 15.12.2017 N 03-07-11/84162.
Готовое решение: Вычеты по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)В обратной ситуации, когда вы приняли НДС к вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ по товарам (работам, услугам) и имущественным правам, а потом использовали их в необлагаемых операциях, сумму налога нужно восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В обратной ситуации, когда вы приняли НДС к вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ по товарам (работам, услугам) и имущественным правам, а потом использовали их в необлагаемых операциях, сумму налога нужно восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 18.02.2025 N 03-07-11/14858 <Налогообложение НДС при получении субсидий зависит от условий их предоставления>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)При решении вопроса о применении НДС в отношении полученных субсидий следует руководствоваться, в зависимости от целей их предоставления, нормами абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154, п. 2.1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 8)При решении вопроса о применении НДС в отношении полученных субсидий следует руководствоваться, в зависимости от целей их предоставления, нормами абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154, п. 2.1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.12.2022 N 03-07-11/121654).
Последние изменения: Налогообложение при выполнении строительно-монтажных работ
(КонсультантПлюс, 2025)Выплата концедентом концессионеру средств для возмещения затрат, осуществляемая при расторжении концессионного соглашения, не облагается НДС. При этом принятые ранее к вычету суммы НДС по затратам на реконструкцию объекта концессионного соглашения комиссионер должен восстановить на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Выплата концедентом концессионеру средств для возмещения затрат, осуществляемая при расторжении концессионного соглашения, не облагается НДС. При этом принятые ранее к вычету суммы НДС по затратам на реконструкцию объекта концессионного соглашения комиссионер должен восстановить на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.