Поверка одпу электроэнергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Поверка одпу электроэнергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2024 N 88-3397/2024 (УИД 22MS0050-01-2023-000404-44)
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной электроэнергии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что согласно данным лицевой карты в отношении него числится задолженность по общедомовым нуждам за электроэнергию. Однако потребление электроэнергии на общедомовые нужды фактически отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы, что в мотивировочной части решения судом не указан ни один прибор, который потреблял бы электроэнергию на ОДН, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт потребления электроэнергии на общедомовые нужды, что не исследован вопрос о том, потребляется ли электроэнергия на содержание имеющегося общего имущества в жилом многоквартирном доме, не проверен подсчет ОДН на общедомовые нужды, не проверено наличие поверки общедомового прибора учета судом признаются несостоятельными, поскольку были предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной электроэнергии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что согласно данным лицевой карты в отношении него числится задолженность по общедомовым нуждам за электроэнергию. Однако потребление электроэнергии на общедомовые нужды фактически отсутствует.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы, что в мотивировочной части решения судом не указан ни один прибор, который потреблял бы электроэнергию на ОДН, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт потребления электроэнергии на общедомовые нужды, что не исследован вопрос о том, потребляется ли электроэнергия на содержание имеющегося общего имущества в жилом многоквартирном доме, не проверен подсчет ОДН на общедомовые нужды, не проверено наличие поверки общедомового прибора учета судом признаются несостоятельными, поскольку были предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 N 15АП-1370/2024 по делу N А32-27879/2017
Требование: О взыскании задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в МКД, расходов по уплате госпошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.При этом, ответчик, являясь управляющей компанией спорных домов, доказательств инициирования процедуры допуска ОДПУ или их замены в случае несогласия применения установленных сетевой организацией ОДПУ и ТТ, в материалы дела не представил; достоверность сведений, содержащихся в представленных истцом документах, документально не опроверг, истечение сроков поверки не доказал; доказательства установки иных приборов учета электроэнергии ответчиком в материалы дела не представлены (аналогичный правовой подход изложен в постановлении апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А32-14559/2021).
Требование: О взыскании задолженности за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества в МКД, расходов по уплате госпошлины.
Решение: Требование удовлетворено в части.При этом, ответчик, являясь управляющей компанией спорных домов, доказательств инициирования процедуры допуска ОДПУ или их замены в случае несогласия применения установленных сетевой организацией ОДПУ и ТТ, в материалы дела не представил; достоверность сведений, содержащихся в представленных истцом документах, документально не опроверг, истечение сроков поверки не доказал; доказательства установки иных приборов учета электроэнергии ответчиком в материалы дела не представлены (аналогичный правовой подход изложен в постановлении апелляционного суда от 07.09.2021 по делу N А32-14559/2021).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 01.07.2020 ответственность за учет электрической энергии, в том числе за установку, своевременную замену и поверку приборов учета электрической энергии, возложена на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами - на гарантирующих поставщиков. В связи с этим по новым правилам обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии МКД осуществляют представители гарантирующего поставщика. Техническую возможность установки прибора учета электрической энергии в жилом доме определяют представители сетевой организации.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)С 01.07.2020 ответственность за учет электрической энергии, в том числе за установку, своевременную замену и поверку приборов учета электрической энергии, возложена на сетевые организации, а в случае с многоквартирными домами - на гарантирующих поставщиков. В связи с этим по новым правилам обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии МКД осуществляют представители гарантирующего поставщика. Техническую возможность установки прибора учета электрической энергии в жилом доме определяют представители сетевой организации.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии и сетевые организации при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику (сетевой организации), вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики и сетевые организации. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки или замены соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 140 настоящего документа, исходя из замещающей информации, а в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии - пунктом 138 настоящего документа.
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках гарантирующие поставщики в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии и сетевые организации при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику (сетевой организации), вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики и сетевые организации. С даты истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии и до даты проведения поверки или замены соответствующего прибора учета его показания используются для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства. В случае если в результате поверки прибора учета электрической энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не подтверждено его соответствие метрологическим требованиям, то объем потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства должен быть пересчитан за указанный период в порядке, предусмотренном пунктом 140 настоящего документа, исходя из замещающей информации, а в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии - пунктом 138 настоящего документа.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).";
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).";
Вопрос: В каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, иного оборудования, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике с учетом положений указанных Правил. Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 80(1) Правил предоставления коммунальных услуг установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, иного оборудования, используемого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике с учетом положений указанных Правил. Определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями.
Вопрос: Обоснованна ли ссылка управляющей компании на несоблюдение процедуры принятия прибора учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома (ввода в эксплуатацию) в ответ на предписание об устранении нарушений его эксплуатации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 24.04.2025 N 11728-ОГ/00 разъяснено, что поскольку обеспечение надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета, включая осмотры, техническое обслуживание, поверку приборов учета, входит в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета может квалифицироваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минстроя России от 24.04.2025 N 11728-ОГ/00 разъяснено, что поскольку обеспечение надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета, включая осмотры, техническое обслуживание, поверку приборов учета, входит в перечень работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то невыполнение требования по надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета может квалифицироваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вопрос: Как установить счетчик электроэнергии и в какой срок он должен быть установлен?
("Официальный сайт Минэнерго России", 2024)в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов по производству электроэнергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) - с даты получения обращения потребителя (производителя) электроэнергии, сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности. Обращение в отношении коллективного (общедомового) прибора учета направляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений;
("Официальный сайт Минэнерго России", 2024)в иных случаях при нахождении прибора учета в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов по производству электроэнергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) - с даты получения обращения потребителя (производителя) электроэнергии, сетевой организации или иного владельца объектов электросетевого хозяйства об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности. Обращение в отношении коллективного (общедомового) прибора учета направляется лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений;
Вопрос: Есть ли необходимость замены приборов учета электрической энергии при увеличении мощности?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Вопрос: Как осуществляется расчет стоимости потребленной электрической энергии для каждого члена СНТ (садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан) согласно показаниям приборов учета потребления электроэнергии?
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)Согласно пункту 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.