Поставщик платежного приложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Поставщик платежного приложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ООО на УСН "доходы минус расходы" с НДС 5% приобрело оборудование, в котором выявлены недостатки, оплатило ремонт и выставило поставщику счет на компенсацию расходов с приложением подтверждающих документов. Надо ли учесть стоимость ремонта в расходах, а компенсацию - в доходах и начислить НДС 5% на сумму компенсации?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ООО на УСН "доходы минус расходы" с НДС 5% приобрело оборудование, в котором при эксплуатации были выявлены недостатки. По согласованию с поставщиком ООО оплатило ремонт и выставило поставщику счет на компенсацию расходов с приложением подтверждающих документов. Правильно ли поступило ООО, выставив счет на уплаченную за ремонт сумму, или следовало оформить иначе? Подрядчик выставил счет с НДС 20%, оплата произведена в июне, компенсация получена в июле. Надо ли ООО учесть стоимость ремонта в расходах, а компенсацию - в доходах? Если компенсация подлежит отражению в доходах, надо ли начислять НДС 5% и как определить налоговую базу?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: ООО на УСН "доходы минус расходы" с НДС 5% приобрело оборудование, в котором при эксплуатации были выявлены недостатки. По согласованию с поставщиком ООО оплатило ремонт и выставило поставщику счет на компенсацию расходов с приложением подтверждающих документов. Правильно ли поступило ООО, выставив счет на уплаченную за ремонт сумму, или следовало оформить иначе? Подрядчик выставил счет с НДС 20%, оплата произведена в июне, компенсация получена в июле. Надо ли ООО учесть стоимость ремонта в расходах, а компенсацию - в доходах? Если компенсация подлежит отражению в доходах, надо ли начислять НДС 5% и как определить налоговую базу?
Статья: Влияние небанковских поставщиков платежных услуг на правовой механизм функционирования платежных систем
(Ларионова Е.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)Однако в России уже есть субъекты НПС, не являющиеся кредитными организациями, наделенные правом оказывать платежные услуги и не являющиеся при этом банками: банковские платежные агенты, операторы услуг информационного обмена, поставщики платежных приложений и др., появление которых связано с цифровизацией НПС <4>.
(Ларионова Е.С.)
("Банковское право", 2022, N 3)Однако в России уже есть субъекты НПС, не являющиеся кредитными организациями, наделенные правом оказывать платежные услуги и не являющиеся при этом банками: банковские платежные агенты, операторы услуг информационного обмена, поставщики платежных приложений и др., появление которых связано с цифровизацией НПС <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)29) поставщик платежного приложения - юридическое лицо, в том числе иностранная организация, предоставляющее на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для его применения клиентами оператора по переводу денежных средств;
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)29) поставщик платежного приложения - юридическое лицо, в том числе иностранная организация, предоставляющее на основании договора с оператором по переводу денежных средств платежное приложение для его применения клиентами оператора по переводу денежных средств;
Указание Банка России от 13.07.2021 N 5854-У
"О требованиях об обеспечении поставщиком платежного приложения возможности клиентам оператора по переводу денежных средств использовать национальные платежные инструменты с применением платежного приложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2021 N 65909)Зарегистрировано в Минюсте России 19 ноября 2021 г. N 65909
"О требованиях об обеспечении поставщиком платежного приложения возможности клиентам оператора по переводу денежных средств использовать национальные платежные инструменты с применением платежного приложения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2021 N 65909)Зарегистрировано в Минюсте России 19 ноября 2021 г. N 65909
Статья: Принципы регулирования платежных систем как инструмент снижения правового риска их функционирования
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Однако имеются примеры изменений законодательства, последовательность и целесообразность которых неочевидна. Так, например, изменения в ч. 13 ст. 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" <7> относительно соблюдения поставщиками платежных приложений требований к защите информации при участии в переводе денежных средств дублируют по своему содержанию требования ч. 3 ст. 27 этого же Закона. При этом часть 3 ст. 27 Федерального закона "О национальной платежной системе" была изменена за полтора года до этого в целях определения такой же обязанности поставщиков платежных приложений. Кроме того, изменения указанного Федерального закона в большинстве случаев предусматривают новые полномочия Банка России по регулированию НПС. В конечном счете это требует обновления или принятия новых нормативных актов Банка России или разъяснений к ним для актуализации регулирования. Например, в связи с дополнением Федерального закона "О национальной платежной системе" положениями о новых субъектах НПС <8> Банк России разработал порядка четырнадцати нормативных актов. В результате объемных и частых изменений законодательство о НПС становится нестабильным и непредсказуемым для операторов ПС, операторов УПИ и участников ПС, не успевающих адаптироваться к обновленным требованиям.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Однако имеются примеры изменений законодательства, последовательность и целесообразность которых неочевидна. Так, например, изменения в ч. 13 ст. 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" <7> относительно соблюдения поставщиками платежных приложений требований к защите информации при участии в переводе денежных средств дублируют по своему содержанию требования ч. 3 ст. 27 этого же Закона. При этом часть 3 ст. 27 Федерального закона "О национальной платежной системе" была изменена за полтора года до этого в целях определения такой же обязанности поставщиков платежных приложений. Кроме того, изменения указанного Федерального закона в большинстве случаев предусматривают новые полномочия Банка России по регулированию НПС. В конечном счете это требует обновления или принятия новых нормативных актов Банка России или разъяснений к ним для актуализации регулирования. Например, в связи с дополнением Федерального закона "О национальной платежной системе" положениями о новых субъектах НПС <8> Банк России разработал порядка четырнадцати нормативных актов. В результате объемных и частых изменений законодательство о НПС становится нестабильным и непредсказуемым для операторов ПС, операторов УПИ и участников ПС, не успевающих адаптироваться к обновленным требованиям.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<22> Указание Банка России от 06.04.2020 N 5429-У "О порядке ведения Банком России перечня поставщиков платежных приложений, перечня иностранных поставщиков платежных услуг, перечня операторов услуг информационного обмена, перечня банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов, о порядке, формах, составе и сроке предоставления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем сведений для ведения указанных перечней".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<22> Указание Банка России от 06.04.2020 N 5429-У "О порядке ведения Банком России перечня поставщиков платежных приложений, перечня иностранных поставщиков платежных услуг, перечня операторов услуг информационного обмена, перечня банковских платежных агентов, осуществляющих операции платежных агрегаторов, о порядке, формах, составе и сроке предоставления операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем сведений для ведения указанных перечней".
Статья: Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах
(Артемов Н.М., Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Прекратили свою деятельности и поставщики платежных приложений Apple Pay и Google Pay. Также из магазинов App Store и Google Play были удалены приложения российских банков, попавших под санкции. И если для телефонов на операционной системе Android данное ограничение не является критическим вследствие ее открытого характера, то для мобильных устройств на закрытой операционной системе iOS установка соответствующих приложений невозможна. Очевидно, что вопреки заявлениям некоторых западных политиков <20> о том, что санкции не затронут обычных российских потребителей, реальность свидетельствует об обратном. Те же Visa и Mastercard относятся к числу розничных платежных систем и от их отключения пострадали в первую очередь физические лица. При этом, как будет показано далее, предпринятые российскими властями превентивные меры обеспечили возможность расчета с использованием карт соответствующих платежных систем на территории России. Таким образом, основные ограничения коснулись трансграничных и офшорных расчетов - граждане нашей страны не могут рассчитываться с помощью карт соответствующих платежных систем за рубежом. В совокупности же с введенным запретом на авиаперевозки между Россией и странами ЕС, США, Канады, Великобритании и ряда иных стран <21>, а также требованием зарубежных финансовых учреждений вернуть в их распоряжение самолеты, находящиеся в лизинге у российских авиакомпаний, можно сделать вывод, что государства коллективного Запада стремятся ограничить (а по возможности исключить) пребывание россиян за рубежом и какие бы то ни было внешние связи. Перечисленное, вместе с запретом на продажу российским гражданам предметов роскоши <22>, приостановлением деятельности организаций розничной торговли и рядом иных действий в отношении граждан Российской Федерации, направлено на создание у населения недовольства проводимой государственной политикой и антиконституционную смену действующей власти.
(Артемов Н.М., Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Прекратили свою деятельности и поставщики платежных приложений Apple Pay и Google Pay. Также из магазинов App Store и Google Play были удалены приложения российских банков, попавших под санкции. И если для телефонов на операционной системе Android данное ограничение не является критическим вследствие ее открытого характера, то для мобильных устройств на закрытой операционной системе iOS установка соответствующих приложений невозможна. Очевидно, что вопреки заявлениям некоторых западных политиков <20> о том, что санкции не затронут обычных российских потребителей, реальность свидетельствует об обратном. Те же Visa и Mastercard относятся к числу розничных платежных систем и от их отключения пострадали в первую очередь физические лица. При этом, как будет показано далее, предпринятые российскими властями превентивные меры обеспечили возможность расчета с использованием карт соответствующих платежных систем на территории России. Таким образом, основные ограничения коснулись трансграничных и офшорных расчетов - граждане нашей страны не могут рассчитываться с помощью карт соответствующих платежных систем за рубежом. В совокупности же с введенным запретом на авиаперевозки между Россией и странами ЕС, США, Канады, Великобритании и ряда иных стран <21>, а также требованием зарубежных финансовых учреждений вернуть в их распоряжение самолеты, находящиеся в лизинге у российских авиакомпаний, можно сделать вывод, что государства коллективного Запада стремятся ограничить (а по возможности исключить) пребывание россиян за рубежом и какие бы то ни было внешние связи. Перечисленное, вместе с запретом на продажу российским гражданам предметов роскоши <22>, приостановлением деятельности организаций розничной торговли и рядом иных действий в отношении граждан Российской Федерации, направлено на создание у населения недовольства проводимой государственной политикой и антиконституционную смену действующей власти.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС - это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, операторы ИПС (указание на операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг и операторов ИПС включено Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг), поставщики платежных приложений (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов), операторы электронных платформ (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2022 г. N 331-ФЗ, принятым в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав), оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля (указание на оператора платформы цифрового рубля и участников платформы цифрового рубля включено Законом 2023 г. N 340-ФЗ, принятым в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В рамках определения данного ключевого понятия законодательства РФ о НПС в п. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты НПС - это операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежные агенты, организации федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры, операторы услуг информационного обмена, иностранные поставщики платежных услуг, операторы ИПС (указание на операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг и операторов ИПС включено Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг), поставщики платежных приложений (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2019 г. N 173-ФЗ, принятым в части регулирования сферы платежных сервисов), операторы электронных платформ (указание на данных субъектов НПС включено Законом 2022 г. N 331-ФЗ, принятым в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав), оператор платформы цифрового рубля, участники платформы цифрового рубля (указание на оператора платформы цифрового рубля и участников платформы цифрового рубля включено Законом 2023 г. N 340-ФЗ, принятым в части формирования правовых основ для внедрения цифрового рубля).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в отношении информации, позволяющей в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, информацию об указанных клиентах;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в отношении информации, позволяющей в целях неправомерного завладения или создания условий для неправомерного завладения денежными средствами клиентов операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры осуществлять доступ к информационным системам операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, электронным средствам платежа или программному обеспечению, которое применяется указанными клиентами с использованием технического устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и используется при предоставлении (получении) услуг операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов (субагентов), операторов услуг информационного обмена, поставщиков платежных приложений, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, а также к базам данных, содержащим полученную с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, информацию об указанных клиентах;
Статья: Объекты валютных правоотношений в условиях противодействия ограничительным мерам, введенным со стороны недружественных государств
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)В целях подрыва финансового суверенитета Российской Федерации начиная с февраля 2022 г. со стороны США и примкнувших к ним недружественных стран и международных организаций были приняты ограничительные меры, затрудняющие или полностью исключающие проведение платежей российских лиц как непосредственно на территории России, так и трансграничных переводов в рамках внешнеэкономических отношений. В частности, шесть системно значимых банков были отключены от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT, ряду российских кредитных организаций было отказано в доступе к американской системе обработки платежей в долларах США, а 20 кредитных организаций включили в перечень SDN, что повлекло за собой замораживание их активов в недружественных странах. Заморожены также золотовалютные резервы Российской Федерации, введены ограничения по обслуживанию государственного внешнего долга в долларах США, установлен запрет на поставку в нашу страну наличных долларов и евро, а операторы ряда платежных систем (в частности, VISA и MasterCard) и поставщики платежных приложений (ApplePay, GooglePay и SamsungPay) прекратили свою деятельность в России и т.д. Многие иностранные банки начали отказываться от обслуживания российских клиентов, что значительным образом затруднило проведение ими платежей <1>.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)В целях подрыва финансового суверенитета Российской Федерации начиная с февраля 2022 г. со стороны США и примкнувших к ним недружественных стран и международных организаций были приняты ограничительные меры, затрудняющие или полностью исключающие проведение платежей российских лиц как непосредственно на территории России, так и трансграничных переводов в рамках внешнеэкономических отношений. В частности, шесть системно значимых банков были отключены от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT, ряду российских кредитных организаций было отказано в доступе к американской системе обработки платежей в долларах США, а 20 кредитных организаций включили в перечень SDN, что повлекло за собой замораживание их активов в недружественных странах. Заморожены также золотовалютные резервы Российской Федерации, введены ограничения по обслуживанию государственного внешнего долга в долларах США, установлен запрет на поставку в нашу страну наличных долларов и евро, а операторы ряда платежных систем (в частности, VISA и MasterCard) и поставщики платежных приложений (ApplePay, GooglePay и SamsungPay) прекратили свою деятельность в России и т.д. Многие иностранные банки начали отказываться от обслуживания российских клиентов, что значительным образом затруднило проведение ими платежей <1>.
Интервью: Интервью с Ефимовой Людмилой Георгиевной, заведующей кафедрой банковского права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), профессором кафедры финансовых сделок и новых технологий в праве Российской школы частного права Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором
("Цивилист", 2023, N 2)Для правового регулирования указанных изменений далеко не всегда требуется издание новых нормативных правовых актов. Гораздо чаще наш законодатель практикует внесение изменений в изданные ранее нормативные правовые акты в сфере безналичных расчетов. Наибольший интерес в этой связи могут вызвать изменения в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в части норм о деятельности поставщиков платежных приложений и электронных платформ.
("Цивилист", 2023, N 2)Для правового регулирования указанных изменений далеко не всегда требуется издание новых нормативных правовых актов. Гораздо чаще наш законодатель практикует внесение изменений в изданные ранее нормативные правовые акты в сфере безналичных расчетов. Наибольший интерес в этой связи могут вызвать изменения в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в части норм о деятельности поставщиков платежных приложений и электронных платформ.
Статья: Понятие "банковская экосистема"
(Узденов Ш.Ш.)
("Банковское право", 2022, N 3)Г. Учитывая сферу функционирования организаторов банковских экосистем (кредитных организаций), следует в качестве следующего элемента указать являющийся центральной сферой осуществления хозяйственной деятельности банковских экосистем рынок банковских услуг. В связи с этим отметим, что в рамках банковских экосистем кредитные организации взаимодействуют с иными организациями (например, с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, операторами услуг информационного обмена, операторами услуг платежной инфраструктуры, банковскими платежными агентами, поставщиками платежных приложений и т.д.) для совместного предоставления услуг клиентам.
(Узденов Ш.Ш.)
("Банковское право", 2022, N 3)Г. Учитывая сферу функционирования организаторов банковских экосистем (кредитных организаций), следует в качестве следующего элемента указать являющийся центральной сферой осуществления хозяйственной деятельности банковских экосистем рынок банковских услуг. В связи с этим отметим, что в рамках банковских экосистем кредитные организации взаимодействуют с иными организациями (например, с профессиональными участниками рынка ценных бумаг, операторами услуг информационного обмена, операторами услуг платежной инфраструктуры, банковскими платежными агентами, поставщиками платежных приложений и т.д.) для совместного предоставления услуг клиентам.
Статья: Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)- эффективности осуществления Банком России функций мегарегулятора (в частности, в контексте закрепления за кредитными организациями обязанностей ведения реестра платежных агентов, поставщиков платежных приложений, платежных агрегаторов).
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)- эффективности осуществления Банком России функций мегарегулятора (в частности, в контексте закрепления за кредитными организациями обязанностей ведения реестра платежных агентов, поставщиков платежных приложений, платежных агрегаторов).
Статья: Электронные платежи и электронные деньги: правовые основы и отдельные коллизии в правовом понимании терминов
(Идрышева С.К.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 1)В России в законодательном определении национальной платежной системы внимание акцентировано на участниках системы - это "совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи... операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений..." (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О национальной платежной системе").
(Идрышева С.К.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 1)В России в законодательном определении национальной платежной системы внимание акцентировано на участниках системы - это "совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи... операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений..." (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О национальной платежной системе").