Порядок регистрации самозанятых
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок регистрации самозанятых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.07.2025 по делу N 33-8475/2025 (УИД 66RS0003-01-2024-004261-88)
Категория спора: 1) Подряд; 2) Хранение.
Требования заказчика: 1) О расторжении договора; О взыскании: 2) Неустойки; 3) Предоплаты; 4) Расходов на перевозку, разгрузку и монтаж; 5) Платы за хранение деталей сруба и пиломатериалов.
Обстоятельства: Сторонами был заключен договор на изготовление сруба дома, истец указал, что в установленный срок ему передана лишь часть сруба, при монтаже которого выявлены дефекты, до возврата уплаченных средств истец принял сруб на хранение.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату: 1) Госпошлины - удовлетворено в части; 2) Услуг специалиста - удовлетворено в части.Констатируя в решении недоказанность ответчиком статуса самозанятого на момент заключения и исполнения договора N 3/23 от 06.06.2023, а также дополнительных соглашений к нему, суд первой инстанции не учел выше приведенные нормы процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, в связи с чем, судебная коллегия находит подлежащим удовлетворению ходатайство представителя ответчика о приобщении к материалам дела справок налоговой инспекции N 27 по <...>, доказывающие наличие у ответчика статуса самозанятого, зарегистрированного в установленном порядке, а выводы суда об отсутствии у ответчика такого статуса судебная коллегия находит противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Категория спора: 1) Подряд; 2) Хранение.
Требования заказчика: 1) О расторжении договора; О взыскании: 2) Неустойки; 3) Предоплаты; 4) Расходов на перевозку, разгрузку и монтаж; 5) Платы за хранение деталей сруба и пиломатериалов.
Обстоятельства: Сторонами был заключен договор на изготовление сруба дома, истец указал, что в установленный срок ему передана лишь часть сруба, при монтаже которого выявлены дефекты, до возврата уплаченных средств истец принял сруб на хранение.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату: 1) Госпошлины - удовлетворено в части; 2) Услуг специалиста - удовлетворено в части.Констатируя в решении недоказанность ответчиком статуса самозанятого на момент заключения и исполнения договора N 3/23 от 06.06.2023, а также дополнительных соглашений к нему, суд первой инстанции не учел выше приведенные нормы процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, в связи с чем, судебная коллегия находит подлежащим удовлетворению ходатайство представителя ответчика о приобщении к материалам дела справок налоговой инспекции N 27 по <...>, доказывающие наличие у ответчика статуса самозанятого, зарегистрированного в установленном порядке, а выводы суда об отсутствии у ответчика такого статуса судебная коллегия находит противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 11.08.2023 по делу N 33а-12811/2023 (УИД 16RS0045-01-2021-007210-14)
Категория спора: Налоги и сборы.
Требования налогоплательщика: О признании незаконной регистрации гражданина в качестве самозанятого.
Обстоятельства: Установлено, что имелись основания для постановки истца на налоговый учет в налоговом органе с избранием специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", регистрация осуществлена в соответствии с требованиями законодательства.
Решение: Отказано.Ссылка заявителя на нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями налогового органа признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку уведомление ГКУ "Центр занятости населения Авиастроительного района" направлено Ш. как информация о возврате незаконно полученного пособия по безработице, требований материального характера в установленном порядке ему не предъявлены. Сама возможность регистрации налогоплательщика в качестве самозанятого, а также отказ в удовлетворении заявления о признании такой регистрации незаконной и возложении обязанности по удалению сведений с информационных сайтов, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца, поскольку такие полномочия представлены налоговому органу в целях осуществления им фискальных функций, в рамках действующего законодательства.
Категория спора: Налоги и сборы.
Требования налогоплательщика: О признании незаконной регистрации гражданина в качестве самозанятого.
Обстоятельства: Установлено, что имелись основания для постановки истца на налоговый учет в налоговом органе с избранием специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", регистрация осуществлена в соответствии с требованиями законодательства.
Решение: Отказано.Ссылка заявителя на нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями налогового органа признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку уведомление ГКУ "Центр занятости населения Авиастроительного района" направлено Ш. как информация о возврате незаконно полученного пособия по безработице, требований материального характера в установленном порядке ему не предъявлены. Сама возможность регистрации налогоплательщика в качестве самозанятого, а также отказ в удовлетворении заявления о признании такой регистрации незаконной и возложении обязанности по удалению сведений с информационных сайтов, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца, поскольку такие полномочия представлены налоговому органу в целях осуществления им фискальных функций, в рамках действующего законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль банков при применении экспериментальных налоговых режимов
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Банковское право", 2022, N 5)Так, на сайте ФНС России есть специальный раздел "Перечень кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России" <10>. По состоянию на 5 июля 2022 г. в этом списке указано 29 кредитных организаций, из них - 26 банков, 3 небанковские кредитные организации (РНКО "Единая касса", ООО НКО "Единая Расчетная Палата", ООО НКО "Юмани"). Для каждой кредитной организации указана ссылка на сайт банка с подробной информацией для самозанятых, порядком регистрации в качестве самозанятого через банк, а также условиями, которые предлагает кредитная организация для таких налогоплательщиков. В то же время не все из указанных ссылок являются действующими и содержат достоверную информацию. Так, не работают ссылки "Совкомбанка" <11>, "Транскапиталбанка" <12>. При переходе по ссылке РНКО "Единая касса" WalletOne (Единый кошелек) <13> страница не содержит каких-либо описаний или документов о правовом статусе организации, которая оказывает услуги самозанятым. В соответствии с информацией Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) у некредитной организации "Единая Расчетная Палата" Приказом Банка России N ОД-285 от 11 февраля 2022 г. отозвана лицензия <14>.
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Банковское право", 2022, N 5)Так, на сайте ФНС России есть специальный раздел "Перечень кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с ФНС России" <10>. По состоянию на 5 июля 2022 г. в этом списке указано 29 кредитных организаций, из них - 26 банков, 3 небанковские кредитные организации (РНКО "Единая касса", ООО НКО "Единая Расчетная Палата", ООО НКО "Юмани"). Для каждой кредитной организации указана ссылка на сайт банка с подробной информацией для самозанятых, порядком регистрации в качестве самозанятого через банк, а также условиями, которые предлагает кредитная организация для таких налогоплательщиков. В то же время не все из указанных ссылок являются действующими и содержат достоверную информацию. Так, не работают ссылки "Совкомбанка" <11>, "Транскапиталбанка" <12>. При переходе по ссылке РНКО "Единая касса" WalletOne (Единый кошелек) <13> страница не содержит каких-либо описаний или документов о правовом статусе организации, которая оказывает услуги самозанятым. В соответствии с информацией Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) у некредитной организации "Единая Расчетная Палата" Приказом Банка России N ОД-285 от 11 февраля 2022 г. отозвана лицензия <14>.
Статья: Правовое регулирование профессиональной деятельности самозанятых
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Юрист", 2023, N 12)Самозанятость - одно из новых направлений современной экономической политики в России. С 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <1> (далее - Закон N 422-ФЗ) на территории ряда субъектов РФ началась реализация специального налогового режима, предусматривающего упрощенный порядок регистрации и уплаты налогов. Стать самозанятыми могут физические лица, которые оказывают услуги или продают товары без наемных работников и зарабатывают на этом до 2,4 млн рублей в год. Новый режим предусматривает две налоговые ставки: 4% - при оказании услуг и продаже физическим лицам и 6% - юридическим лицам и ИП. Срок действия данного эксперимента установлен в Законе 10 лет - до 31 декабря 2028 г. включительно.
(Журкина О.В., Филиппова Е.О.)
("Юрист", 2023, N 12)Самозанятость - одно из новых направлений современной экономической политики в России. С 1 января 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" <1> (далее - Закон N 422-ФЗ) на территории ряда субъектов РФ началась реализация специального налогового режима, предусматривающего упрощенный порядок регистрации и уплаты налогов. Стать самозанятыми могут физические лица, которые оказывают услуги или продают товары без наемных работников и зарабатывают на этом до 2,4 млн рублей в год. Новый режим предусматривает две налоговые ставки: 4% - при оказании услуг и продаже физическим лицам и 6% - юридическим лицам и ИП. Срок действия данного эксперимента установлен в Законе 10 лет - до 31 декабря 2028 г. включительно.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2024 года"Впредь до внесения необходимых законодательных изменений кандидату не может быть отказано в регистрации (решение о регистрации не может быть отменено) в случае указания в качестве рода занятий сведений о том, что он является самозанятым, если такой кандидат согласно справке налогового органа поставлен на учет как налогоплательщик налога на профессиональный доход (за исключением случая, когда он зарегистрирован в установленном порядке как индивидуальный предприниматель).
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2024 N 27-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой"Решением избирательной комиссии упомянутого муниципального округа от 21 июля 2022 года, с которым согласилась Московская городская избирательная комиссия, Е.Г. Силаевой, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Основанием для отказа послужили выявленные противоречия между сведениями, указанными в подписных листах, содержавших 26 подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения, о роде занятий кандидата - "самозанятая" (аналогичные сведения были указаны и при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении) и справкой, предоставленной налоговым органом, согласно которой заявительница поставлена на налоговый учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (при этом указание на самозанятость как род занятий в ней отсутствовало).
"По делу о проверке конституционности подпункта 57 статьи 2 и подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Г. Силаевой"Решением избирательной комиссии упомянутого муниципального округа от 21 июля 2022 года, с которым согласилась Московская городская избирательная комиссия, Е.Г. Силаевой, выдвинутой в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Основанием для отказа послужили выявленные противоречия между сведениями, указанными в подписных листах, содержавших 26 подписей избирателей, собранных в поддержку ее выдвижения, о роде занятий кандидата - "самозанятая" (аналогичные сведения были указаны и при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении) и справкой, предоставленной налоговым органом, согласно которой заявительница поставлена на налоговый учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (при этом указание на самозанятость как род занятий в ней отсутствовало).
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)По прогнозам Правительства РФ, количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых к 2024 году составит 2,4 млн человек, что составляет порядка 41 процента от общего роста численности занятых в секторе МСП, запланированного в рамках реализации национального проекта <1>. По официальным данным, опубликованным в мае 2021 г., ФНС России зарегистрировала два миллиона самозанятых, и ежедневно к проекту присоединяются более 5 тысяч человек. Основная часть участников проекта входит в возрастную группу 30 - 40 лет, при этом в качестве самозанятых зарегистрировано 25 тысяч несовершеннолетних. В топ самых "молодых" субъектов Российской Федерации попали: Санкт-Петербург, Омская, Саратовская, Воронежская, Тюменская области. Средний возраст самозанятых в этих регионах - 33 года. Молодежь (до 30 лет) в основном работает в сфере маркетинга и рекламы, а также предоставляет услуги доставки. Самозанятые в возрасте от 40 лет сдают в аренду жилье, занимаются консультированием и репетиторством. Среди всех самозанятых 60% - мужчины, 40% - женщины. Топ "женских" профессий: мастер по маникюру, косметолог, парикмахер, логопед и няня. Топ "мужских" профессий: сантехник, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, грузчик, таксист и электрик. Примечательно, что около 30% самозанятых ведут деятельность вне региона своей прописки. Большинство приезжают на заработки в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан <2>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)По прогнозам Правительства РФ, количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых к 2024 году составит 2,4 млн человек, что составляет порядка 41 процента от общего роста численности занятых в секторе МСП, запланированного в рамках реализации национального проекта <1>. По официальным данным, опубликованным в мае 2021 г., ФНС России зарегистрировала два миллиона самозанятых, и ежедневно к проекту присоединяются более 5 тысяч человек. Основная часть участников проекта входит в возрастную группу 30 - 40 лет, при этом в качестве самозанятых зарегистрировано 25 тысяч несовершеннолетних. В топ самых "молодых" субъектов Российской Федерации попали: Санкт-Петербург, Омская, Саратовская, Воронежская, Тюменская области. Средний возраст самозанятых в этих регионах - 33 года. Молодежь (до 30 лет) в основном работает в сфере маркетинга и рекламы, а также предоставляет услуги доставки. Самозанятые в возрасте от 40 лет сдают в аренду жилье, занимаются консультированием и репетиторством. Среди всех самозанятых 60% - мужчины, 40% - женщины. Топ "женских" профессий: мастер по маникюру, косметолог, парикмахер, логопед и няня. Топ "мужских" профессий: сантехник, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, грузчик, таксист и электрик. Примечательно, что около 30% самозанятых ведут деятельность вне региона своей прописки. Большинство приезжают на заработки в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан <2>.
Статья: За что может наказать ФНС при работе с самозанятыми: судебная практика 2022 года
(Лисицына М.)
("Трудовое право", 2022, N 12)В текст документа нужно включить обычные условия договора подряда или оказания услуг. Нужно обязательно добавить в текст договора, что исполнитель зарегистрирован как самозанятый. Это можно сделать, указав в качестве обязанности исполнителя подтверждение статуса плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Следует зафиксировать в договоре, что самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход и обязуется выдать чек. В порядке расчетов нужно отразить, что исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Следует прописать, что после оказания услуги и оплаты Исполнитель обязан выдать Заказчику чек.
(Лисицына М.)
("Трудовое право", 2022, N 12)В текст документа нужно включить обычные условия договора подряда или оказания услуг. Нужно обязательно добавить в текст договора, что исполнитель зарегистрирован как самозанятый. Это можно сделать, указав в качестве обязанности исполнителя подтверждение статуса плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Следует зафиксировать в договоре, что самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход и обязуется выдать чек. В порядке расчетов нужно отразить, что исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Следует прописать, что после оказания услуги и оплаты Исполнитель обязан выдать Заказчику чек.
Вопрос: Как оформить договор с самозанятым лицом и указывать ли этот статус в договоре? Как подтвердить обоснованность неудержания у него НДФЛ и неначисления страховых взносов?
(Консультация эксперта, 2025)Соответственно, информация о том, что услуги оказаны или работы выполнены плательщиком НПД, подтверждается путем передачи организации-заказчику чека из приложения "Мой налог", подтверждающего расчеты и являющегося документальным основанием для учета указанных расходов. Таким образом, данный чек может служить подтверждением, что услуги были оказаны самозанятым лицом и организация не должна была удерживать НДФЛ и уплачивать страховые взносы с вознаграждения исполнителю (ч. 8 - 10 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, п. п. 18, 19 Порядка, Письмо Минфина России от 20.11.2020 N 03-11-11/101180).
(Консультация эксперта, 2025)Соответственно, информация о том, что услуги оказаны или работы выполнены плательщиком НПД, подтверждается путем передачи организации-заказчику чека из приложения "Мой налог", подтверждающего расчеты и являющегося документальным основанием для учета указанных расходов. Таким образом, данный чек может служить подтверждением, что услуги были оказаны самозанятым лицом и организация не должна была удерживать НДФЛ и уплачивать страховые взносы с вознаграждения исполнителю (ч. 8 - 10 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, п. п. 18, 19 Порядка, Письмо Минфина России от 20.11.2020 N 03-11-11/101180).
Статья: Понятие транспортной организации
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Пятый признак транспортной организации также является факультативным, поскольку присущ только юридическим лицам и публично-правовым образованиям, - организационное единство, предполагающее наличие у лица внутренней структуры и системы органов управления. Хотя данный признак не всегда свойственен для индивидуальных предпринимателей и никогда - для самозанятых граждан, а также несмотря на отсутствие данных субъектов в легальном определении понятия "перевозчик", закрепленного в ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <16>, все же фактически последние могут выступать в качестве перевозчика. Федеральное законодательство не содержит прямого запрета на осуществление грузоперевозок физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве самозанятых либо индивидуальных предпринимателей, о чем были даны соответствующие разъяснения ФНС России <17>.
(Бурдин К.К.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Пятый признак транспортной организации также является факультативным, поскольку присущ только юридическим лицам и публично-правовым образованиям, - организационное единство, предполагающее наличие у лица внутренней структуры и системы органов управления. Хотя данный признак не всегда свойственен для индивидуальных предпринимателей и никогда - для самозанятых граждан, а также несмотря на отсутствие данных субъектов в легальном определении понятия "перевозчик", закрепленного в ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" <16>, все же фактически последние могут выступать в качестве перевозчика. Федеральное законодательство не содержит прямого запрета на осуществление грузоперевозок физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве самозанятых либо индивидуальных предпринимателей, о чем были даны соответствующие разъяснения ФНС России <17>.
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если ИП, который зарегистрировался в качестве самозанятого, параллельно где-то работает по трудовому договору, его заработная плата будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если ИП, который зарегистрировался в качестве самозанятого, параллельно где-то работает по трудовому договору, его заработная плата будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами в общем порядке.
Статья: Юридико-фактические свойства договора, заключаемого с использованием площадок - агрегаторов информации
(Самойлова А.К.)
("Цивилист", 2023, N 3)Реализация товаров и услуг посредством использования площадок - агрегаторов информации - вид приносящей доход деятельности, осуществляемый гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. При этом такой способ продаж отличается от привычного осложнением информационным посредником - площадкой - агрегатором информации, которая позволяет покупателям не только ознакомиться с товаром с помощью описания и фотографий, но и заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг), осуществить дистанционную оплату по договору. Вместе с тем договоры, заключаемые между владельцами площадок - агрегаторов информации и продавцами, между продавцами и покупателями, являются не только способом свободного волеизъявления и реализации прав физических и юридических лиц, но и средством защиты субъективных прав заключивших их сторон.
(Самойлова А.К.)
("Цивилист", 2023, N 3)Реализация товаров и услуг посредством использования площадок - агрегаторов информации - вид приносящей доход деятельности, осуществляемый гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в установленном законом порядке в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей. При этом такой способ продаж отличается от привычного осложнением информационным посредником - площадкой - агрегатором информации, которая позволяет покупателям не только ознакомиться с товаром с помощью описания и фотографий, но и заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг), осуществить дистанционную оплату по договору. Вместе с тем договоры, заключаемые между владельцами площадок - агрегаторов информации и продавцами, между продавцами и покупателями, являются не только способом свободного волеизъявления и реализации прав физических и юридических лиц, но и средством защиты субъективных прав заключивших их сторон.
Статья: Проблемные аспекты распространения специального налогового режима: налогово-правовые критерии
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)4. Ограничение направлений деятельности. Для самозанятости приняты определенные ограничения в рамках основного направления деятельности. Так, запрещено вести деятельность в форме самозанятого при добыче и реализации полезных ископаемых, перепродаже товаров, реализации подакцизных товаров, которые в обязательном порядке должны быть маркированы. Если деятельность гражданина связана с одной из перечисленных выше сфер, использование специального налогового режима, а также регистрация как самозанятого лица невозможны.
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)4. Ограничение направлений деятельности. Для самозанятости приняты определенные ограничения в рамках основного направления деятельности. Так, запрещено вести деятельность в форме самозанятого при добыче и реализации полезных ископаемых, перепродаже товаров, реализации подакцизных товаров, которые в обязательном порядке должны быть маркированы. Если деятельность гражданина связана с одной из перечисленных выше сфер, использование специального налогового режима, а также регистрация как самозанятого лица невозможны.
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Преимуществами самозанятости считается относительно низкая налоговая ставка - в 4% при получении дохода от физлиц и 6% - при получении дохода от юрлиц и ИП, упрощенный порядок регистрации и отчетности. Часть уплаченного НПД по нормативу 37% зачисляется в ФОМС (ст. 146 Бюджетного кодекса РФ), оставшиеся 63% поступают в бюджет субъекта РФ, в котором самозанятый осуществляет свою деятельность.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Преимуществами самозанятости считается относительно низкая налоговая ставка - в 4% при получении дохода от физлиц и 6% - при получении дохода от юрлиц и ИП, упрощенный порядок регистрации и отчетности. Часть уплаченного НПД по нормативу 37% зачисляется в ФОМС (ст. 146 Бюджетного кодекса РФ), оставшиеся 63% поступают в бюджет субъекта РФ, в котором самозанятый осуществляет свою деятельность.
Статья: Регистрация товарного знака на физическое лицо: анализ нововведений российского законодательства
(Сальникова А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 10)Проект принятого федерального закона разработан по предложению Минэкономразвития РФ в рамках дорожной карты "Трансформация делового климата" в сфере интеллектуальной собственности [5]. Необходимость внесения изменений была обоснована следующими причинами. Прежде всего это несоответствие норм гражданского законодательства, которые, с одной стороны, устанавливают правовое ограничение на обладание исключительным правом на товарный знак юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1478 ГК РФ), а с другой стороны, предоставляют гражданину право заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ и Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [6]). Диссонанс возник в 2018 году после расширения круга субъектов предпринимательской деятельности за счет самозанятых граждан. Такое противоречие, по мнению законодателя, не гарантирует ни равенства участников гражданского оборота, ни оснований возникновения и порядка осуществления интеллектуальных прав [3]. Право регистрации товарного знака на физическое лицо действует в ряде зарубежных государств, среди которых Китай, США, Германия, Австрия. В связи с тем что Россией ратифицировано Мадридское соглашение, позволяющее регистрировать товарные знаки не только юридическим, но и физическим лицам, иностранные граждане имеют право регистрации товарного знака в России без подтверждения статуса, соответствующего индивидуальному предпринимателю. Возникает ситуация неравного правового положения отечественных и зарубежных граждан (заявителей). Со вступлением в законную силу Федерального закона N 193-ФЗ все российские граждане, то есть физические лица, получают право регистрировать на свое имя товарные знаки. Более всего данное нововведение перспективно для самозанятых граждан.
(Сальникова А.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 10)Проект принятого федерального закона разработан по предложению Минэкономразвития РФ в рамках дорожной карты "Трансформация делового климата" в сфере интеллектуальной собственности [5]. Необходимость внесения изменений была обоснована следующими причинами. Прежде всего это несоответствие норм гражданского законодательства, которые, с одной стороны, устанавливают правовое ограничение на обладание исключительным правом на товарный знак юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (ст. 1478 ГК РФ), а с другой стороны, предоставляют гражданину право заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ и Федеральный закон от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" [6]). Диссонанс возник в 2018 году после расширения круга субъектов предпринимательской деятельности за счет самозанятых граждан. Такое противоречие, по мнению законодателя, не гарантирует ни равенства участников гражданского оборота, ни оснований возникновения и порядка осуществления интеллектуальных прав [3]. Право регистрации товарного знака на физическое лицо действует в ряде зарубежных государств, среди которых Китай, США, Германия, Австрия. В связи с тем что Россией ратифицировано Мадридское соглашение, позволяющее регистрировать товарные знаки не только юридическим, но и физическим лицам, иностранные граждане имеют право регистрации товарного знака в России без подтверждения статуса, соответствующего индивидуальному предпринимателю. Возникает ситуация неравного правового положения отечественных и зарубежных граждан (заявителей). Со вступлением в законную силу Федерального закона N 193-ФЗ все российские граждане, то есть физические лица, получают право регистрировать на свое имя товарные знаки. Более всего данное нововведение перспективно для самозанятых граждан.
Статья: Проблемы и перспективы развития самозанятости России
(Анатов Г.М.)
("Юстиция", 2024, N 1)Исходя из вышесказанного складывается мнение, что для успешного развития института самозанятости необходимо провести ряд действий по определению правового статуса самозанятых, а именно указание самозанятых в разд. XII Трудового кодекса, что поможет установить регулирование их отношений. Также необходимо в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" обозначить их наравне с занятыми гражданами. Помимо всего этого в ст. 23 Гражданского кодекса РФ нужно внести перечень видов деятельности самозанятых. Как было указано ранее, Федеральный закон не дает определения самозанятого гражданина, исходя из этого мы предлагаем для ясного понимания термина "самозанятый" ввести следующую формулировку в Федеральный закон: "Самозанятый гражданин - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, имеющее специальный статус налогоплательщика, которое самостоятельно осуществляет определенную экономическую и трудовую деятельность с целью получения финансовых средств, без привлечения дополнительной рабочей силы".
(Анатов Г.М.)
("Юстиция", 2024, N 1)Исходя из вышесказанного складывается мнение, что для успешного развития института самозанятости необходимо провести ряд действий по определению правового статуса самозанятых, а именно указание самозанятых в разд. XII Трудового кодекса, что поможет установить регулирование их отношений. Также необходимо в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" обозначить их наравне с занятыми гражданами. Помимо всего этого в ст. 23 Гражданского кодекса РФ нужно внести перечень видов деятельности самозанятых. Как было указано ранее, Федеральный закон не дает определения самозанятого гражданина, исходя из этого мы предлагаем для ясного понимания термина "самозанятый" ввести следующую формулировку в Федеральный закон: "Самозанятый гражданин - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, имеющее специальный статус налогоплательщика, которое самостоятельно осуществляет определенную экономическую и трудовую деятельность с целью получения финансовых средств, без привлечения дополнительной рабочей силы".