Порядок возмещения расходов депутатов



Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок возмещения расходов депутатов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Форма: Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации (Форма по ОКУД 0505551)
(Методические рекомендации Минфина России от 25.06.2025)
5. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок определения объема затрат на предоставление иных межбюджетных трансфертов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации
Форма: Обоснования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации (Форма по ОКУД 0512044)
(Приказ Минфина России от 24.06.2025 N 79н)
3.2. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок определения общего объема бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)
Учитывая судебную практику, актуальной задачей является приведение региональных и муниципальных актов в соответствие с федеральными законами. В этой связи интерес представляют нормотворческие практики, предусматривающие применение компенсационного механизма выплат. Проведенный анализ свидетельствует, как правило, о фрагментарности такого регулирования, особенно в части взаимодействия представительного органа и депутата по представлению отчетности (перечень документов, сроки и формы отчетности, последствия непредставления отчета). В таких актах используется дифференцированный подход к основаниям возникновения права на компенсацию и определению ее размера исходя из конкретных фактически понесенных расходов, связанных с депутатской деятельностью. В актах предусматривается перечень компенсируемых видов расходов, связанных с депутатской деятельностью; размер компенсации исходя из показателей месячных (квартальных) или годовых расходов; порядок выплаты компенсации, включая перечень документов, представляемых для подтверждения понесенных расходов. Указанный подход реализуется на региональном и муниципальном уровнях. Например, депутату Государственного Совета Чувашской Республики ежемесячно возмещаются расходы в размере фактически произведенных расходов, но не более 10 тыс. руб. В Законодательном Собрании Пензенской области на 2021 г. установлена сумма выплаты в размере фактически произведенных расходов, но не более 10 тыс. руб. ежемесячно (выплаты производятся раз в квартал). В Государственном Совете Республики Коми предоставляются выплаты по фактическим затратам в сумме не более 15 тыс. руб. В Законодательном Собрании Оренбургской области размер возмещаемых расходов дифференцирован: для депутата на постоянной основе не может превышать сумму, равную 2 должностным окладам председателя комитета, а не на постоянной основе - соответственно 2,5 оклада. В таких законодательных органах постановлениями утверждены порядки возмещения таких расходов. Законом Рязанской области компенсационный механизм распространен и на муниципальный уровень (компенсация фактически понесенных расходов). Аналогичные практики имеются на муниципальном уровне. Например, в Уваровском районном Совете депутатов Тамбовской области введена ежеквартальная компенсация для возмещения расходов в сумме 3 тыс. руб.; она осуществляется на основании заявления с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы.
Вопрос: О страховых взносах с ежемесячной компенсации за осуществление депутатами деятельности на непостоянной основе без оформления трудовых отношений.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-15-06/8883)
Согласно пункту 11 статьи 31 Решения городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6 "О принятии Устава муниципального образования город Краснодар" депутату городской Думы Краснодара, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, может производиться выплата денежной компенсации расходов на выполнение его депутатских полномочий в размере и порядке, определенных решением городской Думы Краснодара.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)
6. Расходы на оплату труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона.
Информационное письмо ВАС РФ от 31.07.1992 N С-13/ОП-171
"О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности"
9. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов (администрация) не вправе обязывать предприятия участвовать в финансировании содержания объектов жилья и детских дошкольных учреждений, принадлежащих другим предприятиям, а также устанавливать бесспорный порядок взыскания платежей.
показать больше документов