Порядок уплаты косвенных налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок уплаты косвенных налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 165 "Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 193 "Налоговые ставки" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые права и цифровая валюта: сравнительно-правовое исследование
(Зайнутдинова Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)При разработке отечественного правового регулирования следует также учесть конкретные предложения по совершенствованию законодательства: 1) издать разъяснения ФНС о порядке уплаты прямых и косвенных налогов в зависимости от ситуаций использования цифровых прав и цифровой валюты (по аналогии с тем, как это было сделано в Израиле, что специально нами не рассматривалось, но может быть предметом дальнейшего исследования); 2) публиковать рекомендации по оценке инвестиционных рисков для инвесторов; 3) стимулировать развитие систем добровольной сертификации криптовалютных проектов. Полагаем, что необходимо "разумное" лицензирование в отношении участников крипторынка, которое введено, например, в Японии - юрисдикции, доказавшей эффективность и адекватность указанного опыта правового регулирования.
(Зайнутдинова Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)При разработке отечественного правового регулирования следует также учесть конкретные предложения по совершенствованию законодательства: 1) издать разъяснения ФНС о порядке уплаты прямых и косвенных налогов в зависимости от ситуаций использования цифровых прав и цифровой валюты (по аналогии с тем, как это было сделано в Израиле, что специально нами не рассматривалось, но может быть предметом дальнейшего исследования); 2) публиковать рекомендации по оценке инвестиционных рисков для инвесторов; 3) стимулировать развитие систем добровольной сертификации криптовалютных проектов. Полагаем, что необходимо "разумное" лицензирование в отношении участников крипторынка, которое введено, например, в Японии - юрисдикции, доказавшей эффективность и адекватность указанного опыта правового регулирования.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@
(ред. от 25.09.2018)
"Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2015 N 36943)Зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля 2015 г. N 36943
(ред. от 25.09.2018)
"Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2015 N 36943)Зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля 2015 г. N 36943
Готовое решение: Как заполнить заявление о ввозе при импорте товаров из Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте из Белоруссии заполняйте в общем порядке: по форме и по Правилам, которые установлены Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при импорте из Белоруссии заполняйте в общем порядке: по форме и по Правилам, которые установлены Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, российские посредники, импортирующие товары в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС в интересах российских покупателей, уплачивают налог на добавленную стоимость российским налоговым органам и, соответственно, представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 20 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в том числе налоговую декларацию по косвенным налогам и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предусмотренное Протоколом.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, российские посредники, импортирующие товары в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС в интересах российских покупателей, уплачивают налог на добавленную стоимость российским налоговым органам и, соответственно, представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 20 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в том числе налоговую декларацию по косвенным налогам и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предусмотренное Протоколом.
Готовое решение: Какие прямые и косвенные налоги установлены в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Также косвенный характер влияет на порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога. Вернуть косвенный налог из бюджета вы сможете, если докажете, что сами вернули покупателю излишне предъявленную ему сумму. Иначе возврат приведет к вашему неосновательному обогащению. Этот подход сформулировал ВАС РФ для НДС (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Но полагаем, что он применим и к другим косвенным налогам, которые вы предъявляете покупателю.
(КонсультантПлюс, 2025)Также косвенный характер влияет на порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога. Вернуть косвенный налог из бюджета вы сможете, если докажете, что сами вернули покупателю излишне предъявленную ему сумму. Иначе возврат приведет к вашему неосновательному обогащению. Этот подход сформулировал ВАС РФ для НДС (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Но полагаем, что он применим и к другим косвенным налогам, которые вы предъявляете покупателю.
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<3> Абзац 22 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (ред. от 09.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Протокол.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<3> Абзац 22 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (ред. от 09.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Протокол.
Статья: Об изменении правил исчисления НДС при импорте товаров (работ, услуг) в СЭЗ
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)В отношении исчисления НДС при передвижении товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлены особые правила в приложении 18 (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг; далее - Протокол) к Договору о ЕАЭС <1> (далее - Договор).
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 5)В отношении исчисления НДС при передвижении товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлены особые правила в приложении 18 (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг; далее - Протокол) к Договору о ЕАЭС <1> (далее - Договор).
Статья: И снова о вычете "ввозного" НДС
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)Торговля товарами между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС сопровождается взиманием косвенных налогов. Порядок их уплаты при экспорте и импорте товаров (а также выполнении работ, оказании услуг), механизм контроля за уплатой косвенных налогов прописан в Протоколе <1>, являющемся Приложением 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)Торговля товарами между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС сопровождается взиманием косвенных налогов. Порядок их уплаты при экспорте и импорте товаров (а также выполнении работ, оказании услуг), механизм контроля за уплатой косвенных налогов прописан в Протоколе <1>, являющемся Приложением 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.
Статья: Маркетинговые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.