Поступление в вуз
Подборка наиболее важных документов по запросу Поступление в вуз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с расчетом выслуги лет и размером пенсии за выслугу лет в связи с военной службой, службой в органах внутренних дел и (или) службой в иных органах
(КонсультантПлюс, 2025)период обучения по вечерней форме в вузе до поступления на службу в органы внутренних дел, исчисляемый как два месяца учебы за один месяц службы, в случае, когда Гражданин завершил освоение образовательной программы и поступил на службу до 01.01.2012
(КонсультантПлюс, 2025)период обучения по вечерней форме в вузе до поступления на службу в органы внутренних дел, исчисляемый как два месяца учебы за один месяц службы, в случае, когда Гражданин завершил освоение образовательной программы и поступил на службу до 01.01.2012
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1149 "Право на обязательную долю в наследстве" ГК РФ"Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства, исходил из того, что само по себе имущественное положение ответчика не является достаточным основанием для вывода об отсутствии у него интереса к получению обязательной доли. Также суд апелляционной инстанции указал на то, что Т., как наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя пользовался спорной квартирой, проживал в ней постоянно до окончания школы, выехал в связи с поступлением в высшее учебное заведение, что исключает возможность уменьшения размера обязательной доли или отказа в ее присуждении по правилам части 4 статьи 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Утверждены Правила определения предельного количества мест для приема на обучение по образовательным программам высшего образования за счет средств физического лица и (или) юридического лица на 2026/27 учебный год (21.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Утверждены Правила определения предельного количества мест для приема на обучение по образовательным программам высшего образования за счет средств физического лица и (или) юридического лица на 2026/27 учебный год (21.11.2025)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"9. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Факультативными являются дисциплины, необязательные для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности; элективными - дисциплины, избираемые в обязательном порядке. Образовательная организация должна обеспечивать обучающимся выбор факультативных и элективных дисциплин из формируемого ею перечня. При выборе дисциплин обучающиеся руководствуются своими потребностями в получении или углублении определенных знаний. Например, в рамках получения среднего общего образования - исходя из планируемых к сдаче ЕГЭ и дисциплин, необходимых для дальнейшего поступления в вуз; в рамках получения профессионального образования - в соответствии получаемой специализацией.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Факультативными являются дисциплины, необязательные для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности; элективными - дисциплины, избираемые в обязательном порядке. Образовательная организация должна обеспечивать обучающимся выбор факультативных и элективных дисциплин из формируемого ею перечня. При выборе дисциплин обучающиеся руководствуются своими потребностями в получении или углублении определенных знаний. Например, в рамках получения среднего общего образования - исходя из планируемых к сдаче ЕГЭ и дисциплин, необходимых для дальнейшего поступления в вуз; в рамках получения профессионального образования - в соответствии получаемой специализацией.
Статья: Развитие ИТ-компетенций в научно-образовательной сфере как фактор формирования современной социализированной личности
(Улинова И.Х.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)С 2019 года в Российской Федерации успешно реализуется цифровой проект - суперсервис "Поступление в вуз онлайн", посредством которого ежегодно выпускники общеобразовательных школ с применением дистанционных технологий без необходимости посещения российского высшего учебного заведения становятся студентами. Соответствующий функционал цифрового проекта постоянно усовершенствуется, увеличивается перечень его возможностей, что оказывает непосредственное влияние на процедуру приема в вузы в части прозрачности, логичности при минимальном наборе действий и общей бесшовности взаимодействия участников приемной кампании.
(Улинова И.Х.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 6)С 2019 года в Российской Федерации успешно реализуется цифровой проект - суперсервис "Поступление в вуз онлайн", посредством которого ежегодно выпускники общеобразовательных школ с применением дистанционных технологий без необходимости посещения российского высшего учебного заведения становятся студентами. Соответствующий функционал цифрового проекта постоянно усовершенствуется, увеличивается перечень его возможностей, что оказывает непосредственное влияние на процедуру приема в вузы в части прозрачности, логичности при минимальном наборе действий и общей бесшовности взаимодействия участников приемной кампании.
Статья: Что учесть при заключении договора целевого обучения после 1 мая 2024 года
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Для бизнеса целевое обучение - возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для молодежи - поддержка и поступление в вуз на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение, где конкурс существенно ниже.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 5)Для бизнеса целевое обучение - возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для молодежи - поддержка и поступление в вуз на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение, где конкурс существенно ниже.
Вопрос: Почему в некоторых регионах не ведется работа с одаренными детьми или ведется формальная, для вида, но без результата? В "топовые" вузы без олимпиад поступить сложно, а если в регионе не работают в этом направлении, то у ребенка просто нет шансов.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2021
Статья: Нужно ли уведомлять работодателя о поступлении в вуз
("Главная книга", 2024, N 22)"Главная книга", 2024, N 22
("Главная книга", 2024, N 22)"Главная книга", 2024, N 22
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на устройство в семью, преимущество при поступлении в вузы, бесплатную медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве, освобождение от уплаты госпошлины за выдачу паспорта и некоторые другие льготы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на устройство в семью, преимущество при поступлении в вузы, бесплатную медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве, освобождение от уплаты госпошлины за выдачу паспорта и некоторые другие льготы.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, средства материнского капитала могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели <752>. Таким образом, можно оплатить специализированную (спортивную, художественную, музыкальную и т.д.) школу, занятия в развивающих кружках и детских клубах, курсы подготовки к итоговой аттестации или к поступлению в вуз, курсы иностранного языка, автошколу и т.д.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, средства материнского капитала могут быть направлены на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели <752>. Таким образом, можно оплатить специализированную (спортивную, художественную, музыкальную и т.д.) школу, занятия в развивающих кружках и детских клубах, курсы подготовки к итоговой аттестации или к поступлению в вуз, курсы иностранного языка, автошколу и т.д.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Данный подход начал применяться в конце 2000-х гг. и после паузы, вызванной неудачным экспериментом с Единой информационной системой, предназначенной для учета спиртосодержащей продукции <1>, постепенно распространился на ряд сфер государственного управления. Наибольшее количество таких систем появилось в 2012 - 2014 гг., после чего снова наблюдалась некоторая пауза, связанная с падением доходов бюджета. Квинтэссенцией подхода можно считать ст. 98 Закона об образовании, на основе которой созданы пять федеральных ИС, причем законодатель ограничился наименованиями и общими задачами применения данных систем, полностью делегировав содержательное регулирование правоотношений, связанных с их использованием, на подзаконный уровень. Ранее мы уже писали о том, что это привело к серьезной коллизии - отказ обучающегося предоставить согласие на обработку персональных данных в ФИС ГИА и приема приводит к ограничению его права на образование в части поступления в высшие учебные заведения <2>, причем это ограничение не сформулировано на уровне федерального закона (которым только и могут быть ограничены конституционные права граждан), а вызвано чисто техническими факторами и констатировано на уровне письма Министерства образования РФ.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Данный подход начал применяться в конце 2000-х гг. и после паузы, вызванной неудачным экспериментом с Единой информационной системой, предназначенной для учета спиртосодержащей продукции <1>, постепенно распространился на ряд сфер государственного управления. Наибольшее количество таких систем появилось в 2012 - 2014 гг., после чего снова наблюдалась некоторая пауза, связанная с падением доходов бюджета. Квинтэссенцией подхода можно считать ст. 98 Закона об образовании, на основе которой созданы пять федеральных ИС, причем законодатель ограничился наименованиями и общими задачами применения данных систем, полностью делегировав содержательное регулирование правоотношений, связанных с их использованием, на подзаконный уровень. Ранее мы уже писали о том, что это привело к серьезной коллизии - отказ обучающегося предоставить согласие на обработку персональных данных в ФИС ГИА и приема приводит к ограничению его права на образование в части поступления в высшие учебные заведения <2>, причем это ограничение не сформулировано на уровне федерального закона (которым только и могут быть ограничены конституционные права граждан), а вызвано чисто техническими факторами и констатировано на уровне письма Министерства образования РФ.
Статья: Отечественное образование в ракурсе национальных интересов Российской Федерации: законодательная и судебная практика
(Сидоренко А.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Так, в докладе академика А.Г. Аганбегяна в рамках работы Отделения общественных наук РАН указано, что в России не реализован механизм получения образования малообеспеченными гражданами посредством кредитования, которое могло бы быть возвращено в последующем благодаря повышению наряду с уровнем образования и будущих доходов <11>. Несмотря на то, что такие механизмы известны и в определенной части реализуются на практике, ведутся дискуссии по поводу их ограничения отдельными, наиболее востребованными для государства специальностями (при этом отмечается перенасыщение рынка труда юристами, экономистами и менеджерами) <12>. На низком уровне находятся и государственные расходы на образование - ниже 4% ВВП по состоянию на 2023 год (в США - 6%, в Европе - немного выше). По международному рейтингу ООН полных расходов на образование, включая государственные и частные, Россия из 189 стран находится примерно на 120-м месте. Исходя из этого, А.Г. Аганбегян указывает, что реформирование образования надлежит осуществлять в сторону сокращения неравенства, которое только усиливается <13>. Доктор социологических наук М.Ф. Черныш приводит статистику: сегодня примерно 60% родителей нанимают репетиторов для того, чтобы дети поступили в вуз. В нижних слоях населения лишь 20% родителей способны нанять репетиторов. Данный фактор свидетельствует о том, что борьба с неравенством в сфере образования требует повышения качества всеобщего школьного образования, благодаря которому каждый мог бы проявить свои способности и претендовать на поступление в вуз на бюджетное место <14>.
(Сидоренко А.И.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)Так, в докладе академика А.Г. Аганбегяна в рамках работы Отделения общественных наук РАН указано, что в России не реализован механизм получения образования малообеспеченными гражданами посредством кредитования, которое могло бы быть возвращено в последующем благодаря повышению наряду с уровнем образования и будущих доходов <11>. Несмотря на то, что такие механизмы известны и в определенной части реализуются на практике, ведутся дискуссии по поводу их ограничения отдельными, наиболее востребованными для государства специальностями (при этом отмечается перенасыщение рынка труда юристами, экономистами и менеджерами) <12>. На низком уровне находятся и государственные расходы на образование - ниже 4% ВВП по состоянию на 2023 год (в США - 6%, в Европе - немного выше). По международному рейтингу ООН полных расходов на образование, включая государственные и частные, Россия из 189 стран находится примерно на 120-м месте. Исходя из этого, А.Г. Аганбегян указывает, что реформирование образования надлежит осуществлять в сторону сокращения неравенства, которое только усиливается <13>. Доктор социологических наук М.Ф. Черныш приводит статистику: сегодня примерно 60% родителей нанимают репетиторов для того, чтобы дети поступили в вуз. В нижних слоях населения лишь 20% родителей способны нанять репетиторов. Данный фактор свидетельствует о том, что борьба с неравенством в сфере образования требует повышения качества всеобщего школьного образования, благодаря которому каждый мог бы проявить свои способности и претендовать на поступление в вуз на бюджетное место <14>.