Порядок возмещения расходов депутатов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок возмещения расходов депутатов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации (Форма по ОКУД 0505551)
(Методические рекомендации Минфина России от 25.06.2025)5. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок определения объема затрат на предоставление иных межбюджетных трансфертов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации
(Методические рекомендации Минфина России от 25.06.2025)5. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок определения объема затрат на предоставление иных межбюджетных трансфертов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации
Форма: Обоснования бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации (Форма по ОКУД 0512044)
(Приказ Минфина России от 24.06.2025 N 79н)3.2. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок определения общего объема бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации
(Приказ Минфина России от 24.06.2025 N 79н)3.2. Сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации, устанавливающих порядок определения общего объема бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников в избирательных округах, сенаторов Российской Федерации и их помощников в субъектах Российской Федерации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Учитывая судебную практику, актуальной задачей является приведение региональных и муниципальных актов в соответствие с федеральными законами. В этой связи интерес представляют нормотворческие практики, предусматривающие применение компенсационного механизма выплат. Проведенный анализ свидетельствует, как правило, о фрагментарности такого регулирования, особенно в части взаимодействия представительного органа и депутата по представлению отчетности (перечень документов, сроки и формы отчетности, последствия непредставления отчета). В таких актах используется дифференцированный подход к основаниям возникновения права на компенсацию и определению ее размера исходя из конкретных фактически понесенных расходов, связанных с депутатской деятельностью. В актах предусматривается перечень компенсируемых видов расходов, связанных с депутатской деятельностью; размер компенсации исходя из показателей месячных (квартальных) или годовых расходов; порядок выплаты компенсации, включая перечень документов, представляемых для подтверждения понесенных расходов. Указанный подход реализуется на региональном и муниципальном уровнях. Например, депутату Государственного Совета Чувашской Республики ежемесячно возмещаются расходы в размере фактически произведенных расходов, но не более 10 тыс. руб. В Законодательном Собрании Пензенской области на 2021 г. установлена сумма выплаты в размере фактически произведенных расходов, но не более 10 тыс. руб. ежемесячно (выплаты производятся раз в квартал). В Государственном Совете Республики Коми предоставляются выплаты по фактическим затратам в сумме не более 15 тыс. руб. В Законодательном Собрании Оренбургской области размер возмещаемых расходов дифференцирован: для депутата на постоянной основе не может превышать сумму, равную 2 должностным окладам председателя комитета, а не на постоянной основе - соответственно 2,5 оклада. В таких законодательных органах постановлениями утверждены порядки возмещения таких расходов. Законом Рязанской области компенсационный механизм распространен и на муниципальный уровень (компенсация фактически понесенных расходов). Аналогичные практики имеются на муниципальном уровне. Например, в Уваровском районном Совете депутатов Тамбовской области введена ежеквартальная компенсация для возмещения расходов в сумме 3 тыс. руб.; она осуществляется на основании заявления с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Учитывая судебную практику, актуальной задачей является приведение региональных и муниципальных актов в соответствие с федеральными законами. В этой связи интерес представляют нормотворческие практики, предусматривающие применение компенсационного механизма выплат. Проведенный анализ свидетельствует, как правило, о фрагментарности такого регулирования, особенно в части взаимодействия представительного органа и депутата по представлению отчетности (перечень документов, сроки и формы отчетности, последствия непредставления отчета). В таких актах используется дифференцированный подход к основаниям возникновения права на компенсацию и определению ее размера исходя из конкретных фактически понесенных расходов, связанных с депутатской деятельностью. В актах предусматривается перечень компенсируемых видов расходов, связанных с депутатской деятельностью; размер компенсации исходя из показателей месячных (квартальных) или годовых расходов; порядок выплаты компенсации, включая перечень документов, представляемых для подтверждения понесенных расходов. Указанный подход реализуется на региональном и муниципальном уровнях. Например, депутату Государственного Совета Чувашской Республики ежемесячно возмещаются расходы в размере фактически произведенных расходов, но не более 10 тыс. руб. В Законодательном Собрании Пензенской области на 2021 г. установлена сумма выплаты в размере фактически произведенных расходов, но не более 10 тыс. руб. ежемесячно (выплаты производятся раз в квартал). В Государственном Совете Республики Коми предоставляются выплаты по фактическим затратам в сумме не более 15 тыс. руб. В Законодательном Собрании Оренбургской области размер возмещаемых расходов дифференцирован: для депутата на постоянной основе не может превышать сумму, равную 2 должностным окладам председателя комитета, а не на постоянной основе - соответственно 2,5 оклада. В таких законодательных органах постановлениями утверждены порядки возмещения таких расходов. Законом Рязанской области компенсационный механизм распространен и на муниципальный уровень (компенсация фактически понесенных расходов). Аналогичные практики имеются на муниципальном уровне. Например, в Уваровском районном Совете депутатов Тамбовской области введена ежеквартальная компенсация для возмещения расходов в сумме 3 тыс. руб.; она осуществляется на основании заявления с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы.
Вопрос: О страховых взносах с ежемесячной компенсации за осуществление депутатами деятельности на непостоянной основе без оформления трудовых отношений.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-15-06/8883)Согласно пункту 11 статьи 31 Решения городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6 "О принятии Устава муниципального образования город Краснодар" депутату городской Думы Краснодара, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, может производиться выплата денежной компенсации расходов на выполнение его депутатских полномочий в размере и порядке, определенных решением городской Думы Краснодара.
(Письмо Минфина России от 03.02.2025 N 03-15-06/8883)Согласно пункту 11 статьи 31 Решения городской Думы Краснодара от 21.04.2011 N 11 п. 6 "О принятии Устава муниципального образования город Краснодар" депутату городской Думы Краснодара, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, может производиться выплата денежной компенсации расходов на выполнение его депутатских полномочий в размере и порядке, определенных решением городской Думы Краснодара.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)6. Расходы на оплату труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона.
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)6. Расходы на оплату труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона.
Информационное письмо ВАС РФ от 31.07.1992 N С-13/ОП-171
"О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности"9. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов (администрация) не вправе обязывать предприятия участвовать в финансировании содержания объектов жилья и детских дошкольных учреждений, принадлежащих другим предприятиям, а также устанавливать бесспорный порядок взыскания платежей.
"О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности"9. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов (администрация) не вправе обязывать предприятия участвовать в финансировании содержания объектов жилья и детских дошкольных учреждений, принадлежащих другим предприятиям, а также устанавливать бесспорный порядок взыскания платежей.
Готовое решение: Какие расходы отражают по подгруппе видов расходов (КВР) 120 "Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов"
(КонсультантПлюс, 2025)Если выдаете работникам денежные средства под отчет или компенсируете (возмещаете) им произведенные затраты на оплату выполненных работ, оказанных услуг, то такие расходы отражайте по подстатье 226 КОСГУ в увязке с КВР 122. К ним относятся расходы, например (п. 10.2.6 Порядка N 209н, п. 53.1.2.2 Порядка N 82н):
(КонсультантПлюс, 2025)Если выдаете работникам денежные средства под отчет или компенсируете (возмещаете) им произведенные затраты на оплату выполненных работ, оказанных услуг, то такие расходы отражайте по подстатье 226 КОСГУ в увязке с КВР 122. К ним относятся расходы, например (п. 10.2.6 Порядка N 209н, п. 53.1.2.2 Порядка N 82н):
Статья: Парламент в странах ближнего зарубежья
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Во-вторых, индемнитет означает право депутата на жалование, возмещение расходов в связи с осуществлением своей деятельности. При этом установлено правило: вознаграждение депутата и ограничение на получение им иных трудовых доходов устанавливаются законом, который может быть изменен применительно к парламенту только следующего созыва (ст. 75 Конституции Эстонской Республики).
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Во-вторых, индемнитет означает право депутата на жалование, возмещение расходов в связи с осуществлением своей деятельности. При этом установлено правило: вознаграждение депутата и ограничение на получение им иных трудовых доходов устанавливаются законом, который может быть изменен применительно к парламенту только следующего созыва (ст. 75 Конституции Эстонской Республики).
Статья: Разъяснения Минфина по применению бюджетной классификации
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)В соответствии с положениями Порядков N 82н и 209н возмещение расходов депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной основе, связанных со служебной командировкой, следует отражать по элементу вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" в увязке в целях бюджетного учета со следующими подстатьями КОСГУ:
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)В соответствии с положениями Порядков N 82н и 209н возмещение расходов депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной основе, связанных со служебной командировкой, следует отражать по элементу вида расходов 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда" в увязке в целях бюджетного учета со следующими подстатьями КОСГУ:
Статья: Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".
(Мардасова М.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 10)<18> Например, Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривая правовую природу различных неналоговых фискальных платежей, отмечал, они не подпадают под определения понятий "налога" и "сбора", содержащихся в ст. 8 НК РФ. Вместе с тем они не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции РФ. Это означает, что плательщики и ряд основных элементов обложения неналоговыми фискальными платежами, например такие как объект обложения и облагаемая база, должны быть установлены непосредственно в законе. Кроме того, отдельные элементы обложения могут определяться на подзаконном уровне (например, в актах Правительства РФ), когда такое право прямо предусмотрено в законодательстве. См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2016 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"; Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // СПС "Гарант".