Порядок взыскания штрафов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок взыскания штрафов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 330 ГК РФ "Понятие неустойки"2.5.6. Если суд удовлетворяет требования страхователя (выгодоприобретателя) - потребителя, он одновременно разрешает вопрос о взыскании штрафа за их неисполнение в добровольном порядке независимо от того, было ли такое требование заявлено в суд (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как СФР взыскивает штрафы в судебном порядке
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как взыскивают штрафы в порядке приказного производства
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как взыскивают штрафы в порядке приказного производства
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов4.2. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ (СПИСАНИЯ) НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ,
Нормативные акты
Постановление Правления ПФ РФ от 22.06.2000 N 72
"Об утверждении Порядка начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов"ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Порядка начисления пеней и взыскания сумм недоимки, а также пеней, штрафов, процентов"ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный суд РФ по жалобе инвалида-колясочника из Чувашии Ивана Матросова рассмотрел конституционность одной из норм федерального законодательства и принял решение в его пользу. Жалоба касалась порядка взыскания штрафов за несвоевременную выплату страховых сумм в случаях, когда страховые случаи оспорены в суде. Инвалид настаивал на том, что "счетчик" должен включаться с момента обращения за страховой премией. А страховая компания полагала, что платить следует только с момента вступления в силу судебного решения.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Конституционный суд РФ по жалобе инвалида-колясочника из Чувашии Ивана Матросова рассмотрел конституционность одной из норм федерального законодательства и принял решение в его пользу. Жалоба касалась порядка взыскания штрафов за несвоевременную выплату страховых сумм в случаях, когда страховые случаи оспорены в суде. Инвалид настаивал на том, что "счетчик" должен включаться с момента обращения за страховой премией. А страховая компания полагала, что платить следует только с момента вступления в силу судебного решения.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Также принимаются во внимание технические и методические документы в области экспертиз и исследований экспертных учреждений. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенной экспертизе определяется с учетом требований Приказов Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" (далее - Приказ N 211), от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" (далее - Указание N 254/23) и некоторых других приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенной экспертизе относится к компетенции транспортных прокуратур. Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 Приказа N 211 при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и порядок взыскания штрафов.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Также принимаются во внимание технические и методические документы в области экспертиз и исследований экспертных учреждений. Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенной экспертизе определяется с учетом требований Приказов Генерального прокурора РФ от 15 июля 2011 г. N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере" (далее - Приказ N 211), от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"; указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" (далее - Указание N 254/23) и некоторых других приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенной экспертизе относится к компетенции транспортных прокуратур. Так, в соответствии с абз. 3 п. 5 Приказа N 211 при реализации надзорных полномочий транспортным прокурорам следует сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов, регламентирующих применение таможенных процедур, осуществление таможенного и валютного контроля, контроля таможенной стоимости, порядок уплаты и взыскания таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей, производство по делам об административных таможенных правонарушениях и порядок взыскания штрафов.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 13 Закона о ЗПП
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нужно ли направлять досудебную претензию в целях дальнейшего взыскания штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя?
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нужно ли направлять досудебную претензию в целях дальнейшего взыскания штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя?
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<1> Однако в Постановлении КС РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" было разъяснено, что налоговый орган на основании полномочий, предоставленных ему ст. 7 (п. 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 13 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение по смыслу ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, и в случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, в случае несогласия юридического лица с решением налогового органа, является превышением конституционно допустимого (ст. 55 (ч. 3)) ограничения права, закрепленного в ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<1> Однако в Постановлении КС РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" было разъяснено, что налоговый орган на основании полномочий, предоставленных ему ст. 7 (п. 8 и 9) и 8 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 13 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение по смыслу ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, и в случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, в случае несогласия юридического лица с решением налогового органа, является превышением конституционно допустимого (ст. 55 (ч. 3)) ограничения права, закрепленного в ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Очередность взыскания, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, отличается от очередности, закрепленной в Законе об исполнительном производстве. Для судебного пристава в данной ситуации приоритетными являются правила Налогового кодекса РФ: при взыскании налогов (пеней, штрафов) порядок, установленный Законом об исполнительном производстве, применяется с учетом особенностей, которые предусматривает налоговое законодательство (п. 2 ст. 47 НК РФ). Поскольку п. 7 ст. 47 НК РФ закрепил особую очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика, судебный пристав должен применять данную норму, а не Закон об исполнительном производстве.
(КонсультантПлюс, 2025)Очередность взыскания, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, отличается от очередности, закрепленной в Законе об исполнительном производстве. Для судебного пристава в данной ситуации приоритетными являются правила Налогового кодекса РФ: при взыскании налогов (пеней, штрафов) порядок, установленный Законом об исполнительном производстве, применяется с учетом особенностей, которые предусматривает налоговое законодательство (п. 2 ст. 47 НК РФ). Поскольку п. 7 ст. 47 НК РФ закрепил особую очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика, судебный пристав должен применять данную норму, а не Закон об исполнительном производстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Глава 12. ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА, НАЗНАЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Глава 12. ВЗЫСКАНИЕ ШТРАФА, НАЗНАЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ, равно как и Правила определения размера неустойки N 1042, напрямую не регулируют данный вопрос. Полагаем, если поставщик заменил товар в пределах срока поставки, установленного контрактом, а заказчик принял его в установленном порядке, основания для взыскания штрафа отсутствуют, поскольку на момент истечения срока исполнения обязательства оно фактически исполнено надлежащим образом.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 44-ФЗ, равно как и Правила определения размера неустойки N 1042, напрямую не регулируют данный вопрос. Полагаем, если поставщик заменил товар в пределах срока поставки, установленного контрактом, а заказчик принял его в установленном порядке, основания для взыскания штрафа отсутствуют, поскольку на момент истечения срока исполнения обязательства оно фактически исполнено надлежащим образом.