Порядок пользования придомовой территорией
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок пользования придомовой территорией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации""То обстоятельство, что спорный нестационарный торговый объект принадлежит третьему лицу, не исключает правомочий управляющей компании в отношении допустимых пределов благоустройства на этом земельном участке, учитывая, что в силу буквального указания части 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования НТО на придомовой территории относится к полномочиям управляющей компании."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 262 "Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок" ГК РФ"Из комплексного толкования ч. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 262 ГК РФ суды сделали правомерный вывод о том, что дворовая территория не является территорией общего пользования, а, следовательно, при установке шлагбаума также не был нарушен п. 13 Порядка установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве, которым запрещена установка и эксплуатация ограждающих устройств, препятствующих или ограничивающих проход пешеходов и проезд транспортных средств на территории общего пользования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание придомовой территории
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).
Статья: Судебный активизм в формировании правового пространства
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Публичные интересы нередко пересекаются с частными, и тогда судам приходится решать вопросы, непосредственно затрагивающие жизненно важные интересы граждан. Так, в последние годы часто становятся спорными вопросы установления внутридомовых и придомовых территорий. Как показывает практика, судам приходится учитывать, какими нормативными актами регулируются, например, вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, кто имеет право наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе на размещение на ней принадлежащего гражданину автомобиля, имеет ли какое-либо значение решение общего собрания автовладельцев для ограничения права на пользование парковочным местом. Нормы Гражданского кодекса РФ регламентируют, что права и обязанности возникают в том числе из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом. Но жизненные ситуации здесь могут быть столь многообразны, что не исключены решения на основе аналогии или содержащиеся в законе нормы потребуют конкретизации судебным актом <14>.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Публичные интересы нередко пересекаются с частными, и тогда судам приходится решать вопросы, непосредственно затрагивающие жизненно важные интересы граждан. Так, в последние годы часто становятся спорными вопросы установления внутридомовых и придомовых территорий. Как показывает практика, судам приходится учитывать, какими нормативными актами регулируются, например, вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, кто имеет право наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе на размещение на ней принадлежащего гражданину автомобиля, имеет ли какое-либо значение решение общего собрания автовладельцев для ограничения права на пользование парковочным местом. Нормы Гражданского кодекса РФ регламентируют, что права и обязанности возникают в том числе из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом. Но жизненные ситуации здесь могут быть столь многообразны, что не исключены решения на основе аналогии или содержащиеся в законе нормы потребуют конкретизации судебным актом <14>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Суд, признав ограничение права С. на использование парковки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома, регламентированным Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК 14 июня 2013 г., и соответствующим требованию ППМ N 428-ПП, не учел, что данным постановлением не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а следовательно, и наложения каких-либо ограничений права С., как собственника помещения в многоквартирном доме на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Суд, признав ограничение права С. на использование парковки, расположенной на придомовой территории многоквартирного дома, регламентированным Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК 14 июня 2013 г., и соответствующим требованию ППМ N 428-ПП, не учел, что данным постановлением не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а следовательно, и наложения каких-либо ограничений права С., как собственника помещения в многоквартирном доме на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля.
Статья: Публично-правовое регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.
(Левушкин А.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Жилищные инспекции осуществляют деятельность на федеральном и региональном уровне. Государственный жилищный надзор реализуется при помощи проведения проверок, как плановых, так и внеплановых. Любая проверка направлена на выявление и устранение недостатков, способствующих нарушению закона или создающих предпосылки для такого нарушения. Как отмечалось ранее, жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии. На практике зачастую функции контроля и надзора дублируются, как в случае оценки качества предоставляемых услуг, так и при контроле действий должностных лиц и органов в сфере жилищно-коммунального надзора <8>. Множество государственных органов, осуществляющих функции государственного контроля и надзора в отношении отрасли ЖКХ, являются надведомственными. Проверки государственной жилищной инспекцией проводятся по следующим видам: порядок использования имущества и жилого фонда, предназначение придомовых территорий и мест общего пользования; условия предоставления услуг; оценка состояния жилищного фонда и общей собственности, эксплуатация таких помещений; использование ресурсов в жилых домах (вода, тепло, газ, электричество); качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Во всех субъектах РФ действуют государственные или муниципальные тарифные комиссии, целью которых является определение тарифов ЖКХ. Тарифы не должны носить обременительный характер для населения.