Постановление туристы
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановление туристы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Особенности реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации""Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 11.8, Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статьи 19.4 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пунктов 2, 3, 4, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 461 "Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора", пунктов 1, 5 - 7 Положения об особенностях на 2020 и 2021 год исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2020 N 1073, отказывая в удовлетворении требований исходил из того, что срок возврата истцу денежных средств по договору от 11 ноября 2019 г. на момент рассмотрения дела не наступил, при этом истец не подпадает под перечень лиц, указанных в пунктах 6, 7 данного Положения. Поскольку права истца как потребителя не нарушены, оснований для удовлетворения производных требований также не имеется."
Важнейшая практика по ст. 13 Закона о ЗППТуроператора (турагента) не привлекли к ответственности за невозврат оплаты по договору реализации турпродукта, который заключен до 31.03.2020 включительно и от которого турист отказался до вступления в силу Постановления N 1073 >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности судебной защиты прав потребителей в сфере оказания туристских услуг в условиях пандемии
(Ткачева Н.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Первого апреля 2020 г. был принят Федеральный закон N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <17>, которым Правительству Российской Федерации предоставлялось право принимать решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора. Восьмого апреля 2020 г. Правительством РФ было принято Постановление N 461 "Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора" <18>, которым была внесена правовая определенность в вопросе возврата денежных средств за несостоявшиеся поездки туристов, а также снята определенная социальная напряженность.
(Ткачева Н.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Первого апреля 2020 г. был принят Федеральный закон N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <17>, которым Правительству Российской Федерации предоставлялось право принимать решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора. Восьмого апреля 2020 г. Правительством РФ было принято Постановление N 461 "Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора" <18>, которым была внесена правовая определенность в вопросе возврата денежных средств за несостоявшиеся поездки туристов, а также снята определенная социальная напряженность.
Статья: Проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей туристских услуг
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Несмотря на то что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования <7>.
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Несмотря на то что правовую защиту туристов в России обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки и согласования <7>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Пункт 50 указанного постановления Пленума предусматривает, что при применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона об основах туристской деятельности).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Пункт 50 указанного постановления Пленума предусматривает, что при применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (ст. 9 Закона об основах туристской деятельности).
Статья: Угроза безопасности жизни и здоровья туриста как основание расторжения договора о реализации туристского продукта
(Курбанов Д.А., Улимаев Р.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<10> Приказ Минкультуры России от 27 июня 2012 г. N 666 (ред. от 07.09.2016) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания"; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 (ред. от 20.07.2019) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму" // СПС "КонсультантПлюс".
(Курбанов Д.А., Улимаев Р.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 2)<10> Приказ Минкультуры России от 27 июня 2012 г. N 666 (ред. от 07.09.2016) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания"; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901 (ред. от 20.07.2019) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Много и краткосрочно: когда сдача заложенных квартир внаем становится токсичной
(Плешанова О.)
("Банковское кредитование", 2023, N 2)Постановление КС РФ N 9-П по делу Павла Бахирева, с одной стороны, защитило собственников квартир, сдающих их внаем на короткие сроки (например, посуточно) туристам и курортникам. Главный тезис: ГК РФ не устанавливает и не ограничивает минимальный срок сдачи жилья внаем, а значит, сдавать можно, если это не нарушает права соседей и не перегружает общую инфраструктуру многоквартирного дома. Запрет оказывать в многоквартирных жилых домах гостиничные услуги, установленный в ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, должен применяться с учетом баланса интересов и сущностной оценки обстоятельств конкретных дел.
(Плешанова О.)
("Банковское кредитование", 2023, N 2)Постановление КС РФ N 9-П по делу Павла Бахирева, с одной стороны, защитило собственников квартир, сдающих их внаем на короткие сроки (например, посуточно) туристам и курортникам. Главный тезис: ГК РФ не устанавливает и не ограничивает минимальный срок сдачи жилья внаем, а значит, сдавать можно, если это не нарушает права соседей и не перегружает общую инфраструктуру многоквартирного дома. Запрет оказывать в многоквартирных жилых домах гостиничные услуги, установленный в ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, должен применяться с учетом баланса интересов и сущностной оценки обстоятельств конкретных дел.
Статья: Меры социальной поддержки российских туристов в период пандемии COVID-19 в контексте конституционного принципа равенства
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Сложно сказать, почему государственные органы, вовлеченные в процесс оказания помощи туристам, избрали такой непростой механизм реализации предусмотренных Постановлением мер. Но поскольку решение об оказании этой помощи в установленном объеме было принято, она должна быть доведена до адресатов без какой-либо их дискриминации по отношению друг к другу. В связи с этим представляется необходимым изменить порядок реализации мер и вернуться к установленному в первой редакции Постановления механизму, согласно которому сумма материальной помощи подлежит выплате за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина на территорию Российской Федерации.
(Терди Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Сложно сказать, почему государственные органы, вовлеченные в процесс оказания помощи туристам, избрали такой непростой механизм реализации предусмотренных Постановлением мер. Но поскольку решение об оказании этой помощи в установленном объеме было принято, она должна быть доведена до адресатов без какой-либо их дискриминации по отношению друг к другу. В связи с этим представляется необходимым изменить порядок реализации мер и вернуться к установленному в первой редакции Постановления механизму, согласно которому сумма материальной помощи подлежит выплате за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина на территорию Российской Федерации.
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Такие сложности вызваны тем, что зачастую в состав туристского продукта включены перелеты регулярными авиарейсами и многие туроператоры перекладывают бремя ответственности перед туристами на авиакомпании, мотивируя это ссылкой на п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", ограничивающий ответственность туроператора только правоотношениями, возникающими в связи с осуществлением чартерных перевозок (на них действие Постановления N 991 не распространяется).
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)Такие сложности вызваны тем, что зачастую в состав туристского продукта включены перелеты регулярными авиарейсами и многие туроператоры перекладывают бремя ответственности перед туристами на авиакомпании, мотивируя это ссылкой на п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", ограничивающий ответственность туроператора только правоотношениями, возникающими в связи с осуществлением чартерных перевозок (на них действие Постановления N 991 не распространяется).
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Некоторые примеры расширения защиты прав потребителя в этом аспекте можно обнаружить в практике ВС РФ. Так, если заключивший с потребителем договор контрагент выступает в роли комиссионера или агента, действующего от своего имени, но в интересах и за счет некоего коммерсанта, который фактически и осуществляет в адрес потребителя предоставление, входящее в предмет потребительского договора, за нарушение договорных прав потребителей отвечает как непосредственный контрагент, допустивший нарушение договора, так и тот стоящий за его спиной принципал (комитент), чье поведение и должно было обеспечивать фактически удовлетворение обязательственного требования потребителя. Эта идея не соответствует общим правилам о комиссии и агентском договоре, заключенном по модели комиссии: так как по общему правилу сделка совершена комиссионером/агентом от своего имени, то именно он отвечает перед контрагентом за исполнение, которое фактически будет учинять комитент/принципал; прямого иска к комитенту/принципалу у контрагента нет (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. N 85). Но в контексте ситуации, когда контрагентом оказывается потребитель, суды приходят к иному выводу и дают потребителю право на прямой иск "через голову" комиссионера/агента. Этот подход отражен на уровне законодательства о туристской деятельности, согласно которому туроператор отвечает за нарушение прав потребителя, допущенное турагентом, наравне с турагентом, даже в тех случаях, когда турагент заключал с туристом договор от своего имени (ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17, Определение СКГД ВС РФ от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3), но общего положения на сей счет потребительское законодательство не содержит. В то же время это не остановило ВС РФ, который в п. 48 Постановления Пленума от 28 июня 2012 г. N 17 закрепил следующие универсальные разъяснения: "Разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов). По сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала). В случае возникновения споров о предоставлении услуг посредниками уплачиваемое им потребителями комиссионное вознаграждение, исходя из вышеназванных статей и статьи 15 ГК РФ, может рассматриваться как убыток потребителя, отнесенный на основного исполнителя (изготовителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)".
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Некоторые примеры расширения защиты прав потребителя в этом аспекте можно обнаружить в практике ВС РФ. Так, если заключивший с потребителем договор контрагент выступает в роли комиссионера или агента, действующего от своего имени, но в интересах и за счет некоего коммерсанта, который фактически и осуществляет в адрес потребителя предоставление, входящее в предмет потребительского договора, за нарушение договорных прав потребителей отвечает как непосредственный контрагент, допустивший нарушение договора, так и тот стоящий за его спиной принципал (комитент), чье поведение и должно было обеспечивать фактически удовлетворение обязательственного требования потребителя. Эта идея не соответствует общим правилам о комиссии и агентском договоре, заключенном по модели комиссии: так как по общему правилу сделка совершена комиссионером/агентом от своего имени, то именно он отвечает перед контрагентом за исполнение, которое фактически будет учинять комитент/принципал; прямого иска к комитенту/принципалу у контрагента нет (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. N 85). Но в контексте ситуации, когда контрагентом оказывается потребитель, суды приходят к иному выводу и дают потребителю право на прямой иск "через голову" комиссионера/агента. Этот подход отражен на уровне законодательства о туристской деятельности, согласно которому туроператор отвечает за нарушение прав потребителя, допущенное турагентом, наравне с турагентом, даже в тех случаях, когда турагент заключал с туристом договор от своего имени (ст. 9 Закона об основах туристской деятельности, п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17, Определение СКГД ВС РФ от 8 декабря 2020 г. N 78-КГ20-43-К3), но общего положения на сей счет потребительское законодательство не содержит. В то же время это не остановило ВС РФ, который в п. 48 Постановления Пленума от 28 июня 2012 г. N 17 закрепил следующие универсальные разъяснения: "Разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов). По сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала). В случае возникновения споров о предоставлении услуг посредниками уплачиваемое им потребителями комиссионное вознаграждение, исходя из вышеназванных статей и статьи 15 ГК РФ, может рассматриваться как убыток потребителя, отнесенный на основного исполнителя (изготовителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера)".
Статья: Развитие внутреннего туризма в России посредством принятия мер по поддержке разработки туристических маршрутов (на примере посещения объектов индустриального наследия Демидовых на Урале)
(Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О., Конов А.А.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Отметим, что в ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> отражено понятие туристического маршрута (это путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов), однако в данном Законе не отражены виды таких маршрутов как по значимости, так и по тематической направленности. Отсутствуют определения указанных видов туристических маршрутов и в Постановлении Правительства РФ, посвященном установлению правил признания туристического маршрута национальным <2>, и в распоряжении Правительства РФ, посвященном определению видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником <3>. Исходя из п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ можно установить, что национальный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного наследия, природных и природно-антропогенных объектов в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Для того чтобы туристическому маршруту был придан статус национального, он должен соответствовать критериям - экономическая целесообразность, определенная тематическая направленность трех и более туристических ресурсов, как минимум один из которых - объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.
(Вербицкая Т.В., Вербицкая Н.О., Конов А.А.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Отметим, что в ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <1> отражено понятие туристического маршрута (это путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов), однако в данном Законе не отражены виды таких маршрутов как по значимости, так и по тематической направленности. Отсутствуют определения указанных видов туристических маршрутов и в Постановлении Правительства РФ, посвященном установлению правил признания туристического маршрута национальным <2>, и в распоряжении Правительства РФ, посвященном определению видов туристических маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником <3>. Исходя из п. 9, 10 указанного Постановления Правительства РФ можно установить, что национальный туристический маршрут - путь следования туристов для посещения и (или) использования туристских ресурсов - объектов культурного наследия, природных и природно-антропогенных объектов в соответствии с определенной тематической направленностью (культурно-познавательной, экологической, гастрономической, промышленной, научной и т.д.). Для того чтобы туристическому маршруту был придан статус национального, он должен соответствовать критериям - экономическая целесообразность, определенная тематическая направленность трех и более туристических ресурсов, как минимум один из которых - объект культурного наследия, природный или природно-антропогенный объект, узнаваемость, перспективность, основанность на государственно-частном партнерстве с туроператорами.
Ситуация: На что обратить внимание при приобретении туристской путевки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выездном туризме турист письменно информируется о возможности обращения за экстренной помощью с указанием контактной информации объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ч. 9 ст. 10 Закона N 132-ФЗ; п. 9 Правил N 1852; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.08.2020 N 1209).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выездном туризме турист письменно информируется о возможности обращения за экстренной помощью с указанием контактной информации объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ч. 9 ст. 10 Закона N 132-ФЗ; п. 9 Правил N 1852; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.08.2020 N 1209).
Статья: Административная деятельность в сфере туризма
(Калинина Л.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)<23> Постановление Правительства РФ от 11 августа 2020 г. N 1209 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма" (ред. от 26.12.2022) // СЗ РФ. 2020. N 33. Ст. 5407.
(Калинина Л.Е.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)<23> Постановление Правительства РФ от 11 августа 2020 г. N 1209 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма" (ред. от 26.12.2022) // СЗ РФ. 2020. N 33. Ст. 5407.
Ситуация: Можно ли получить компенсацию в случае несоответствия отеля (гостиницы) заявленной туроператором категории?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отказе в добровольном удовлетворении претензии обратитесь с исковым заявлением о защите прав потребителя в суд. Обязанность по доказыванию надлежащего оказания услуг туристу, а также обязанность по возмещению дополнительных убытков в случае возникновения судебного разбирательства лежит на туроператоре (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При отказе в добровольном удовлетворении претензии обратитесь с исковым заявлением о защите прав потребителя в суд. Обязанность по доказыванию надлежащего оказания услуг туристу, а также обязанность по возмещению дополнительных убытков в случае возникновения судебного разбирательства лежит на туроператоре (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении (ненадлежащем выполнении) обязательств турагентами и туроператорами (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с п. 4 Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора", утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 461 (далее - Правила возврата), турист и (или) иной заказчик либо их представители в течение срока, предусмотренного п. 3 Правил возврата, предъявляют туроператору требование о возврате, к которому прилагаются документы, предусмотренные пп. "в" - "д" п. 6 Правил возврата.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В соответствии с п. 4 Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора", утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 461 (далее - Правила возврата), турист и (или) иной заказчик либо их представители в течение срока, предусмотренного п. 3 Правил возврата, предъявляют туроператору требование о возврате, к которому прилагаются документы, предусмотренные пп. "в" - "д" п. 6 Правил возврата.