Постановление мораторий
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановление мораторий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ответственность сторон по договору энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...Проверив расчет неустойки за период с 19 мая 2022 г. по 14 сентября 2022 г., суд не усмотрел оснований для применения моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"... поскольку задолженность, на которую начислена неустойка, возникла после введения моратория.
(КонсультантПлюс, 2025)...Проверив расчет неустойки за период с 19 мая 2022 г. по 14 сентября 2022 г., суд не усмотрел оснований для применения моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"... поскольку задолженность, на которую начислена неустойка, возникла после введения моратория.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Выплата дивидендов при моратории на банкротство
(КонсультантПлюс, 2025)...Податель жалобы [К. - ред.] отмечает, что судом... не было учтено следующее: мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"... распространял свое действие на принятие решений о выплате дивидендов по итогам 2021 финансового года, в то время как решением годового общего собрания акционеров ЗАО... была утверждена и распределена чистая прибыль Общества по итогам работы 2020 года. На период действия моратория законодательством Российской Федерации не были установлены ни приостановка, ни изменение порядка выплаты обществом дивидендов...
(КонсультантПлюс, 2025)...Податель жалобы [К. - ред.] отмечает, что судом... не было учтено следующее: мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"... распространял свое действие на принятие решений о выплате дивидендов по итогам 2021 финансового года, в то время как решением годового общего собрания акционеров ЗАО... была утверждена и распределена чистая прибыль Общества по итогам работы 2020 года. На период действия моратория законодательством Российской Федерации не были установлены ни приостановка, ни изменение порядка выплаты обществом дивидендов...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как будут проверять ККТ в 2023 году
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Проверки ККТ будут проводиться по правилам, вступившим в силу весной 2022 года. В своем Письме от 15.11.2022 N Д24и-37133 Минэкономразвития России напомнило, что тотальный мораторий на надзорные проверки по Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 действует до конца этого года.
(Данилов С.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Проверки ККТ будут проводиться по правилам, вступившим в силу весной 2022 года. В своем Письме от 15.11.2022 N Д24и-37133 Минэкономразвития России напомнило, что тотальный мораторий на надзорные проверки по Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 действует до конца этого года.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"Конституционный Суд указал, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда от 25 июня 2015 года N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий, - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 2 июля 2017 года.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Конституционный Суд указал, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда от 25 июня 2015 года N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий, - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 2 июля 2017 года.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года"Конституционный Суд указал, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда от 25 июня 2015 года N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий, - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 2 июля 2017 года.
Статья: Последствия применения организацией схемы "дробления бизнеса" с взаимозависимыми лицами
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 22)Общество обратилось с заявлением о признании незаконным решения инспекции о проведении выездной проверки во время действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 на проведение проверок; признании незаконными действий налогового органа по проведению проверки. Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ограничения на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленные указанным Постановлением, не распространяются на проведение налоговых проверок и не устанавливают ограничения на деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах. Согласно письму ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@ "О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций" по поручению Минфина России в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, проведение ВНП, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, приостанавливается. Выездные проверки в отношении данной категории налогоплательщиков, решения о проведении которых вынесены до получения территориальными налоговыми органами указанного письма, должны быть завершены в порядке, установленном НК РФ. Продление срока таких выездных проверок в порядке, предусмотренном НК РФ, или приостановление по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ, не осуществляется. Указанным письмом налоговым органам предписано завершить в установленном порядке проверки, начатые до его получения. Доказательств того, что заявитель включен в реестр аккредитованных IT-компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не представлено. В связи с тем что выездная проверка в отношении налогоплательщика назначена на 29.12.2021, у инспекции отсутствовали основания для ее прекращения на основании разъяснений, изложенных в указанном письме. Следовательно, правоотношения по осуществлению налогового контроля регулируются законодательством, действующим на дату назначения проверки, и подлежат завершению в порядке, установленном НК РФ.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 22)Общество обратилось с заявлением о признании незаконным решения инспекции о проведении выездной проверки во время действия моратория, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 на проведение проверок; признании незаконными действий налогового органа по проведению проверки. Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ограничения на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленные указанным Постановлением, не распространяются на проведение налоговых проверок и не устанавливают ограничения на деятельность уполномоченных органов по контролю соблюдения законодательства о налогах и сборах. Согласно письму ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@ "О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций" по поручению Минфина России в отношении организаций, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, проведение ВНП, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа, приостанавливается. Выездные проверки в отношении данной категории налогоплательщиков, решения о проведении которых вынесены до получения территориальными налоговыми органами указанного письма, должны быть завершены в порядке, установленном НК РФ. Продление срока таких выездных проверок в порядке, предусмотренном НК РФ, или приостановление по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ, не осуществляется. Указанным письмом налоговым органам предписано завершить в установленном порядке проверки, начатые до его получения. Доказательств того, что заявитель включен в реестр аккредитованных IT-компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не представлено. В связи с тем что выездная проверка в отношении налогоплательщика назначена на 29.12.2021, у инспекции отсутствовали основания для ее прекращения на основании разъяснений, изложенных в указанном письме. Следовательно, правоотношения по осуществлению налогового контроля регулируются законодательством, действующим на дату назначения проверки, и подлежат завершению в порядке, установленном НК РФ.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что на основе введенного разъясняемым Постановлением моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что исполнение названного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что на основе введенного разъясняемым Постановлением моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что исполнение названного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)7. Предлагается исключить ситуации, при которых "антикризисные" акты органов государственной власти, применяемые как акты специальные, фактически ограничивают права потребителей. В связи с изложенным предлагается впредь не принимать постановления Правительства РФ о введении моратория по выплатам застройщиками, просрочившими сроки сдачи объектов, неустойки участникам долевого строительства, равно как нельзя допускать поддержку перевозчиков за счет длительных сроков возврата денежных средств за несостоявшиеся рейсы пассажирам <111>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)7. Предлагается исключить ситуации, при которых "антикризисные" акты органов государственной власти, применяемые как акты специальные, фактически ограничивают права потребителей. В связи с изложенным предлагается впредь не принимать постановления Правительства РФ о введении моратория по выплатам застройщиками, просрочившими сроки сдачи объектов, неустойки участникам долевого строительства, равно как нельзя допускать поддержку перевозчиков за счет длительных сроков возврата денежных средств за несостоявшиеся рейсы пассажирам <111>.
Готовое решение: Как обращается взыскание на имущество должника в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)взыскатель в период действия моратория не может получить взыскание по исполнительному документу, предъявив его непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве (вопрос 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020). Банк принимает такой документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44).
(КонсультантПлюс, 2025)взыскатель в период действия моратория не может получить взыскание по исполнительному документу, предъявив его непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном ч. 1 ст. 8 Закона об исполнительном производстве (вопрос 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020). Банк принимает такой документ и оставляет его без исполнения до окончания действия моратория (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 N 44).
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Суд кассационной инстанции также счел подлежащим удовлетворению исковое требование первоначального иска о взыскании с ответчика 1 798,16 руб. пени за период по 30.06.2021 согласно представленному истцом расчету с взысканием пени по день фактической уплаты задолженности на основании п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России на день оплаты за каждый день просрочки, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", с 01.04.2022 по 01.10.2022.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Суд кассационной инстанции также счел подлежащим удовлетворению исковое требование первоначального иска о взыскании с ответчика 1 798,16 руб. пени за период по 30.06.2021 согласно представленному истцом расчету с взысканием пени по день фактической уплаты задолженности на основании п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России на день оплаты за каждый день просрочки, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", с 01.04.2022 по 01.10.2022.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом п. 4 Постановления N 234 установлены исключения из установленного моратория на распоряжение объектами недвижимости, расположенными в федеральной собственности, либо привлечение инвестиций:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При этом п. 4 Постановления N 234 установлены исключения из установленного моратория на распоряжение объектами недвижимости, расположенными в федеральной собственности, либо привлечение инвестиций:
Статья: Мораторий на санкции по ДДУ: как банку действовать по исполнительному документу
(Гусев М.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 3)Во избежание возможных претензий клиентов при поступлении в банк исполнительного документа необходимо проверять, является ли клиент - юридическое лицо застройщиком, применимы ли к нему правила моратория, установленные действующими Постановлениями Правительства РФ. Банки, имея учредительные документы клиентов, сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности клиентов, имеют возможность установить, можно ли отнести клиента к застройщикам.
(Гусев М.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 3)Во избежание возможных претензий клиентов при поступлении в банк исполнительного документа необходимо проверять, является ли клиент - юридическое лицо застройщиком, применимы ли к нему правила моратория, установленные действующими Постановлениями Правительства РФ. Банки, имея учредительные документы клиентов, сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности клиентов, имеют возможность установить, можно ли отнести клиента к застройщикам.
Статья: Споры покупателей квартир в новостройках с застройщиками - правовой анализ
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 9)В решении Симоновского районного суда г. Москвы по делу N 02-0518/2023 от 26.04.2023 суд, удовлетворяя требования дольщика о взыскании расходов на устранение недостатков, неустоек и компенсации морального вреда, детально проанализировал вопросы соблюдения гарантийных обязательств. Установив факт передачи объекта с недостатками, подтвержденный заключением судебной строительно-технической экспертизы, суд взыскал с застройщика стоимость устранения дефектов. При этом суд, применяя статью 333 ГК РФ по заявлению ответчика, снизил размер заявленной неустойки за нарушение срока передачи объекта исходя из принципа соразмерности последствиям нарушения обязательства. Отдельно суд рассмотрел ходатайство ответчика об отсрочке исполнения решения на основании продленного моратория (Постановление Правительства РФ N 479, с изменениями) и удовлетворил его, предоставив отсрочку по оплате взысканных сумм до 30.06.2023, что демонстрирует практическую реализацию мер государственной поддержки застройщиков в период экономической нестабильности.
(Васильева О.)
("Жилищное право", 2025, N 9)В решении Симоновского районного суда г. Москвы по делу N 02-0518/2023 от 26.04.2023 суд, удовлетворяя требования дольщика о взыскании расходов на устранение недостатков, неустоек и компенсации морального вреда, детально проанализировал вопросы соблюдения гарантийных обязательств. Установив факт передачи объекта с недостатками, подтвержденный заключением судебной строительно-технической экспертизы, суд взыскал с застройщика стоимость устранения дефектов. При этом суд, применяя статью 333 ГК РФ по заявлению ответчика, снизил размер заявленной неустойки за нарушение срока передачи объекта исходя из принципа соразмерности последствиям нарушения обязательства. Отдельно суд рассмотрел ходатайство ответчика об отсрочке исполнения решения на основании продленного моратория (Постановление Правительства РФ N 479, с изменениями) и удовлетворил его, предоставив отсрочку по оплате взысканных сумм до 30.06.2023, что демонстрирует практическую реализацию мер государственной поддержки застройщиков в период экономической нестабильности.
Готовое решение: Как списать дебиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)на основании акта государственного органа. Здесь подразумеваются законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления: законы, указы, постановления, распоряжения, положения, в том числе указания Банка России (например, о введении моратория на удовлетворение требований кредитора по ссудной задолженности), и т.п. (Письма Минфина России от 19.08.2021 N 03-03-06/1/66832, от 21.05.2019 N 03-03-06/2/36730, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184);
(КонсультантПлюс, 2025)на основании акта государственного органа. Здесь подразумеваются законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления: законы, указы, постановления, распоряжения, положения, в том числе указания Банка России (например, о введении моратория на удовлетворение требований кредитора по ссудной задолженности), и т.п. (Письма Минфина России от 19.08.2021 N 03-03-06/1/66832, от 21.05.2019 N 03-03-06/2/36730, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184);
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)В 2023 г. на большинство плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий установлен "антисанкционный" мораторий (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)В 2023 г. на большинство плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий установлен "антисанкционный" мораторий (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336).