Порядок узаконивания перепланировки
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок узаконивания перепланировки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 N 02АП-9775/2023 по делу N А82-21126/2022
Требование: О расторжении договора аренды нежилого помещения и о взыскании обеспечительного платежа.
Встречное требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды и коммунальным платежам.
Решение: Требование удовлетворено в части.Кроме того, выполнение Волковой О.В. работ в большем объеме, чем это предусмотрено заданием Департамента от 28.11.2022 N 043-07-04-3657, не свидетельствует о его ненадлежащем исполнении. Так согласно заключению ООО "Рыбинскгражданпроект" от 05.06.2023 (т. 1 л. 131-140) работы по перепланировке нежилого помещения III выполнены на основании рабочего проекта, разработанного ЗАО "Верхневолжская Производственная Сеть" N 41/458-11 в 2011 г. (проект перепланировки согласован с Департаментом архитектуры г. Рыбинск в 2011 г.); строительные работы выполнены в соответствии с требованиями строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. При таких обстоятельствах, собственник нежилого помещения III не лишен возможности узаконить перепланировку в порядке части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требование: О расторжении договора аренды нежилого помещения и о взыскании обеспечительного платежа.
Встречное требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды и коммунальным платежам.
Решение: Требование удовлетворено в части.Кроме того, выполнение Волковой О.В. работ в большем объеме, чем это предусмотрено заданием Департамента от 28.11.2022 N 043-07-04-3657, не свидетельствует о его ненадлежащем исполнении. Так согласно заключению ООО "Рыбинскгражданпроект" от 05.06.2023 (т. 1 л. 131-140) работы по перепланировке нежилого помещения III выполнены на основании рабочего проекта, разработанного ЗАО "Верхневолжская Производственная Сеть" N 41/458-11 в 2011 г. (проект перепланировки согласован с Департаментом архитектуры г. Рыбинск в 2011 г.); строительные работы выполнены в соответствии с требованиями строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. При таких обстоятельствах, собственник нежилого помещения III не лишен возможности узаконить перепланировку в порядке части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 N 88-2117/2024 (УИД 48RS0001-01-2022-006557-29)
Категория спора: 1) Управление многоквартирными домами; 2) Переустройство и перепланировка помещений.
Требования управляющей организации: 1) Об обязании привести имущество в первоначальное состояние, осуществить демонтаж конструкции.
Требования правообладателя помещения: 2) О сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии.
Обстоятельства: Иск управляющей организации мотивирован тем, что действия собственника по возведению конструкции остекления балкона привели к ущемлению прав собственников общего имущества в многоквартирном доме, конструкция создает угрозу жизни и здоровью граждан, не соответствует строительным нормам и правилам, не согласована с уполномоченными службами.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.В обоснование соблюдения порядка переустройства балкона ФИО2 указывал, что в принадлежащей ему квартире была произведена перепланировка, которая узаконена в установленном порядке, в подтверждение чего суду была представления копия технического паспорта на спорную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ в котором стоит штамп с указанием: "Перепланировка квартиры узаконена постановлением зам. главы администрации N от ДД.ММ.ГГГГ Дата ДД.ММ.ГГГГ г". При этом в разделе III. Техническое описание квартиры технического паспорта в п. 9 указано: "балкон с остеклением".
Категория спора: 1) Управление многоквартирными домами; 2) Переустройство и перепланировка помещений.
Требования управляющей организации: 1) Об обязании привести имущество в первоначальное состояние, осуществить демонтаж конструкции.
Требования правообладателя помещения: 2) О сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии.
Обстоятельства: Иск управляющей организации мотивирован тем, что действия собственника по возведению конструкции остекления балкона привели к ущемлению прав собственников общего имущества в многоквартирном доме, конструкция создает угрозу жизни и здоровью граждан, не соответствует строительным нормам и правилам, не согласована с уполномоченными службами.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.В обоснование соблюдения порядка переустройства балкона ФИО2 указывал, что в принадлежащей ему квартире была произведена перепланировка, которая узаконена в установленном порядке, в подтверждение чего суду была представления копия технического паспорта на спорную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ в котором стоит штамп с указанием: "Перепланировка квартиры узаконена постановлением зам. главы администрации N от ДД.ММ.ГГГГ Дата ДД.ММ.ГГГГ г". При этом в разделе III. Техническое описание квартиры технического паспорта в п. 9 указано: "балкон с остеклением".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как узаконить самовольную перепланировку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что на федеральном уровне жилищным законодательством возможность и порядок узаконивания самовольной перепланировки во внесудебном порядке не установлены. По общему правилу они устанавливаются региональными нормативными правовыми актами. В настоящем материале порядок узаконивания самовольной перепланировки рассматривается на примере г. Москвы (п. 16 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП; п. 2.12.1.3 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы N 508-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что на федеральном уровне жилищным законодательством возможность и порядок узаконивания самовольной перепланировки во внесудебном порядке не установлены. По общему правилу они устанавливаются региональными нормативными правовыми актами. В настоящем материале порядок узаконивания самовольной перепланировки рассматривается на примере г. Москвы (п. 16 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП; п. 2.12.1.3 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы N 508-ПП).
Ситуация: Какая ответственность предусмотрена за самовольную перепланировку жилого помещения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если узаконить перепланировку невозможно, собственник помещения в многоквартирном доме или наниматель жилого помещения, которое было самовольно перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если узаконить перепланировку невозможно, собственник помещения в многоквартирном доме или наниматель жилого помещения, которое было самовольно перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)Как показывает анализ судебной практики, некоторые суды не проводят различие между понятиями реконструкции и перепланировки (переустройства) жилого помещения и разрешают иски граждан, например о сохранении жилого помещения - квартиры с самовольной пристройкой в виде балкона или лоджии, в порядке ст. 29 ЖК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014)Как показывает анализ судебной практики, некоторые суды не проводят различие между понятиями реконструкции и перепланировки (переустройства) жилого помещения и разрешают иски граждан, например о сохранении жилого помещения - квартиры с самовольной пристройкой в виде балкона или лоджии, в порядке ст. 29 ЖК РФ.
"Дорожная карта реализации приоритетного проекта "Гильотина 2.0" по направлению "Перепланировка помещения"
(утв. Правительством РФ 31.10.2024 N ДГ-П36-36589)1.2.1. дополнения перечня документов, служащих основанием для подготовки технического плана (в случае внесудебного порядка узаконивания самовольных перепланировок);
(утв. Правительством РФ 31.10.2024 N ДГ-П36-36589)1.2.1. дополнения перечня документов, служащих основанием для подготовки технического плана (в случае внесудебного порядка узаконивания самовольных перепланировок);
Статья: Проблема легализации самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения с позиции норм муниципального законодательства и судебной практики
(Прощалыгин Р.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)С учетом указанного краткого анализа судебной практики и муниципальных актов представляется, что возникает диссонанс между данными правовыми предписаниями и Жилищным кодексом РФ. Связано это с тем, что согласование перепланировки или переустройства имеет силу правопорождающего юридического факта для соответствующих жилищных правоотношений. Помимо этого, изменение фасада многоквартирного дома путем изменения внешнего вида балкона (лоджии) требует внесения изменений в паспорт фасада здания, что также влечет необходимость обращения в орган местного самоуправления. В соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от 3 марта 2021 г. N 647 "О Порядке оформления паспорта фасадов здания, сооружения, нестационарного объекта на территории города Новосибирска" <13> внесение изменений в фасад здания возможно по заявлению заинтересованного лица, с предоставлением необходимых документов в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. При этом если сохранение самовольного переустройства и перепланировки возможно на основании судебного решения в силу федерального законодательства, то узаконение самовольного изменения фасада здания на основании судебного решения представляется невозможным в силу императивного характера норм муниципального законодательства о невозможности самовольного изменения фрагментов фасада в районе балкона или лоджии. С учетом этого нормы муниципального законодательства становятся декларативными, так как подавляющее большинство жителей муниципалитетов без каких-либо согласований осуществляют не только остекление балконов и лоджий, но и их внешнюю облицовку. При этом собственнику, решившему осуществить перепланировку или переустройство помещения, необходимо дважды обращаться в орган местного самоуправления для получения согласия на производство указанных действий и за разрешением для внесения изменений в фасад здания или сооружения, так как это разные муниципальные услуги, оказываемые населению.
(Прощалыгин Р.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)С учетом указанного краткого анализа судебной практики и муниципальных актов представляется, что возникает диссонанс между данными правовыми предписаниями и Жилищным кодексом РФ. Связано это с тем, что согласование перепланировки или переустройства имеет силу правопорождающего юридического факта для соответствующих жилищных правоотношений. Помимо этого, изменение фасада многоквартирного дома путем изменения внешнего вида балкона (лоджии) требует внесения изменений в паспорт фасада здания, что также влечет необходимость обращения в орган местного самоуправления. В соответствии с Постановлением мэрии г. Новосибирска от 3 марта 2021 г. N 647 "О Порядке оформления паспорта фасадов здания, сооружения, нестационарного объекта на территории города Новосибирска" <13> внесение изменений в фасад здания возможно по заявлению заинтересованного лица, с предоставлением необходимых документов в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. При этом если сохранение самовольного переустройства и перепланировки возможно на основании судебного решения в силу федерального законодательства, то узаконение самовольного изменения фасада здания на основании судебного решения представляется невозможным в силу императивного характера норм муниципального законодательства о невозможности самовольного изменения фрагментов фасада в районе балкона или лоджии. С учетом этого нормы муниципального законодательства становятся декларативными, так как подавляющее большинство жителей муниципалитетов без каких-либо согласований осуществляют не только остекление балконов и лоджий, но и их внешнюю облицовку. При этом собственнику, решившему осуществить перепланировку или переустройство помещения, необходимо дважды обращаться в орган местного самоуправления для получения согласия на производство указанных действий и за разрешением для внесения изменений в фасад здания или сооружения, так как это разные муниципальные услуги, оказываемые населению.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Как абсолютно справедливо отмечается в юридической доктрине, вышеприведенный анализ правоприменительной практики и нормативных актов муниципального уровня показывает, что существует категорический запрет на переустройство балконов (лоджий) без получения соответствующего разрешения со стороны органов местного самоуправления. Данные правовые предписания построены императивно и не предполагают возможность собственника жилого помещения узаконить в судебном порядке самовольное остекление или изменение ограждения балкона (лоджии), так как изменение фасада многоквартирного дома затрагивает общий вид и эстетическое состояние соответствующего муниципального образования <270>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Как абсолютно справедливо отмечается в юридической доктрине, вышеприведенный анализ правоприменительной практики и нормативных актов муниципального уровня показывает, что существует категорический запрет на переустройство балконов (лоджий) без получения соответствующего разрешения со стороны органов местного самоуправления. Данные правовые предписания построены императивно и не предполагают возможность собственника жилого помещения узаконить в судебном порядке самовольное остекление или изменение ограждения балкона (лоджии), так как изменение фасада многоквартирного дома затрагивает общий вид и эстетическое состояние соответствующего муниципального образования <270>.
Статья: Пределы действия исполнительского иммунитета в отношении единственного жилья
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 4)Судебная практика. Если все необходимые мероприятия должник осуществил до возбуждения в отношении его дела о банкротстве, у него не было признаков объективного банкротства, а на перепланировку или переустройство квартир он получил разрешение органа местного самоуправления либо смог узаконить вновь образованный объект недвижимости в судебном порядке, тогда должник вправе претендовать на защиту всей такой недвижимости исполнительским иммунитетом (Определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2022 по делу N А82-25951/2017).
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 4)Судебная практика. Если все необходимые мероприятия должник осуществил до возбуждения в отношении его дела о банкротстве, у него не было признаков объективного банкротства, а на перепланировку или переустройство квартир он получил разрешение органа местного самоуправления либо смог узаконить вновь образованный объект недвижимости в судебном порядке, тогда должник вправе претендовать на защиту всей такой недвижимости исполнительским иммунитетом (Определение Арбитражного суда Ярославской области от 19.07.2022 по делу N А82-25951/2017).