Поставка газа юридическим лицам
Подборка наиболее важных документов по запросу Поставка газа юридическим лицам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отключение газа: основания и порядок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок частичного или полного ограничения подачи (поставки)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок частичного или полного ограничения подачи (поставки)
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)В рамках споров о понуждении к заключению договора поставки газа по искам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей у судов не сформировалось единообразного подхода к квалификации такого договора. Если одни рассматривают его как публичный <127>, то другие, напротив, не усматривают обязанности поставщика заключить договор <128>. В качестве обоснования последнего подхода отмечается, что участниками рынка поставки газа являются коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, соответственно, заключая договор поставки газа, такие юридические лица разумно заинтересованы в надлежащем исполнении контрагентами данного договора и в отсутствие законодательных ограничений имеют право самостоятельно определять контрагентов, исходя из цели своей деятельности и предпринимательских рисков. Отказ от заключения договора является допустимым пределом осуществления гражданских прав для предотвращения наступления неблагоприятных последствий в сфере предпринимательской деятельности, т.е. такой отказ может быть признан экономически обоснованным. При этом вполне разумно, что при выборе контрагентов предприниматели оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и возможность предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)В рамках споров о понуждении к заключению договора поставки газа по искам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей у судов не сформировалось единообразного подхода к квалификации такого договора. Если одни рассматривают его как публичный <127>, то другие, напротив, не усматривают обязанности поставщика заключить договор <128>. В качестве обоснования последнего подхода отмечается, что участниками рынка поставки газа являются коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, соответственно, заключая договор поставки газа, такие юридические лица разумно заинтересованы в надлежащем исполнении контрагентами данного договора и в отсутствие законодательных ограничений имеют право самостоятельно определять контрагентов, исходя из цели своей деятельности и предпринимательских рисков. Отказ от заключения договора является допустимым пределом осуществления гражданских прав для предотвращения наступления неблагоприятных последствий в сфере предпринимательской деятельности, т.е. такой отказ может быть признан экономически обоснованным. При этом вполне разумно, что при выборе контрагентов предприниматели оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и возможность предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2025 N 804
(ред. от 27.10.2025)
"Об утверждении Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа"1. Настоящие Правила устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребители).
(ред. от 27.10.2025)
"Об утверждении Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа"1. Настоящие Правила устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - потребители).
Постановление Правительства РФ от 01.11.2021 N 1901
(ред. от 30.08.2025)
"Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"1. Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями при поставках газа, и обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
(ред. от 30.08.2025)
"Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"1. Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями при поставках газа, и обязательны для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом попытки закрепить за публично-правовым образованием солидарную ответственность по долгам его юридических лиц с помощью некоторых иных инструментов, влекущих возникновение долга за счет бюджета, не признаются надзорными органами и судами в качестве законных. Например, когда администрация муниципального образования заключила договор с поставщиком газа на поставку природного газа непосредственно уполномоченным организациям, указанным в договоре (в данном случае это муниципальное унитарное предприятие), она обязалась ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от уполномоченных организаций поставщику за поставленный газ, при этом предусматривалась гражданско-правовая солидарная ответственность этих организаций и заказчика (то есть самой администрации) по такой оплате, но не предусматривалось предоставление муниципальной гарантии. Суды расценили это условие как перевод обязательств муниципального унитарного предприятия на публично-правовое образование в силу закрепленного солидарного характера обязательства. Суд подчеркнул также, что, несмотря на право органов власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, такая форма расходования средств бюджета, как выделение ассигнований на перевод коммерческого долга в обязательства публично-правового образования, нормами бюджетного законодательства не предусмотрена. Из этого последовал вывод, что публично-правовое образование может быть обязано нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой включаются в состав государственного (муниципального) долга <19>.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом попытки закрепить за публично-правовым образованием солидарную ответственность по долгам его юридических лиц с помощью некоторых иных инструментов, влекущих возникновение долга за счет бюджета, не признаются надзорными органами и судами в качестве законных. Например, когда администрация муниципального образования заключила договор с поставщиком газа на поставку природного газа непосредственно уполномоченным организациям, указанным в договоре (в данном случае это муниципальное унитарное предприятие), она обязалась ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от уполномоченных организаций поставщику за поставленный газ, при этом предусматривалась гражданско-правовая солидарная ответственность этих организаций и заказчика (то есть самой администрации) по такой оплате, но не предусматривалось предоставление муниципальной гарантии. Суды расценили это условие как перевод обязательств муниципального унитарного предприятия на публично-правовое образование в силу закрепленного солидарного характера обязательства. Суд подчеркнул также, что, несмотря на право органов власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, такая форма расходования средств бюджета, как выделение ассигнований на перевод коммерческого долга в обязательства публично-правового образования, нормами бюджетного законодательства не предусмотрена. Из этого последовал вывод, что публично-правовое образование может быть обязано нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой включаются в состав государственного (муниципального) долга <19>.
Статья: Оговорка "бери или плати" в долгосрочных договорах международной купли-продажи природного газа: конфликт квалификации
(Андриянов Д.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Несмотря на то что в рамках отношений "бери или плати" покупатель защищен практически от любых рисков прекращения поставок газа по инициативе продавца, в западной политико-правовой мысли последних лет получило распространение мнение, что долгосрочные договоры купли-продажи газа и зависимые от государства юридические лица - монополисты являются инструментами России по ведению "газовой войны" на рынке Европейского союза, который был либерализован в результате применения "Третьего энергетического пакета" ЕС. По мнению профессора коммерческого права Государственного университета Милана (Италия) Э. Ремини, "это неизбежно мотивирует покупателей уклоняться от исполнения обязательств, приводимых в первоначальных договорах с оговоркой "бери или плати", с целью извлечения выгоды из более привлекательных возможностей, предоставляемых рынком, все менее скованным и все более либеральным, в том числе по причине того, какой точки зрения придерживается правительство того или иного государства (в Италии именно это и происходит: президент Организации по регулированию электроэнергии и газа официально высказался за отказ от договоров "бери или плати", где цены двойной нитью связаны с ценами на нефть)" <5>. Для минимизации политических рисков российским компаниям необходимо учитывать существование различных подходов к квалификации оговорки "бери или плати", нередко коллидирующих между собой в зависимости от права, применимого к контракту (lex voluntatis), а также места разрешения спора (lex fori/lex arbitri).
(Андриянов Д.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 6)Несмотря на то что в рамках отношений "бери или плати" покупатель защищен практически от любых рисков прекращения поставок газа по инициативе продавца, в западной политико-правовой мысли последних лет получило распространение мнение, что долгосрочные договоры купли-продажи газа и зависимые от государства юридические лица - монополисты являются инструментами России по ведению "газовой войны" на рынке Европейского союза, который был либерализован в результате применения "Третьего энергетического пакета" ЕС. По мнению профессора коммерческого права Государственного университета Милана (Италия) Э. Ремини, "это неизбежно мотивирует покупателей уклоняться от исполнения обязательств, приводимых в первоначальных договорах с оговоркой "бери или плати", с целью извлечения выгоды из более привлекательных возможностей, предоставляемых рынком, все менее скованным и все более либеральным, в том числе по причине того, какой точки зрения придерживается правительство того или иного государства (в Италии именно это и происходит: президент Организации по регулированию электроэнергии и газа официально высказался за отказ от договоров "бери или плати", где цены двойной нитью связаны с ценами на нефть)" <5>. Для минимизации политических рисков российским компаниям необходимо учитывать существование различных подходов к квалификации оговорки "бери или плати", нередко коллидирующих между собой в зависимости от права, применимого к контракту (lex voluntatis), а также места разрешения спора (lex fori/lex arbitri).
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Регулируется ли нормами о возмездном оказании услуг транспортировка газа
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами N 162, которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети.
Регулируется ли нормами о возмездном оказании услуг транспортировка газа
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами N 162, которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки и транспортировки газа через трубопроводные сети.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В секторе газоснабжения в роли энергоснабжающей организации выступают поставщики (газоснабжающие организации), являющиеся собственниками газа или уполномоченными указанными собственниками лицами, и независимые организации, которые осуществляют производство и поставки газа и являются независимыми от организаций-собственников систем газоснабжения и организаций-собственников газораспределительных систем.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В секторе газоснабжения в роли энергоснабжающей организации выступают поставщики (газоснабжающие организации), являющиеся собственниками газа или уполномоченными указанными собственниками лицами, и независимые организации, которые осуществляют производство и поставки газа и являются независимыми от организаций-собственников систем газоснабжения и организаций-собственников газораспределительных систем.
Вопрос: О санкционировании расходов при оплате коммунальных услуг юрлицами - получателями целевых средств, если контрактом (договором) предусмотрена их закупка, а также физлицами.
(Письмо Минфина России от 13.01.2025 N 02-12-12/1350)Так, юридическое лицо в целях осуществления целевых расходов, если они связаны непосредственно с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг по соответствующим контрактам, представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжения, в которых указывается детализированный код направления расходования целевых средств, например, 0200 010, если при исполнении обязательств по государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору) предусмотрена закупка услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, газа и электроэнергии, иных коммунальных услуг.
(Письмо Минфина России от 13.01.2025 N 02-12-12/1350)Так, юридическое лицо в целях осуществления целевых расходов, если они связаны непосредственно с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг по соответствующим контрактам, представляет в территориальный орган Федерального казначейства распоряжения, в которых указывается детализированный код направления расходования целевых средств, например, 0200 010, если при исполнении обязательств по государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору) предусмотрена закупка услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, газа и электроэнергии, иных коммунальных услуг.
Статья: Противодействие антироссийским санкциям в платежной и валютной сферах
(Артемов Н.М., Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)<43> По внешнеторговым контрактам на поставку природного газа (далее - контракты на поставку природного газа), заключенным с иностранными лицами, если поставка природного газа осуществляется в иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и по контрактам на поставку природного газа, заключенным с иностранными лицами, местом регистрации которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
(Артемов Н.М., Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)<43> По внешнеторговым контрактам на поставку природного газа (далее - контракты на поставку природного газа), заключенным с иностранными лицами, если поставка природного газа осуществляется в иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и по контрактам на поставку природного газа, заключенным с иностранными лицами, местом регистрации которых являются иностранные государства, совершающие в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.