Порядок рассмотрения обращений граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения обращений граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину
(КонсультантПлюс, 2025)"...К. обратился в... прокуратуру... с заявлением о нарушении со стороны Управы... требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)"...К. обратился в... прокуратуру... с заявлением о нарушении со стороны Управы... требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и привлечении должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы жалобы ФИО5 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что ООО... не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции, в связи с чем положения Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" на данные отношения не распространяются, являются не состоятельными и основаны на неверном толковании закона.
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы жалобы ФИО5 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения со ссылкой на то, что ООО... не относится к организациям, осуществляющим публично значимые функции, в связи с чем положения Закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" на данные отношения не распространяются, являются не состоятельными и основаны на неверном толковании закона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение обращения
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение обращения
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общий порядок внесудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений граждан).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общий порядок внесудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о рассмотрении обращений граждан).
Статья: Уполномоченный по правам человека
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении применяется порядок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, установленных Законом об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в том числе сроков рассмотрения жалоб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении применяется порядок, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, установленных Законом об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в том числе сроков рассмотрения жалоб.
Статья: Проблема открытости судебной власти на примере рассмотрения обращений граждан: институциональный и пенальный аспекты
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Статья посвящена проблеме открытости судебной власти, рассмотренной на примере реализации гражданами Российской Федерации права на обращение. Отмечается, что само по себе законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан не содержит каких-либо изъятий в отношении судов и судей в вопросах рассмотрения обращений граждан. Вместе с тем специальное законодательство, в первую очередь через конструкцию "внепроцессуальное обращение", существенным образом и несоразмерно затрудняет его реализацию, а нечеткость и неадаптированность процедуры привлечения к административной ответственности судей по ст. 5.59 КоАП РФ делает его необеспеченным механизмами защиты. В результате предлагаются пути решения поставленной проблемы.
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Статья посвящена проблеме открытости судебной власти, рассмотренной на примере реализации гражданами Российской Федерации права на обращение. Отмечается, что само по себе законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан не содержит каких-либо изъятий в отношении судов и судей в вопросах рассмотрения обращений граждан. Вместе с тем специальное законодательство, в первую очередь через конструкцию "внепроцессуальное обращение", существенным образом и несоразмерно затрудняет его реализацию, а нечеткость и неадаптированность процедуры привлечения к административной ответственности судей по ст. 5.59 КоАП РФ делает его необеспеченным механизмами защиты. В результате предлагаются пути решения поставленной проблемы.
Статья: Административная жалоба
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок реализации данного права урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений).
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок реализации данного права урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений).
Готовое решение: Как получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)в административном (досудебном) порядке в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан и разд. V Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 28.06.2022 N 468. При этом Закон N 294-ФЗ не предусматривает обязательного соблюдения такого порядка, поэтому вы можете обратиться сразу в суд.
(КонсультантПлюс, 2025)в административном (досудебном) порядке в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан и разд. V Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 28.06.2022 N 468. При этом Закон N 294-ФЗ не предусматривает обязательного соблюдения такого порядка, поэтому вы можете обратиться сразу в суд.
Статья: Коллективное обращение граждан
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок рассмотрения коллективных обращений граждан
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок рассмотрения коллективных обращений граждан
Статья: Отзыв ходатайства до рассмотрения судом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Официальная просьба - это родовое понятие. Она может содержаться как в иных процессуальных документах (исковых заявлениях, заявлениях, жалобах, ходатайствах), так и в обращениях, рассматриваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также во внепроцессуальных обращениях по гражданским делам, находящимся в производстве суда (ч. 4 ст. 8 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Официальная просьба - это родовое понятие. Она может содержаться как в иных процессуальных документах (исковых заявлениях, заявлениях, жалобах, ходатайствах), так и в обращениях, рассматриваемых в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также во внепроцессуальных обращениях по гражданским делам, находящимся в производстве суда (ч. 4 ст. 8 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ).
Статья: Личная подпись: понятие и назначение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не содержит легального закрепления и содержательного раскрытия термина "личная подпись". Более того, в различных нормативных правовых актах наряду с термином "личная подпись" (ст. 10.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") фактически в качестве его синонима используются иные равные по юридическому значению слова и формулировки - "подпись" (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, пп. 8 п. 1, пп. 7 п. 75 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341), "собственноручная подпись" (п. 2 ст. 6.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", п. 26 ст. 35 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, п. 3 ст. 1125 ГК РФ, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действующее законодательство не содержит легального закрепления и содержательного раскрытия термина "личная подпись". Более того, в различных нормативных правовых актах наряду с термином "личная подпись" (ст. 10.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") фактически в качестве его синонима используются иные равные по юридическому значению слова и формулировки - "подпись" (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, пп. 8 п. 1, пп. 7 п. 75 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341), "собственноручная подпись" (п. 2 ст. 6.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", п. 26 ст. 35 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, п. 3 ст. 1125 ГК РФ, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг").
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <157> установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Согласно данному Закону жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <157> установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Согласно данному Закону жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы;
Статья: Изменение порядка рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан (применение Федерального закона от 4 августа 2023 года N 442-ФЗ)
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025