Порядок списания пени в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок списания пени в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Между тем, как предусмотрено частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (положения которой носят императивный характер, прямо предписывая действия заказчика при определенных обстоятельствах) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой недоимки и пеней в добровольном порядке налоговый орган на основании ст. 46 НК РФ принял решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества, направил инкассовые поручения в банк. Банк списал со счета общества денежные средства в порядке поступления инкассовых поручений: сначала в счет пеней по НДС, затем в счет погашения задолженности по доначисленным налогам. Поскольку средств на счете общества было недостаточно для погашения задолженности по налогу и пеням, часть задолженности по налогу осталась непогашенной, что привело к дополнительному начислению пеней. Налогоплательщик указал на нарушение банком установленной п. 5 ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2020 году) очередности списания и подал в налоговый орган заявление об уточнении КБК данных операций. Налоговый орган отказал, ссылаясь на указание во всех инкассовых поручениях 3 очереди списания и на отсутствие в налоговом законодательстве требований по очередности направления инкассовых поручений. Суд признал отказ в уточнении КБК неправомерным и отметил, что пени могут быть взысканы только при полной уплате задолженности по налогам. Банком были нарушены требования, установленные п. 5 ст. 75 НК РФ, в связи с чем налоговый орган был обязан самостоятельно уточнить КБК платежей. Отказ налогоплательщику в таком уточнении по формальным основаниям нарушает права общества и влечет увеличение его налогового бремени, что недопустимо.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В связи с неуплатой недоимки и пеней в добровольном порядке налоговый орган на основании ст. 46 НК РФ принял решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества, направил инкассовые поручения в банк. Банк списал со счета общества денежные средства в порядке поступления инкассовых поручений: сначала в счет пеней по НДС, затем в счет погашения задолженности по доначисленным налогам. Поскольку средств на счете общества было недостаточно для погашения задолженности по налогу и пеням, часть задолженности по налогу осталась непогашенной, что привело к дополнительному начислению пеней. Налогоплательщик указал на нарушение банком установленной п. 5 ст. 75 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2020 году) очередности списания и подал в налоговый орган заявление об уточнении КБК данных операций. Налоговый орган отказал, ссылаясь на указание во всех инкассовых поручениях 3 очереди списания и на отсутствие в налоговом законодательстве требований по очередности направления инкассовых поручений. Суд признал отказ в уточнении КБК неправомерным и отметил, что пени могут быть взысканы только при полной уплате задолженности по налогам. Банком были нарушены требования, установленные п. 5 ст. 75 НК РФ, в связи с чем налоговый орган был обязан самостоятельно уточнить КБК платежей. Отказ налогоплательщику в таком уточнении по формальным основаниям нарушает права общества и влечет увеличение его налогового бремени, что недопустимо.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы взыскания штрафных санкций
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
(Зданкевич А.М.)
("Цивилист", 2023, N 2)Вместе с тем ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 гг. обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783). В соответствии с действующей с 8 марта 2022 г. редакцией ч. 9.1 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту сумм неустоек, что послужило основанием внесения соответствующих изменений в Правила N 783. При этом Правилами N 783 установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Правилами N 783 распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
Статья: Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)В тяжелых условиях финансового кризиса, санкционной политики стран Европейского союза и США по отношению к Российской Федерации, а также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 законодатель поддерживает население и бизнес принятием (внесением изменений) целого ряда нормативных правовых актов. Показательными стали Федеральные законы от 23.04.2018 N 108-ФЗ "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которым начисленные поставщикам (подрядчикам, исполнителям), но не списанные заказчиками суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактами, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Богдан В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)В тяжелых условиях финансового кризиса, санкционной политики стран Европейского союза и США по отношению к Российской Федерации, а также в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 законодатель поддерживает население и бизнес принятием (внесением изменений) целого ряда нормативных правовых актов. Показательными стали Федеральные законы от 23.04.2018 N 108-ФЗ "О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которым начисленные поставщикам (подрядчикам, исполнителям), но не списанные заказчиками суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактами, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)42.1. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Приказ ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@
"Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71896)приказ Федеральной налоговой службы от 09.03.2020 N ЕД-7-8/140@ "О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденный приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.04.2020, регистрационный N 57980);
"Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71896)приказ Федеральной налоговой службы от 09.03.2020 N ЕД-7-8/140@ "О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденный приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.04.2020, регистрационный N 57980);
Статья: Списание неустойки по контрактам в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 10)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)2. Нельзя согласиться и с толкованием п. 7 Правил N 783, согласно которому в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)2. Нельзя согласиться и с толкованием п. 7 Правил N 783, согласно которому в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Готовое решение: Как списать нереальную для взыскания (безнадежную) дебиторскую задолженность в бухгалтерском учете
(КонсультантПлюс, 2025)Списание неустоек (пеней, штрафов) за ненадлежащее исполнение договорных обязательств отражайте в бухгалтерском учете в обычном порядке:
(КонсультантПлюс, 2025)Списание неустоек (пеней, штрафов) за ненадлежащее исполнение договорных обязательств отражайте в бухгалтерском учете в обычном порядке:
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Немаловажным нововведением, которое имеет, однако, давнее происхождение, является установленная возможность списания начисленных неустоек за нарушение условий публичных контрактов. Так, с 1 апреля 2020 г. изменена ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусматривающая в определенных случаях списание заказчиками начисленных неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств в 2020 г.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Немаловажным нововведением, которое имеет, однако, давнее происхождение, является установленная возможность списания начисленных неустоек за нарушение условий публичных контрактов. Так, с 1 апреля 2020 г. изменена ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, предусматривающая в определенных случаях списание заказчиками начисленных неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств в 2020 г.
Ситуация: Обзор основных изменений по неустойкам (штрафам, пеням) при закупке по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Положения ст. 34 Закона N 44-ФЗ дополнили ч. 9.1 (применяется с 08.03.2022). Предусмотрели право Правительства РФ установить случаи и порядок списания неустоек.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Положения ст. 34 Закона N 44-ФЗ дополнили ч. 9.1 (применяется с 08.03.2022). Предусмотрели право Правительства РФ установить случаи и порядок списания неустоек.
Статья: Учет неустойки по контрактам в 2023 году
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
(Ратовская С.А.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 21)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Статья: Доходы от пени и штрафов в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 3)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 3)Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (п. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Правила списания утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Последние изменения: Неустойка (пени, штрафы) в контракте по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик начислил, но не списал суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 г. обязательств поставщиком по контракту, то их спишут. Случаи и порядок списания установит Правительство РФ (ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если заказчик начислил, но не списал суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 г. обязательств поставщиком по контракту, то их спишут. Случаи и порядок списания установит Правительство РФ (ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)1. В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ <3> начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 указанные Правила (далее - Правила N 783) утверждены.
Статья: Единый налоговый счет как инструмент ускоренного погашения задолженности перед бюджетной системой
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Одновременно с этим положительный баланс может быть направлен на погашение не только недоимки, но и пени. Более того, хотя в ст. 45.1 НК РФ отсутствует регламентация правил, касающихся использования "налогового кошелька" в целях уплаты штрафов, налогоплательщик все же не застрахован от такого развития событий, ведь в письме от 18 февраля 2020 г. N 03-02-08/11142 Минфин РФ указал, что порядок зачета сумм единого налогового платежа применяется в том числе к штрафам. В принципе, это дает налоговым органам основания производить списания не только для уплаты недоимки, но и для приведения в действие мер налоговой ответственности, к которой может быть привлечен налогоплательщик в результате рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Следовательно, есть основания утверждать, что концепция единого налогового счета, по крайней мере для физических лиц, окончательно не сформирована, так как не определены разрешенные способы автоматических списаний: только для уплаты налогов с пенями или же налогов, пеней и штрафов в совокупности. Исходя из этого, налогоплательщик не может знать заранее, какие именно виды списаний он предварительно санкционирует, пополняя свой "налоговый кошелек".
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Одновременно с этим положительный баланс может быть направлен на погашение не только недоимки, но и пени. Более того, хотя в ст. 45.1 НК РФ отсутствует регламентация правил, касающихся использования "налогового кошелька" в целях уплаты штрафов, налогоплательщик все же не застрахован от такого развития событий, ведь в письме от 18 февраля 2020 г. N 03-02-08/11142 Минфин РФ указал, что порядок зачета сумм единого налогового платежа применяется в том числе к штрафам. В принципе, это дает налоговым органам основания производить списания не только для уплаты недоимки, но и для приведения в действие мер налоговой ответственности, к которой может быть привлечен налогоплательщик в результате рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ). Следовательно, есть основания утверждать, что концепция единого налогового счета, по крайней мере для физических лиц, окончательно не сформирована, так как не определены разрешенные способы автоматических списаний: только для уплаты налогов с пенями или же налогов, пеней и штрафов в совокупности. Исходя из этого, налогоплательщик не может знать заранее, какие именно виды списаний он предварительно санкционирует, пополняя свой "налоговый кошелек".