Порядок предоставления преференции
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления преференции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О теплоснабжении"С учетом данного обстоятельства и исходя из вышеприведенных положений Закона N 135-ФЗ, Закона N 416-ФЗ, Закона N 190-ФЗ и Закона N 115-ФЗ, передача прав владения и пользования такими объектами могла быть осуществлена только на основании концессионного соглашения, а не в порядке предоставления муниципальной преференции в виде бесконкурсной передачи объектов, в связи с суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества правовых оснований для пользования спорным имуществом.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 284 "Налоговые ставки" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность абз. 5 ч. 1 ст. 3 закона Кировской области от 08.10.2012 N 199-ЗО "О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков", абз. 3 п. 2.4 порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции (приложение к постановлению правительства Кировской области от 20.12.2016 N 34/270), поскольку они допускают определение существенных элементов налога подзаконным нормативным правовым актом правительства Кировской области, притом что такое регулирование содержит неопределенное и неоднозначное понятие "достижение бюджетной эффективности по итогам налогового периода", которое оказывает влияние на установление размера налоговых обязательств налогоплательщика. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что региональный законодатель прямо уполномочен Налоговым кодексом РФ на установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, при этом все элементы налога, а именно субъекты (плательщики), объект обложения, облагаемая база, налоговая ставка, установлены непосредственно НК РФ и законом Кировской области "О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков". И лишь порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, а также его форму и существенные условия законодатель предписал установить правительству Кировской области. Таким образом, на уровне субъекта РФ были установлены условия инвестиционного соглашения, предполагающие поддержку хозяйствующих субъектов и одновременно обеспечивающие сбалансированность регионального бюджета, что соответствует критериям экономической обоснованности и установления законом. Предусматривая в постановлении "Об утверждении порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции" существенные условия инвестиционного договора, в том числе условие, касающееся обеспечения достижения бюджетной эффективности, правительство Кировской области в пункте 2.4 порядка регламентирует и уточняет установленные в законодательстве требования заключения инвестиционного договора, т.е. непосредственно реализует полномочие, закрепленное в абз. 5 ч. 1 ст. 3 закона Кировской области "О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков". Оспариваемые налогоплательщиком нормы регионального законодательства не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил конституционность абз. 5 ч. 1 ст. 3 закона Кировской области от 08.10.2012 N 199-ЗО "О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков", абз. 3 п. 2.4 порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции (приложение к постановлению правительства Кировской области от 20.12.2016 N 34/270), поскольку они допускают определение существенных элементов налога подзаконным нормативным правовым актом правительства Кировской области, притом что такое регулирование содержит неопределенное и неоднозначное понятие "достижение бюджетной эффективности по итогам налогового периода", которое оказывает влияние на установление размера налоговых обязательств налогоплательщика. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ отметил, что региональный законодатель прямо уполномочен Налоговым кодексом РФ на установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, при этом все элементы налога, а именно субъекты (плательщики), объект обложения, облагаемая база, налоговая ставка, установлены непосредственно НК РФ и законом Кировской области "О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков". И лишь порядок заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции, а также его форму и существенные условия законодатель предписал установить правительству Кировской области. Таким образом, на уровне субъекта РФ были установлены условия инвестиционного соглашения, предполагающие поддержку хозяйствующих субъектов и одновременно обеспечивающие сбалансированность регионального бюджета, что соответствует критериям экономической обоснованности и установления законом. Предусматривая в постановлении "Об утверждении порядка заключения инвестиционного договора о предоставлении налоговой преференции" существенные условия инвестиционного договора, в том числе условие, касающееся обеспечения достижения бюджетной эффективности, правительство Кировской области в пункте 2.4 порядка регламентирует и уточняет установленные в законодательстве требования заключения инвестиционного договора, т.е. непосредственно реализует полномочие, закрепленное в абз. 5 ч. 1 ст. 3 закона Кировской области "О пониженной налоговой ставке налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков". Оспариваемые налогоплательщиком нормы регионального законодательства не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ФАС разъяснила упрощенный порядок подачи уведомлений по преференциям.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
Последние изменения: Преференции по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Скорректировали порядок предоставления преференций участникам закупок.
(КонсультантПлюс, 2025)Скорректировали порядок предоставления преференций участникам закупок.
Статья: Предоставление хозяйствующим субъектам государственных или муниципальных преференций в виде передачи имущества в аренду: правовые аспекты соблюдения антимонопольного законодательства
(Айвазовская И.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Преференции являются разновидностью государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, которая направлена на расширение возможностей хозяйствующих субъектов <6>. Преференции в ряде случаев являются необходимой мерой государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности. По мнению К.С. Коровиной, "поддержание государственными органами власти хозяйствующих субъектов путем предоставления различных преимуществ не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, поэтому предоставление государственных или муниципальных преференций регулируется и контролируется антимонопольным законодательством" <7>. В условиях ограниченного применения принципа конкурентного отбора антимонопольный порядок предоставления преференций призван не допустить создания необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в результате оказания им публичной финансово-имущественной поддержки <8>.
(Айвазовская И.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Преференции являются разновидностью государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, которая направлена на расширение возможностей хозяйствующих субъектов <6>. Преференции в ряде случаев являются необходимой мерой государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности. По мнению К.С. Коровиной, "поддержание государственными органами власти хозяйствующих субъектов путем предоставления различных преимуществ не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, поэтому предоставление государственных или муниципальных преференций регулируется и контролируется антимонопольным законодательством" <7>. В условиях ограниченного применения принципа конкурентного отбора антимонопольный порядок предоставления преференций призван не допустить создания необоснованных преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в результате оказания им публичной финансово-имущественной поддержки <8>.
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Также следует остановиться и на отдельных аспектах применения ст. 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей недопустимость принятия органами публичной власти актов либо осуществления ими действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом предусмотренный данной нормой перечень запрещенных форм антиконкурентного поведения не является исчерпывающим. Более того, по ряду дел Верховным Судом РФ высказана позиция, согласно которой формальное соответствие акта органа публичной власти положениям иного (в частности, земельного) законодательства не исключает, с учетом конкретных обстоятельств, возможности признания подобного акта противоречащим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции <14>. В рассмотренных в этом контексте делах речь шла о предоставлении муниципальных земельных участков в собственность юридических лиц без соблюдения определенных публичных процедур (торгов, порядка предоставления муниципальных преференций) в связи с попыткой муниципальных органов распространить на данные ситуации нормы, предусматривающие исключения из указанных процедур. Верховный Суд РФ посчитал, что наличие в законодательстве подобных исключений не препятствует оценке акта органа местного самоуправления как нарушающего ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции исходя из размера площади переданного земельного участка, достижения той цели, для которой он предоставлялся и с учетом других обстоятельств дела.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Также следует остановиться и на отдельных аспектах применения ст. 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей недопустимость принятия органами публичной власти актов либо осуществления ими действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. При этом предусмотренный данной нормой перечень запрещенных форм антиконкурентного поведения не является исчерпывающим. Более того, по ряду дел Верховным Судом РФ высказана позиция, согласно которой формальное соответствие акта органа публичной власти положениям иного (в частности, земельного) законодательства не исключает, с учетом конкретных обстоятельств, возможности признания подобного акта противоречащим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции <14>. В рассмотренных в этом контексте делах речь шла о предоставлении муниципальных земельных участков в собственность юридических лиц без соблюдения определенных публичных процедур (торгов, порядка предоставления муниципальных преференций) в связи с попыткой муниципальных органов распространить на данные ситуации нормы, предусматривающие исключения из указанных процедур. Верховный Суд РФ посчитал, что наличие в законодательстве подобных исключений не препятствует оценке акта органа местного самоуправления как нарушающего ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции исходя из размера площади переданного земельного участка, достижения той цели, для которой он предоставлялся и с учетом других обстоятельств дела.
Статья: Антикризисные меры поддержки субъектов предпринимательства по антимонопольному законодательству России
(Айвазовская И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства - важнейшая функция государства, влияющая на безопасность населения, и, по мнению автора, в обязательном порядке предоставление преференций в этих целях должно согласовываться с антимонопольным органом, поскольку только при осуществлении государственного контроля за предоставлением преференции в виде согласования антимонопольным органом ее предоставления устанавливается, какую именно деятельность осуществляет и намерен осуществить хозяйствующий субъект с использованием в том числе стратегического государственного имущества в рамках использования преференций, соответствует ли каждая конкретная преференция установленной цели и не приведет ли ее предоставление к устранению или недопущению конкуренции.
(Айвазовская И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства - важнейшая функция государства, влияющая на безопасность населения, и, по мнению автора, в обязательном порядке предоставление преференций в этих целях должно согласовываться с антимонопольным органом, поскольку только при осуществлении государственного контроля за предоставлением преференции в виде согласования антимонопольным органом ее предоставления устанавливается, какую именно деятельность осуществляет и намерен осуществить хозяйствующий субъект с использованием в том числе стратегического государственного имущества в рамках использования преференций, соответствует ли каждая конкретная преференция установленной цели и не приведет ли ее предоставление к устранению или недопущению конкуренции.
Статья: Правовые аспекты соблюдения антимонопольных требований к предоставлению государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 135-ФЗ орган власти, имеющий намерение предоставить преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление преференции конкретному хозяйствующему субъекту с приложением необходимых документов. Согласно пункту 4 ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции принимает решение о даче согласия на ее предоставление исключительно в случае, если она соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 135-ФЗ, и ее предоставление не приведет к устранению или недопущению конкуренции. Таков общий порядок предоставления преференции, установленный гл. 5 Федерального закона N 135-ФЗ.
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 135-ФЗ орган власти, имеющий намерение предоставить преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление преференции конкретному хозяйствующему субъекту с приложением необходимых документов. Согласно пункту 4 ч. 3 ст. 20 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции принимает решение о даче согласия на ее предоставление исключительно в случае, если она соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 135-ФЗ, и ее предоставление не приведет к устранению или недопущению конкуренции. Таков общий порядок предоставления преференции, установленный гл. 5 Федерального закона N 135-ФЗ.
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Введены, а затем продлены временные антикризисные меры в сфере государственных и муниципальных закупок; на период с 2022 по 2024 год упрощен порядок предоставления государственных преференций, допущен параллельный импорт <9>.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)Введены, а затем продлены временные антикризисные меры в сфере государственных и муниципальных закупок; на период с 2022 по 2024 год упрощен порядок предоставления государственных преференций, допущен параллельный импорт <9>.
Готовое решение: Как предоставить преференции участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)То, какие преференции будут предоставляться, зависит от вида закупаемого товара, от того, каким участникам они предоставляются. Срок оплаты по контракту не зависит от предоставляемых преференций и определяется в общем порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)То, какие преференции будут предоставляться, зависит от вида закупаемого товара, от того, каким участникам они предоставляются. Срок оплаты по контракту не зависит от предоставляемых преференций и определяется в общем порядке.
Статья: Правовые последствия неправомерного предоставления государственных и муниципальных преференций
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В связи с вышеуказанным, с учетом реальной угрозы негативного влияния предоставления преференций на состояние конкуренции на товарном рынке, не вызывает удивления наличие в Законе о защите конкуренции отдельной статьи, посвященной последствиям нарушения требований Закона о защите конкуренции при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции (ст. 21). Названная статья Закона о защите конкуренции предусматривает, что последствием нарушения порядка предоставления преференции (то есть ст. 20 Закона о защите конкуренции) и (или) использования преференции не в соответствии с целями, для достижения которых она выдана, является выдача предписания о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписания о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме. Указанные законоположения корреспондируют также с полномочием антимонопольного органа, закрепленным подп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
(Бочинин И.П.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, N 3)В связи с вышеуказанным, с учетом реальной угрозы негативного влияния предоставления преференций на состояние конкуренции на товарном рынке, не вызывает удивления наличие в Законе о защите конкуренции отдельной статьи, посвященной последствиям нарушения требований Закона о защите конкуренции при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции (ст. 21). Названная статья Закона о защите конкуренции предусматривает, что последствием нарушения порядка предоставления преференции (то есть ст. 20 Закона о защите конкуренции) и (или) использования преференции не в соответствии с целями, для достижения которых она выдана, является выдача предписания о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписания о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме. Указанные законоположения корреспондируют также с полномочием антимонопольного органа, закрепленным подп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Статья: Аренда государственного имущества как элемент системы эффективного управления государственным имуществом в Российской Федерации
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)Договор аренды заключается по результатам аукциона или конкурса по Приказу ФАС РФ от 10 февраля 2010 г. N 67, по правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества. Организатором конкурса или аукциона является уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления в отношении государственного имущества. Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора специализированные организации. Исключением из общего порядка является заключение договора: с государственными органами, органами местного самоуправления; образовательными учреждениями; некоммерческими организациями; в порядке предоставления преференции от государства; в прочих случаях по ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
(Орлова А.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)Договор аренды заключается по результатам аукциона или конкурса по Приказу ФАС РФ от 10 февраля 2010 г. N 67, по правилам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды в отношении государственного или муниципального имущества. Организатором конкурса или аукциона является уполномоченный собственником обладатель права оперативного управления в отношении государственного имущества. Организатор конкурса или аукциона вправе привлечь на основе договора специализированные организации. Исключением из общего порядка является заключение договора: с государственными органами, органами местного самоуправления; образовательными учреждениями; некоммерческими организациями; в порядке предоставления преференции от государства; в прочих случаях по ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Готовое решение: Как передать государственное (муниципальное) имущество в доверительное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо учитывать требования региональных, муниципальных НПА о порядке предоставлении преференций в отношении имущества субъекта РФ или муниципального образования.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, необходимо учитывать требования региональных, муниципальных НПА о порядке предоставлении преференций в отношении имущества субъекта РФ или муниципального образования.