Постановка на жилищный учет детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на жилищный учет детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Гражданин или его законный представитель хочет обязать Уполномоченный орган поставить Гражданина на жилищный учет
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданином пропущен без уважительных причин установленный законом срок обращения с заявлением о постановке на жилищный учет. После достижения возраста 23 лет Гражданин утратил социальный статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей
(КонсультантПлюс, 2025)Гражданином пропущен без уважительных причин установленный законом срок обращения с заявлением о постановке на жилищный учет. После достижения возраста 23 лет Гражданин утратил социальный статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с наймом специализированных жилых помещений: Прокурор, действующий в интересах ребенка-сироты (иных нуждающихся лиц), хочет обязать Уполномоченный орган предоставить гражданину жилое помещение специализированного жилищного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)факт принятия гражданина и проживающих с ним лиц на жилищный учет (решением Уполномоченного органа о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)факт принятия гражданина и проживающих с ним лиц на жилищный учет (решением Уполномоченного органа о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Сиротам гарантировано право на получение жилья в случаях, если у них нет в собственности жилого помещения; если они не являются нанимателями муниципального жилья; если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания, а также необходимо, чтобы до 23 лет ребенок был поставлен на учет сирот, нуждающихся в жилье.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Сиротам гарантировано право на получение жилья в случаях, если у них нет в собственности жилого помещения; если они не являются нанимателями муниципального жилья; если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания, а также необходимо, чтобы до 23 лет ребенок был поставлен на учет сирот, нуждающихся в жилье.
Статья: Квартиры мамам-сиротам с детьми
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
(Аскеров А.)
("Жилищное право", 2021, N 1)- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)- в адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)- в адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)И. обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным приказа об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить ее в указанный список.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)И. обратилась в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным приказа об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить ее в указанный список.
Статья: Жилье детям-сиротам - актуальные споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2)В частности, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо обратить внимание на причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 16-КГ20-9-К4).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 2)В частности, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо обратить внимание на причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 16-КГ20-9-К4).
Статья: Предоставление жилья детям-сиротам. Обзор судебной практики - 2022
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В связи с тем что истец впервые обратилась с заявлением о постановке на учет для получения жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении возраста 36 лет, в предоставлении жилья было отказано (см. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 N 88-8829/2022). Доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет, при разбирательстве дела в суде не установлено. Из материалов дела не следует, что у А. имелись препятствия, объективно препятствующие ее своевременному обращению с заявлением о постановке на учет с даты достижения ею совершеннолетия и до 23 лет.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 5)В связи с тем что истец впервые обратилась с заявлением о постановке на учет для получения жилья как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении возраста 36 лет, в предоставлении жилья было отказано (см. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 N 88-8829/2022). Доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения ею возраста 23 лет, при разбирательстве дела в суде не установлено. Из материалов дела не следует, что у А. имелись препятствия, объективно препятствующие ее своевременному обращению с заявлением о постановке на учет с даты достижения ею совершеннолетия и до 23 лет.
Статья: Право на обеспечение жилыми помещениями детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Король И.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Заключение. В 14 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет на предоставление специализированного жилого помещения, не должны быть ущемлены в правах в связи с изменениями закона, связанного с критериями благоустроенности. К сожалению, вопрос благоустроенности жилых помещений решается субъектом Российской Федерации, но норма субъекта Российской Федерации не должна нарушать нормы права, установленные в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе N 159-ФЗ. Лица, поставленные на учет и не достигшие 18 лет, должны быть обеспечены специализированным жилым помещением хотя бы в силу принципа социальной справедливости.
(Король И.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Заключение. В 14 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет на предоставление специализированного жилого помещения, не должны быть ущемлены в правах в связи с изменениями закона, связанного с критериями благоустроенности. К сожалению, вопрос благоустроенности жилых помещений решается субъектом Российской Федерации, но норма субъекта Российской Федерации не должна нарушать нормы права, установленные в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе N 159-ФЗ. Лица, поставленные на учет и не достигшие 18 лет, должны быть обеспечены специализированным жилым помещением хотя бы в силу принципа социальной справедливости.
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Так, уполномоченный орган субъекта РФ обязан включать в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, на что неоднократно обращалось внимание судами при рассмотрении дел данной категории. Нетрудно заметить, что реализация права на жилье такими лицами сопряжена с соблюдением дополнительных условий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), что позволяет отступить от формального достижения возраста 18 лет и реализовать предоставленное законом право на жилье за его пределами по достижении 23 лет <4>. Представляется, что расширительное применение возрастного критерия позволяет применить особые механизмы, обеспечивающие реализацию данного права лицами, обладающими особым правовым статусом, за пределами совершеннолетия. Такие особенности предоставления жилого помещения указанным лицам обусловлены периодом окончания срока их пребывания или обучения в соответствующей организации (образовательные, медицинские, социальные, исправительные, иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ч. 1 ст. 8 N 159-ФЗ)).
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Так, уполномоченный орган субъекта РФ обязан включать в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Если указанные лица не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, на что неоднократно обращалось внимание судами при рассмотрении дел данной категории. Нетрудно заметить, что реализация права на жилье такими лицами сопряжена с соблюдением дополнительных условий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении), что позволяет отступить от формального достижения возраста 18 лет и реализовать предоставленное законом право на жилье за его пределами по достижении 23 лет <4>. Представляется, что расширительное применение возрастного критерия позволяет применить особые механизмы, обеспечивающие реализацию данного права лицами, обладающими особым правовым статусом, за пределами совершеннолетия. Такие особенности предоставления жилого помещения указанным лицам обусловлены периодом окончания срока их пребывания или обучения в соответствующей организации (образовательные, медицинские, социальные, исправительные, иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (абз. 3 ч. 1 ст. 8 N 159-ФЗ)).
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, достигшие возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)лица, достигшие возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Статья: Прописка и регистрация (цивилистический аспект)
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Во второй названный Закон ("О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") предлагается внести изменение следующего содержания: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие по состоянию на день окончания срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях мест, где они постоянно или преимущественно проживают, на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями подлежат постановке на регистрационный учет по адресу места нахождения соответствующих организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых эти лица находились под надзором до достижения совершеннолетия, вне зависимости от продолжительности периода пребывания под надзором с учетом особенностей, установленных федеральным законом.
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)Во второй названный Закон ("О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") предлагается внести изменение следующего содержания: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие по состоянию на день окончания срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях мест, где они постоянно или преимущественно проживают, на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями подлежат постановке на регистрационный учет по адресу места нахождения соответствующих организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых эти лица находились под надзором до достижения совершеннолетия, вне зависимости от продолжительности периода пребывания под надзором с учетом особенностей, установленных федеральным законом.