Поставка товара зпп
Подборка наиболее важных документов по запросу Поставка товара зпп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.1 "Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю" Закона РФ "О защите прав потребителей""Принимая во внимание, что истцом заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение сроков поставки товара, предусмотренной п. 3 ст. 23.1 ФЗ "О защите прав потребителя", положениями указанной статьи ответственность в виде уплаты неустойки за нарушение сроков поставки возложена на продавца, тогда как ответчик не является продавцом спорного товара, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для возложения данной ответственности на ответчика."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""В связи с чем, суд апелляционной инстанции взыскал 50% стоимости приобретенной собаки, исходя из п. 7.3 договора, поскольку наличие врожденного заболевания у собаки, о котором истец в нарушение положений статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" не был поставлен в известность до приобретения животного, является недостатком товара, при наличии указанных обстоятельств потребитель в силу ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор поставки товара в торговые сети как механизм защиты прав потребителей: теоретико-правовой аспект
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6
(Карпов Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6
Статья: Правовая природа бонусов покупателю по договору поставки и их место в системе способов прекращения обязательств
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 6)В качестве рекомендации, основанной на материалах судебной практики, следует рассмотреть последствия нотариального удостоверения договоров поставки, предусматривающих бонусную систему расчетов. В силу того что в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности предоставление скидок либо иных поощрений может привести к нарушениям норм законодательства о торговой деятельности либо противоречить иным публичным интересам, нотариальное удостоверение подобных соглашений послужит дополнительной гарантией защиты прав конечных потребителей поставляемых товаров.
(Челышева Н.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 6)В качестве рекомендации, основанной на материалах судебной практики, следует рассмотреть последствия нотариального удостоверения договоров поставки, предусматривающих бонусную систему расчетов. В силу того что в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности предоставление скидок либо иных поощрений может привести к нарушениям норм законодательства о торговой деятельности либо противоречить иным публичным интересам, нотариальное удостоверение подобных соглашений послужит дополнительной гарантией защиты прав конечных потребителей поставляемых товаров.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)В соответствии со ст. 6 Закона о защите прав потребителей изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)В соответствии со ст. 6 Закона о защите прав потребителей изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)К. обратилась в суд с иском к обществу (продавцу) о защите прав потребителя, указав, что 12 февраля 2022 г. между ней и ответчиком дистанционным способом заключен договор купли-продажи смартфона и беспроводных наушников. В установленный договором срок продавец не передал предварительно оплаченный товар, а в дальнейшем в одностороннем порядке отказался от исполнения условий договора. На претензию К. ответчик сообщил, что заказ отменен из-за сложностей с поставками товаров в Российскую Федерацию.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.10.2024)К. обратилась в суд с иском к обществу (продавцу) о защите прав потребителя, указав, что 12 февраля 2022 г. между ней и ответчиком дистанционным способом заключен договор купли-продажи смартфона и беспроводных наушников. В установленный договором срок продавец не передал предварительно оплаченный товар, а в дальнейшем в одностороннем порядке отказался от исполнения условий договора. На претензию К. ответчик сообщил, что заказ отменен из-за сложностей с поставками товаров в Российскую Федерацию.
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Не удивительно, что эти Определения Экономической коллегии, не отличающиеся, мягко скажем, прозрачностью мотивировки, не стали в конечном счете ориентиром для судебной практики, хотя, конечно, с политико-правовой точки зрения их следует полностью поддержать. Ведь цедирование потребительского штрафа выступает эффективным механизмом превенции: предприниматели осознают, что любой их клиент, оставшийся недовольным качеством поставленного товара или оказанных услуг, но не имеющий достаточно сил и ресурсов для самостоятельной литигации, потенциально сможет при наличии к тому оснований уступить полагающийся ему штраф профессионалу, который уже точно, в отличие от потребителя, воспользуется судебной защитой и с которым предпринимателю будет не так-то просто тягаться. Выходит, запрещение уступки штрафа ранее момента его присуждения, напротив, развязывает руки коммерсантам, позволяя им почти безнаказанно нарушать права потребителей. Политика права противится таким решениям <161>.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Не удивительно, что эти Определения Экономической коллегии, не отличающиеся, мягко скажем, прозрачностью мотивировки, не стали в конечном счете ориентиром для судебной практики, хотя, конечно, с политико-правовой точки зрения их следует полностью поддержать. Ведь цедирование потребительского штрафа выступает эффективным механизмом превенции: предприниматели осознают, что любой их клиент, оставшийся недовольным качеством поставленного товара или оказанных услуг, но не имеющий достаточно сил и ресурсов для самостоятельной литигации, потенциально сможет при наличии к тому оснований уступить полагающийся ему штраф профессионалу, который уже точно, в отличие от потребителя, воспользуется судебной защитой и с которым предпринимателю будет не так-то просто тягаться. Выходит, запрещение уступки штрафа ранее момента его присуждения, напротив, развязывает руки коммерсантам, позволяя им почти безнаказанно нарушать права потребителей. Политика права противится таким решениям <161>.
Статья: Параллельный импорт как инструмент управления международными санкциями
(Тюнин М.В., Еремеева Н.В., Набиев С.Р.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)Во-вторых, возникает проблема с гарантийными обязательствами и сервисным обслуживанием товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Закон РФ "О защите прав потребителей" в ст. 6 "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара" регламентирует взаимоотношения между производителем и приобретателем в течение срока службы товара. При прекращении поставок оригинальных запчастей по причине ухода с рынка многих производителей сложно гарантировать потребителю право на ремонт и восстановление работоспособного состояния товара и, как следствие, эксплуатацию и использование товара по назначению. Кроме того, возникают проблемы, связанные с выстраиванием международных логистических маршрутов поставки продукции и уменьшением присутствия иностранного капитала в российской экономике.
(Тюнин М.В., Еремеева Н.В., Набиев С.Р.)
("ИС. Промышленная собственность", 2023, N 3)Во-вторых, возникает проблема с гарантийными обязательствами и сервисным обслуживанием товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. Закон РФ "О защите прав потребителей" в ст. 6 "Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара" регламентирует взаимоотношения между производителем и приобретателем в течение срока службы товара. При прекращении поставок оригинальных запчастей по причине ухода с рынка многих производителей сложно гарантировать потребителю право на ремонт и восстановление работоспособного состояния товара и, как следствие, эксплуатацию и использование товара по назначению. Кроме того, возникают проблемы, связанные с выстраиванием международных логистических маршрутов поставки продукции и уменьшением присутствия иностранного капитала в российской экономике.
Статья: Защита прав пользователей цифровых платформ: основные подходы
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рамках первой стратегии важно отметить работу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по формированию принципов развития законодательства о защите прав потребителей в цифровой торговле. В числе этих принципов ОЭСР называет следующие: честная деловая и рекламная практика; надлежащее раскрытие информации; эффективные процессы подтверждения транзакций и оплаты; меры по устранению рисков конфиденциальности и безопасности; безопасность продукции в цепочках поставок электронной коммерции; полноценный доступ к эффективным механизмам разрешения споров <2>. При этом ОЭСР не проводит различий между статусом потребителей в зависимости от вида платформы: если экосистема торгует своим товаром, действуют обычные правила защиты прав потребителей. Если же она торгует чужим продуктом, то она не несет ответственности по этим сделкам. Эта позиция поддержана в Директиве ЕС об электронной торговле 2000 г. <3> Документ устанавливает, что цифровая платформа не несет ответственности за действия лиц, для которых выступает посредником, если только не знала о незаконности этих действий и не предприняла всего необходимого, чтобы их предотвратить.
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рамках первой стратегии важно отметить работу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по формированию принципов развития законодательства о защите прав потребителей в цифровой торговле. В числе этих принципов ОЭСР называет следующие: честная деловая и рекламная практика; надлежащее раскрытие информации; эффективные процессы подтверждения транзакций и оплаты; меры по устранению рисков конфиденциальности и безопасности; безопасность продукции в цепочках поставок электронной коммерции; полноценный доступ к эффективным механизмам разрешения споров <2>. При этом ОЭСР не проводит различий между статусом потребителей в зависимости от вида платформы: если экосистема торгует своим товаром, действуют обычные правила защиты прав потребителей. Если же она торгует чужим продуктом, то она не несет ответственности по этим сделкам. Эта позиция поддержана в Директиве ЕС об электронной торговле 2000 г. <3> Документ устанавливает, что цифровая платформа не несет ответственности за действия лиц, для которых выступает посредником, если только не знала о незаконности этих действий и не предприняла всего необходимого, чтобы их предотвратить.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении автомобилей у автодилеров и в автосалонах (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обстоятельства, связанные с тем, что спорный товар больше не реализуется или не поставляется по причине снятия с производства, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, предъявленного на основании ст. 24 Закона о защите прав потребителей, и не могут лишать потребителя возможности восстановить свое нарушенное право в связи с продажей ему товара ненадлежащего качества.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Обстоятельства, связанные с тем, что спорный товар больше не реализуется или не поставляется по причине снятия с производства, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, предъявленного на основании ст. 24 Закона о защите прав потребителей, и не могут лишать потребителя возможности восстановить свое нарушенное право в связи с продажей ему товара ненадлежащего качества.
Готовое решение: Как согласовать в договоре поставки условие о таре и упаковке товара
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что, если вы планируете в дальнейшем продавать товары потребителям, русский язык обязателен к использованию в информации для потребителей товаров. Использование государственных языков субъектов РФ и родных языков народов РФ возможно дополнительно, по усмотрению продавца (п. п. 1, 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, ч. 1 ст. 1, п. 9.4 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке). Поэтому, полагаем, на упаковке товаров, предназначенных для дальнейшей продажи потребителям, информация должна быть как минимум на русском языке, а приведение этой информации дополнительно на другом языке уже можно согласовать в договоре поставки по желанию сторон.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что, если вы планируете в дальнейшем продавать товары потребителям, русский язык обязателен к использованию в информации для потребителей товаров. Использование государственных языков субъектов РФ и родных языков народов РФ возможно дополнительно, по усмотрению продавца (п. п. 1, 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей, ч. 1 ст. 1, п. 9.4 ч. 1 ст. 3 Закона о государственном языке). Поэтому, полагаем, на упаковке товаров, предназначенных для дальнейшей продажи потребителям, информация должна быть как минимум на русском языке, а приведение этой информации дополнительно на другом языке уже можно согласовать в договоре поставки по желанию сторон.
Интервью: Интервью с Сидоренко Элиной Леонидовной, директором Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО (У) МИД России, профессором кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД России, доктором юридических наук, доцентом, членом СПЧ при Президенте РФ
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)В рамках первой стратегии важно отметить работу ОЭСР по формированию принципов развития законодательства о защите прав потребителей в цифровой торговле. В числе этих принципов ОЭСР называет следующие: честная деловая и рекламная практика; надлежащее раскрытие информации; эффективные процессы подтверждения транзакций и оплаты; меры по устранению рисков конфиденциальности и безопасности; безопасность продукции в цепочках поставок электронной коммерции; полноценный доступ к эффективным механизмам разрешения споров <1>. При этом ОЭСР не проводит различий между статусом потребителей в зависимости от вида платформы: если экосистема торгует своим товаром, действуют обычные правила защиты прав потребителей.
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 3)В рамках первой стратегии важно отметить работу ОЭСР по формированию принципов развития законодательства о защите прав потребителей в цифровой торговле. В числе этих принципов ОЭСР называет следующие: честная деловая и рекламная практика; надлежащее раскрытие информации; эффективные процессы подтверждения транзакций и оплаты; меры по устранению рисков конфиденциальности и безопасности; безопасность продукции в цепочках поставок электронной коммерции; полноценный доступ к эффективным механизмам разрешения споров <1>. При этом ОЭСР не проводит различий между статусом потребителей в зависимости от вида платформы: если экосистема торгует своим товаром, действуют обычные правила защиты прав потребителей.
Готовое решение: Особенности взыскания неустойки по договору купли-продажи (поставки)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, законную неустойку может взыскать потребитель, если продавец вовремя не заменил товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). Учтите: законную неустойку можно взыскать, даже если договором не предусмотрена обязанность ее платить (п. 1 ст. 332 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, законную неустойку может взыскать потребитель, если продавец вовремя не заменил товар ненадлежащего качества (п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). Учтите: законную неустойку можно взыскать, даже если договором не предусмотрена обязанность ее платить (п. 1 ст. 332 ГК РФ).
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)С 1992 г. до принятия нового Гражданского кодекса приняты, в частности, Законы: от 12 марта 1992 г. "О ценных бумагах и фондовых биржах"; от 13 марта 1992 г. "О товарных биржах"; от 9 декабря 1992 г. "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью"; от 19 января 1993 г. "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь"; от 5 февраля 1993 г. "О патентах на изобретения"; от 5 февраля 1993 г. "О товарных знаках и знаках обслуживания"; от 5 февраля 1993 г. "О патентах на промышленные образцы"; от 3 июня 1993 г. "О страховании"; от 16 июня 1993 г. "О праве собственности на землю"; от 19 ноября 1993 г. "О защите прав потребителей"; от 24 ноября 1993 г. "О залоге"; от 24 ноября 1993 г. "О поставках товаров для государственных нужд"; от 4 октября 1994 г. "Об общественных объединениях"; от 13 апреля 1995 г. "О патентах на сорта растений"; от 16 мая 1996 г. "Об авторском праве и смежных правах"; от 8 июля 1997 г. "О патентах на изобретения и полезные модели"; от 5 мая 1998 г. "Об объектах, находящихся только в собственности государства"; от 7 декабря 1998 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)С 1992 г. до принятия нового Гражданского кодекса приняты, в частности, Законы: от 12 марта 1992 г. "О ценных бумагах и фондовых биржах"; от 13 марта 1992 г. "О товарных биржах"; от 9 декабря 1992 г. "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью"; от 19 января 1993 г. "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь"; от 5 февраля 1993 г. "О патентах на изобретения"; от 5 февраля 1993 г. "О товарных знаках и знаках обслуживания"; от 5 февраля 1993 г. "О патентах на промышленные образцы"; от 3 июня 1993 г. "О страховании"; от 16 июня 1993 г. "О праве собственности на землю"; от 19 ноября 1993 г. "О защите прав потребителей"; от 24 ноября 1993 г. "О залоге"; от 24 ноября 1993 г. "О поставках товаров для государственных нужд"; от 4 октября 1994 г. "Об общественных объединениях"; от 13 апреля 1995 г. "О патентах на сорта растений"; от 16 мая 1996 г. "Об авторском праве и смежных правах"; от 8 июля 1997 г. "О патентах на изобретения и полезные модели"; от 5 мая 1998 г. "Об объектах, находящихся только в собственности государства"; от 7 декабря 1998 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
Статья: Устанавливать минимальную стоимость онлайн-закупки в аптеке незаконно
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Аптека выразила согласие, что любая заявка, сделанная посетителем сайта с указанием на то, что адресом доставки является адрес аптеки, признается в случае ее подтверждения заявкой аптеки. После того как заявка сформирована, АО на условиях договора поставки передает в собственность аптеки товар, что сопровождается товарной накладной.
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Аптека выразила согласие, что любая заявка, сделанная посетителем сайта с указанием на то, что адресом доставки является адрес аптеки, признается в случае ее подтверждения заявкой аптеки. После того как заявка сформирована, АО на условиях договора поставки передает в собственность аптеки товар, что сопровождается товарной накладной.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Фактически правила работы крупнейших цифровых платформ, а именно то, что может быть сделано на них технически, создает новый пласт социально-экономических отношений в предмете правового регулирования не только национального права, но и транснационального товарообмена, включающий в себя как сами торговые отношения, так и особенности защиты прав потребителей и производителей в спорах, связанных с некачественным либо несогласованным по сделке товаром, задержками или причинением вреда при его доставке. При этом регулярно возникают казусы, связанные с поставкой товаров, оборот которых ограничен в рамках действующего российского законодательства, но ни покупатель, ни продавец не осведомлены об этом. Для защиты потребителя и поставщика от противоправных действий не в силу умысла, а из-за неосведомленности могли бы использоваться возможности цифровых платформ, особенно если бы регулятор смог ретранслировать в машиночитаемом виде действующие регуляторные ограничения цифровой платформы, которая, в свою очередь, могла бы ограничивать возможность совершения соответствующих сделок.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Фактически правила работы крупнейших цифровых платформ, а именно то, что может быть сделано на них технически, создает новый пласт социально-экономических отношений в предмете правового регулирования не только национального права, но и транснационального товарообмена, включающий в себя как сами торговые отношения, так и особенности защиты прав потребителей и производителей в спорах, связанных с некачественным либо несогласованным по сделке товаром, задержками или причинением вреда при его доставке. При этом регулярно возникают казусы, связанные с поставкой товаров, оборот которых ограничен в рамках действующего российского законодательства, но ни покупатель, ни продавец не осведомлены об этом. Для защиты потребителя и поставщика от противоправных действий не в силу умысла, а из-за неосведомленности могли бы использоваться возможности цифровых платформ, особенно если бы регулятор смог ретранслировать в машиночитаемом виде действующие регуляторные ограничения цифровой платформы, которая, в свою очередь, могла бы ограничивать возможность совершения соответствующих сделок.