Порядок реализации НИС
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок реализации НИС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Кассационного военного суда от 19.12.2024 N 88а-1592/2024 (УИД 61GV0016-01-2024-000157-53)
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконными действий, связанных с отказом в удовлетворении рапорта об исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы, обязании оформить документы для исключения из реестра.
Обстоятельства: Истец как поступивший на военную службу по контракту и имевший общую продолжительность военной службы по контракту более трех лет, с учетом прохождения им военной службы, относится к категории военнослужащих, подлежащих обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Решение: Отказано.Исходя из данных обстоятельств дела, верно применив положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о НИС, п. 12 Правил формирования и ведения реестра участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 (далее - Правила формирования и ведения реестра участников НИС), п. 8 и 12 Порядка реализации НИС в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477 (далее - Порядок реализации НИС), суды первой и второй инстанций приняли правильные, соответственно, решение об отказе в удовлетворении административного иска и апелляционное определение об оставлении без изменения данного решения.
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконными действий, связанных с отказом в удовлетворении рапорта об исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы, обязании оформить документы для исключения из реестра.
Обстоятельства: Истец как поступивший на военную службу по контракту и имевший общую продолжительность военной службы по контракту более трех лет, с учетом прохождения им военной службы, относится к категории военнослужащих, подлежащих обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Решение: Отказано.Исходя из данных обстоятельств дела, верно применив положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о НИС, п. 12 Правил формирования и ведения реестра участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 (далее - Правила формирования и ведения реестра участников НИС), п. 8 и 12 Порядка реализации НИС в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477 (далее - Порядок реализации НИС), суды первой и второй инстанций приняли правильные, соответственно, решение об отказе в удовлетворении административного иска и апелляционное определение об оставлении без изменения данного решения.
Перспективы и риски арбитражного спора: Банкротство граждан (ИП). Споры с арбитражным управляющим, кредиторами и иными лицами, оспаривание сделок должника: Заявитель хочет разрешить разногласия, связанные с распределением средств от реализации имущества должника - гражданина (ИП)
(КонсультантПлюс, 2025)предлагается вычесть из 80% от суммы реализации залогового имущества сумму требования залогового кредитора в отношении неустойки, когда предметом залога было жилое помещение, приобретенное или построенное должником с использованием накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(КонсультантПлюс, 2025)предлагается вычесть из 80% от суммы реализации залогового имущества сумму требования залогового кредитора в отношении неустойки, когда предметом залога было жилое помещение, приобретенное или построенное должником с использованием накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О праве военнослужащих на исключение по собственному желанию из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и изменение способа реализации жилищных прав
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)На фоне практики, складывающейся в военных судах первой и апелляционной инстанций, Минобороны России предприняло шаги по подготовке законодательных изменений в целях определения порядка реализации военнослужащими - участниками НИС, включенными в реестр участников НИС на основании их письменного обращения, права выбора формы жилищного обеспечения. Минобороны России предложило законодательно закрепить возможность осуществлять такой выбор не более одного раза <23>.
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)На фоне практики, складывающейся в военных судах первой и апелляционной инстанций, Минобороны России предприняло шаги по подготовке законодательных изменений в целях определения порядка реализации военнослужащими - участниками НИС, включенными в реестр участников НИС на основании их письменного обращения, права выбора формы жилищного обеспечения. Минобороны России предложило законодательно закрепить возможность осуществлять такой выбор не более одного раза <23>.
Статья: О рассмотрении военными судами дел в сфере обеспечения военнослужащих - участников НИС жилыми помещениями
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников, как это указано в п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС, для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 г., является их обращение в письменной форме о включении в реестр участников. Согласно Порядку реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477, командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников, как это указано в п. 4 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС, для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 г., является их обращение в письменной форме о включении в реестр участников. Согласно Порядку реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477, командиры воинских частей отвечают за своевременное выявление и учет военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, и военнослужащих, изъявивших желание стать участниками НИС, а также за рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Согласно абзацу первому п. 1 и п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" является одной из форм реализации военнослужащими права на жилище.
Статья: Споры о разделе общего недвижимого имущества супругов: обзор судебной практики
(Еремян А.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 4)Следовательно, определяющими в отнесении имущества к раздельной собственности супругов (имущество каждого из супругов) являются время и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов. Соответственно, если один из супругов является военнослужащим и получил квартиру, дом за счет средств федерального бюджета, в том числе, за счет участия одного из супругов в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, то такая квартира не является его единоличной собственностью, а подлежит разделу между супругами поровну. Такое положение обусловлено следующим. Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <9> государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе посредством предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <10>. Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе, приобретенным за счет участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих названными выше законами не предусмотрено. Следовательно, приобретение военнослужащим жилья за счет участия в накопительно-ипотечной системе является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счет средств федерального бюджета, а факт исполнения обязательства ответчика по кредитному договору в соответствии с заключенным договором целевого жилищного займа, заключенным военнослужащим, не является основанием для отнесения спорной квартиры к личному имуществу последнего, в силу чего на данную квартиру распространяются такие же правила, установленные п. 2 ст. 34 СК РФ, что и к имуществу, нажитому супругами во время брака.
(Еремян А.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 4)Следовательно, определяющими в отнесении имущества к раздельной собственности супругов (имущество каждого из супругов) являются время и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у каждого из супругов. Соответственно, если один из супругов является военнослужащим и получил квартиру, дом за счет средств федерального бюджета, в том числе, за счет участия одного из супругов в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, то такая квартира не является его единоличной собственностью, а подлежит разделу между супругами поровну. Такое положение обусловлено следующим. Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" <9> государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе посредством предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" <10>. Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, в том числе, приобретенным за счет участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих названными выше законами не предусмотрено. Следовательно, приобретение военнослужащим жилья за счет участия в накопительно-ипотечной системе является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счет средств федерального бюджета, а факт исполнения обязательства ответчика по кредитному договору в соответствии с заключенным договором целевого жилищного займа, заключенным военнослужащим, не является основанием для отнесения спорной квартиры к личному имуществу последнего, в силу чего на данную квартиру распространяются такие же правила, установленные п. 2 ст. 34 СК РФ, что и к имуществу, нажитому супругами во время брака.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации восстановил жилищные права детей, родившихся после смерти военнослужащих
(Кинашенко И.А., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (ст. 40, ч. 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40, ч. 3). Относя военнослужащих к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, законодатель исходил из специфики военной службы, предопределенной ее назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность страны, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами России, а также из особого правового статуса военнослужащих, обусловленного указанными задачами. Им гарантируется обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья либо предоставления жилья за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а равно посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, представляющей собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение и регулируемых Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
(Кинашенко И.А., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (ст. 40, ч. 1 и 2), предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40, ч. 3). Относя военнослужащих к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, законодатель исходил из специфики военной службы, предопределенной ее назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность страны, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами России, а также из особого правового статуса военнослужащих, обусловленного указанными задачами. Им гарантируется обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья либо предоставления жилья за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а равно посредством участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, представляющей собой совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение и регулируемых Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Статья: Некоторые аспекты функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, связанные с признанием арбитражным судом военнослужащего-участника несостоятельным (банкротом)
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)Российское государство предоставляет военнослужащим практически в самом начале их военной службы гарантии приобретения жилого помещения в собственность путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. Указанные гарантии основаны на положениях ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации и закреплены в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), при этом порядок их реализации установлен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон N 117-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, имеющими подзаконный характер.
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)Российское государство предоставляет военнослужащим практически в самом начале их военной службы гарантии приобретения жилого помещения в собственность путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения. Указанные гарантии основаны на положениях ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации и закреплены в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), при этом порядок их реализации установлен Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон N 117-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, имеющими подзаконный характер.
Ситуация: Каков порядок вступления в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Накопительно-ипотечная система (НИС) направлена на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (п. 1 ст. 3 Закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Накопительно-ипотечная система (НИС) направлена на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (п. 1 ст. 3 Закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ).
Статья: Военная ипотека сегодня
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2022, N 11)Следует также учесть, что участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения не позволяет второму супругу-военнослужащему получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи - участника накопительно-ипотечной системе, а также то, что, если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы, он не может быть обеспечен жильем как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе не позволяет другому супругу реализовать право на жилищную субсидию с учетом права этого супруга как члена семьи военнослужащего.
(Шишкина А.)
("Жилищное право", 2022, N 11)Следует также учесть, что участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения не позволяет второму супругу-военнослужащему получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи - участника накопительно-ипотечной системе, а также то, что, если военнослужащий является участником накопительно-ипотечной системы, он не может быть обеспечен жильем как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих". Участие одного из супругов-военнослужащих в накопительно-ипотечной системе не позволяет другому супругу реализовать право на жилищную субсидию с учетом права этого супруга как члена семьи военнослужащего.
Статья: О некоторых проблемных вопросах, возникающих при выборе военнослужащими способа реализации их права на жилище
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 7)В силу общеправового принципа, закрепленного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т.е. своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.
(Набиев А.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 7)В силу общеправового принципа, закрепленного в п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т.е. своей волей и в своем интересе. Из этого следует недопустимость понуждения лиц к реализации определенного поведения, составляющего содержание прав.