Повышение пенсионного возраста
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение пенсионного возраста (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Довод кассационной жалобы о том, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ранее действующему пенсионному законодательству вследствие достижения возраста и соблюдения иных обязательных условий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ до вступления в действие поэтапного повышения пенсионного возраста основан на неправильном толковании норм материального права и не влечет отмену обжалуемых судебных постановлений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Условия назначения страховой пенсии по старости" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 2017 г. до 2032 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам РФ по достижении установленного возраста, который в период до 2028 г. постепенно повышается до достижения 70 и 65 лет - соответственно для мужчин и женщин;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)гражданам РФ по достижении установленного возраста, который в период до 2028 г. постепенно повышается до достижения 70 и 65 лет - соответственно для мужчин и женщин;
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В 2025 году возраст выхода на пенсию на общих основаниях Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ не определен. Оформить пенсионное обеспечение в 2025 году смогут граждане, имеющие право на досрочное назначение страховой пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Информация СФР).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В 2025 году возраст выхода на пенсию на общих основаниях Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ не определен. Оформить пенсионное обеспечение в 2025 году смогут граждане, имеющие право на досрочное назначение страховой пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Информация СФР).
Ситуация: Кто имеет право выхода на страховую пенсию по старости в 60 лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Следует также учитывать, что повышение пенсионного возраста, "стартовавшее" в 2019 г. с принятием Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", своеобразно проявилось и в порядке реализации права медицинских работников на досрочную страховую пенсию по старости. Данная пенсия, согласно п. 1.1 ст. 30 Закона 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Закону: не менее 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости по ранее действовавшему законодательству (по состоянию на 31.12.2018).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Следует также учитывать, что повышение пенсионного возраста, "стартовавшее" в 2019 г. с принятием Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", своеобразно проявилось и в порядке реализации права медицинских работников на досрочную страховую пенсию по старости. Данная пенсия, согласно п. 1.1 ст. 30 Закона 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Закону: не менее 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости по ранее действовавшему законодательству (по состоянию на 31.12.2018).
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Следующий этап пенсионной реформы приходится на 2019 - 2024 гг., сущность которого заключается в планомерном увеличении пенсионного возраста для женщин и для мужчин (60 лет и 65 лет соответственно). Исключением при этом являются работники сферы медицины, образования, военной сферы и так далее, а также лица, являющиеся коренными народами Крайнего Севера, и многодетные матери. Целью данной реформы является постепенное перенаправление высвобождающихся средств для увеличения размера пенсий на регулярной ежегодной основе.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Такой подход применяется в качестве общего правила, а исключения встречаются в социальном законодательстве крайне редко. В частности, одним из нововведений в рамках мероприятий по повышению пенсионного возраста стало то, что лицам, приобретшим в связи с осуществлением педагогической, медицинской либо творческой деятельности право на досрочную страховую пенсию по старости, которая до 1 января 2019 г. назначалась независимо от возраста, она может быть установлена лишь по истечении определенного срока с момента возникновения у них такого права. Начиная с указанной даты продолжительность данного срока ежегодно увеличивалась на 12 месяцев и в настоящее время составляет 60 месяцев <8>. Таким образом, можно говорить о введении определенного "периода ожидания" с момента возникновения социального риска досрочного снижения трудоспособности и до начала компенсации его последствий посредством выплаты страховой пенсии. Ю.В. Воронин называет его "отлагательным сроком" и указывает на то, что в подобных ситуациях имеет место понуждение к трудовой деятельности <9>. Критическая оценка данной конструкции, на наш взгляд, как раз отражает ее исключительный, нетипичный характер.
Статья: "Проблема 2025 года": изменения в трудовом законодательстве Японии
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 апреля 2025 г. закончился переходный период поправки, принятой в 2013 г. к Закону о стабилизации занятости пожилых людей об обеспечении возможности их трудоустройства <13>, и ее положения станут обязательными для всех работодателей. Япония, пожалуй, единственная страна, где широко распространена система обязательного увольнения (выхода на пенсию) для определенных должностей. Работодатель имеет право установить пенсионный возраст в своей компании, что означает возможность расторжения трудового договора с работником, достигшим этого возраста <14>. Это было сделано для того, чтобы более молодые сотрудники могли двигаться по карьерной лестнице. Компаниям, которые к 31 марта 2013 г. установили в своих трудовых соглашениях возрастные критерии ограничения круга сотрудников, подпадающих под систему непрерывной занятости, было разрешено принимать переходные меры, которые предполагали постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые 3 года. 31 марта 2025 г. этот период закончился, и всем работникам, желающим продолжить работу, должно быть обеспечено трудоустройство до 65-летнего возраста. Работодатели, устанавливающие в своей компании пенсионный возраст ниже 65 лет, обязаны в целях обеспечения стабильной занятости своих пожилых работников до 65 лет реализовать одну из следующих мер: повышение пенсионного возраста до 65 лет; введение системы непрерывной занятости до 65 лет или отмена пенсионного возраста. Система непрерывной занятости, а также система повторного трудоустройства позволят работающим пожилым людям продолжать трудиться, если они того пожелают.
(Кочеткова И.В.)
("Юрист", 2025, N 6)С 1 апреля 2025 г. закончился переходный период поправки, принятой в 2013 г. к Закону о стабилизации занятости пожилых людей об обеспечении возможности их трудоустройства <13>, и ее положения станут обязательными для всех работодателей. Япония, пожалуй, единственная страна, где широко распространена система обязательного увольнения (выхода на пенсию) для определенных должностей. Работодатель имеет право установить пенсионный возраст в своей компании, что означает возможность расторжения трудового договора с работником, достигшим этого возраста <14>. Это было сделано для того, чтобы более молодые сотрудники могли двигаться по карьерной лестнице. Компаниям, которые к 31 марта 2013 г. установили в своих трудовых соглашениях возрастные критерии ограничения круга сотрудников, подпадающих под систему непрерывной занятости, было разрешено принимать переходные меры, которые предполагали постепенное увеличение возраста выхода на пенсию на 1 год каждые 3 года. 31 марта 2025 г. этот период закончился, и всем работникам, желающим продолжить работу, должно быть обеспечено трудоустройство до 65-летнего возраста. Работодатели, устанавливающие в своей компании пенсионный возраст ниже 65 лет, обязаны в целях обеспечения стабильной занятости своих пожилых работников до 65 лет реализовать одну из следующих мер: повышение пенсионного возраста до 65 лет; введение системы непрерывной занятости до 65 лет или отмена пенсионного возраста. Система непрерывной занятости, а также система повторного трудоустройства позволят работающим пожилым людям продолжать трудиться, если они того пожелают.
Готовое решение: В каком случае государственный гражданский служащий может оформить пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как повышается возраст выхода государственных гражданских служащих на пенсию по старости
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как повышается возраст выхода государственных гражданских служащих на пенсию по старости
Статья: Реализация устойчивого экономического роста (конституционно-правовые аспекты)
(Мазаев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Если брать во внимание самое простое представление об экономическом росте, то это постоянное увеличение объемов прироста товаров и услуг за определенный период времени <12>. Экономический рост оценивается в основном по количественным показателям роста материального производства и услуг. Формальные показатели экономического роста не всегда дают полную картину приращения общественного блага. Так, сокращение населения дает картину повышения валового внутреннего продукта (ВВП), также экономический рост может достигаться за счет повышения продолжительности рабочего дня или увеличения интенсивности труда, повышения пенсионного возраста и т.п.
(Мазаев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Если брать во внимание самое простое представление об экономическом росте, то это постоянное увеличение объемов прироста товаров и услуг за определенный период времени <12>. Экономический рост оценивается в основном по количественным показателям роста материального производства и услуг. Формальные показатели экономического роста не всегда дают полную картину приращения общественного блага. Так, сокращение населения дает картину повышения валового внутреннего продукта (ВВП), также экономический рост может достигаться за счет повышения продолжительности рабочего дня или увеличения интенсивности труда, повышения пенсионного возраста и т.п.
Ситуация: Кто имеет право выхода на страховую пенсию по старости в 55 лет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем за гражданами, достигшими пенсионного возраста до 01.01.2019, но не обратившимися за назначением пенсии либо не реализовавшими право на ее назначение в связи с несоблюдением двух других условий, сохраняется право на ее назначение без учета повышения пенсионного возраста. В таком случае продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяются на день достижения установленного до 01.01.2019 пенсионного возраста (ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ; Приложения 3, 5 к Закону N 400-ФЗ; ч. 2 ст. 10 Закона N 350-ФЗ).
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Очевидно, что для достижения поставленных целей необходимо пересмотреть реализацию отдельных элементов пенсионной системы, в том числе механизма назначения пенсионных выплат и механизма их защиты от обесценивания, гармонизировать их и привести в полное соответствие социально-страховой природе. Разумеется, нельзя не принимать во внимание негативное влияние кризисных явлений в экономике, обусловленных усилением внешнего давления в том числе. Однако именно устранение системных противоречий и дискриминационного характера проведения индексации в отношении работающих пенсионеров может оказать всестороннее положительное влияние на социально-экономическое положение лиц пожилого возраста, на фоне повышения пенсионного возраста выполнение данной задачи государством представляется особенно важным.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Очевидно, что для достижения поставленных целей необходимо пересмотреть реализацию отдельных элементов пенсионной системы, в том числе механизма назначения пенсионных выплат и механизма их защиты от обесценивания, гармонизировать их и привести в полное соответствие социально-страховой природе. Разумеется, нельзя не принимать во внимание негативное влияние кризисных явлений в экономике, обусловленных усилением внешнего давления в том числе. Однако именно устранение системных противоречий и дискриминационного характера проведения индексации в отношении работающих пенсионеров может оказать всестороннее положительное влияние на социально-экономическое положение лиц пожилого возраста, на фоне повышения пенсионного возраста выполнение данной задачи государством представляется особенно важным.
Статья: Нетрудоспособность гражданина как основание возникновения права на обязательную долю в наследстве
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?
(Фрик О.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 6)В соответствии с Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о наследовании нетрудоспособными лицами, установленные пунктом 1 статьи 1149 ГК РФ, применяются также к лицам предпенсионного возраста: женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, достигшим 60 лет. Согласно же Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нетрудоспособными признаются лица по достижении 65 и 70 лет (если мы не берем во внимание поэтапное повышение пенсионного возраста в переходный период до 2028 года). Логично, что повышение пенсионного возраста неизбежно должно затронуть смежные правоотношения. В то же время применительно к основаниям признания нетрудоспособным в силу возраста в рамках наследственных правоотношений этого не произошло. Итак, законодатель предполагает, что граждане трудоспособны, не нуждаются в особой социальной защите и вполне могут трудиться, если они не достигли 65 и 70 лет. В то же время наследники вопреки воле завещателя имеют право на обязательную долю в наследстве, если им исполнилось 55 и 60 лет. Цель введения права на обязательную долю - это особая защита членов семьи наследодателя, которые в силу старости или инвалидности нуждаются в таковой. Тогда возникает вопрос: почему с точки зрения права социального обеспечения старость у таких лиц не наступила и они вполне трудоспособны, в то время как согласно положениям наследственного права данные граждане нуждаются в повышенной социальной защите?