Порядок пересечения государственной границы
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок пересечения государственной границы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18.1 "Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации" КоАП РФ"Судами установлено и следует из материалов дела, РМС "Амурское" при осуществлении промышленного рыболовства 12.08.2023 в 23 часа 55 минут пересекло Государственную границу Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации в координатах 540 18' северной широты 1430 11' восточной долготы, при этом обществом, в том числе капитаном рыболовного судна Никифоровым Н.Е., в установленном законом порядке, до фактического пересечения линии Государственной границы Российской Федерации, об изменениях указанных в Уведомлении (плане перехода судна) незамедлительно не проинформировало пограничный орган, в который было направлено Уведомление (Пограничное управления ФСБ России по Приморскому краю) по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Статья 26. Въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"Статья 9. Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами
Статья: Право международных договоров и право вооруженных конфликтов: точки соприкосновения и направления дальнейшей гармонизации
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)3) международные договоры, применимость которых в значительной степени зависит от конкретных фактических обстоятельств. В данной категории присутствуют международные транспортные соглашения; соглашения в области окружающей среды; договоры о сотрудничестве по уголовным делам, включая договоры об экстрадиции; договоры о порядке пересечения государственных границ; договоры о дружбе, торговле и мореплавании; соглашения в области интеллектуальной собственности; договоры о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания;
(Бальхаева С.Б.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)3) международные договоры, применимость которых в значительной степени зависит от конкретных фактических обстоятельств. В данной категории присутствуют международные транспортные соглашения; соглашения в области окружающей среды; договоры о сотрудничестве по уголовным делам, включая договоры об экстрадиции; договоры о порядке пересечения государственных границ; договоры о дружбе, торговле и мореплавании; соглашения в области интеллектуальной собственности; договоры о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания;
Статья: Актуальные проблемы квалификации и направления противодействия преступлениям, совершаемым в сфере миграции
(Каменева А.Н.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Необходимо также отметить и возможность осуществления законодательно обоснованной миграции, а также реализации вопросов, касающихся регистрационного учета иностранных граждан. Данный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <5>. Отдельные особенности порядка постановки на учет и правила регистрации мигрантов определяются в положениях Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <6>.
(Каменева А.Н.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Необходимо также отметить и возможность осуществления законодательно обоснованной миграции, а также реализации вопросов, касающихся регистрационного учета иностранных граждан. Данный порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <5>. Отдельные особенности порядка постановки на учет и правила регистрации мигрантов определяются в положениях Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" <6>.
Статья: Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы и преступлениях, связанных с незаконной миграцией
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2020, N 6)В статье анализируется позиция Пленума Верховного Суда РФ об уголовно-правовой оценке деяний, посягающих на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ и законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, отраженная в Постановлении от 9 июля 2020 г. N 18. Отмечена высокая практическая значимость документа, закладывающего основу единообразного применения уголовного закона, при этом указывается, что в Постановлении не нашли отражения вопросы разграничения преступных и административно наказуемых деяний в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Предлагается решение этих вопросов.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Уголовное право", 2020, N 6)В статье анализируется позиция Пленума Верховного Суда РФ об уголовно-правовой оценке деяний, посягающих на установленный порядок пересечения Государственной границы РФ и законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России, отраженная в Постановлении от 9 июля 2020 г. N 18. Отмечена высокая практическая значимость документа, закладывающего основу единообразного применения уголовного закона, при этом указывается, что в Постановлении не нашли отражения вопросы разграничения преступных и административно наказуемых деяний в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Предлагается решение этих вопросов.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К. и Р. трижды направили почтовые отправления, содержащие ядовитое вещество, в адрес представителей должностных лиц как европейских государств за пределы РФ, так и дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории РФ. К и Р. осуждены в том числе по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ. Судебная коллегия приговор и последующие судебные решения в указанной части изменила, исключила из судебных решений указание о квалификации действий К. и Р. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, выразившихся в направлении почтовых отправлений, содержащих ядовитое вещество, оборот которого запрещен, в адрес дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории РФ, указав следующее. Квалифицируя действия осужденных в части направления почтовых отправлений в адрес дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории РФ как покушение на контрабанду, суд исходил из того, что при получении дипломатическими представительствами этих отправлений происходит пересечение Государственной границы РФ в силу статуса представительств. Между тем наличие в РФ у иностранных государств (посольств) представительств не свидетельствует, что поступающая на их территорию корреспонденция пересекает Государственную границу РФ. Особый порядок доступа в дипломатические представительства и получения ими почтовой корреспонденции не может быть приравнен к пересечению этой корреспонденцией Государственной границы РФ <864>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)К. и Р. трижды направили почтовые отправления, содержащие ядовитое вещество, в адрес представителей должностных лиц как европейских государств за пределы РФ, так и дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории РФ. К и Р. осуждены в том числе по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ. Судебная коллегия приговор и последующие судебные решения в указанной части изменила, исключила из судебных решений указание о квалификации действий К. и Р. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, выразившихся в направлении почтовых отправлений, содержащих ядовитое вещество, оборот которого запрещен, в адрес дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории РФ, указав следующее. Квалифицируя действия осужденных в части направления почтовых отправлений в адрес дипломатических представительств иностранных государств (посольств) на территории РФ как покушение на контрабанду, суд исходил из того, что при получении дипломатическими представительствами этих отправлений происходит пересечение Государственной границы РФ в силу статуса представительств. Между тем наличие в РФ у иностранных государств (посольств) представительств не свидетельствует, что поступающая на их территорию корреспонденция пересекает Государственную границу РФ. Особый порядок доступа в дипломатические представительства и получения ими почтовой корреспонденции не может быть приравнен к пересечению этой корреспонденцией Государственной границы РФ <864>.
Статья: Уголовно-правовая оценка выезда военнослужащих за пределы Российской Федерации
(Артеменко Н.В., Разогреева А.М., Шимбарева Н.Г.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Статья 322 УК РФ устанавливает ответственность за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ. Диспозиция данной уголовно-правовой нормы носит сложный бланкетный характер. Для уяснения признаков состава преступления необходимо прежде всего обратиться к Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", которые регламентируют основания и порядок пересечения Государственной границы РФ лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными. При этом особое значение имеет положение Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" о запрещении выезда из РФ. Если толковать диспозицию ч. 1 ст. 322 УК РФ в системной взаимосвязи с указанным Законом, то обнаруживаются существенные противоречия в связи с включением в текст уголовного закона такого признака, как наличие специального разрешения на выезд. По нашему мнению, речь должна идти о пересечении границы при наличии в отношении лица действующего запрета на выезд. Вопрос может быть поставлен по-другому: приравнивается ли решение о запрещении на выезд (Закон о границе) к отсутствию надлежащего разрешения (уголовный закон)? Если следовать систематическому толкованию уголовного закона и Закона РФ о Государственной границе, условием уголовно-правовой ответственности является не отсутствие надлежащего разрешения (буквальное толкование УК), а отказ в разрешении на выезд военнослужащего, т.е., по существу, запрещение на выезд <2>.
(Артеменко Н.В., Разогреева А.М., Шимбарева Н.Г.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Статья 322 УК РФ устанавливает ответственность за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ. Диспозиция данной уголовно-правовой нормы носит сложный бланкетный характер. Для уяснения признаков состава преступления необходимо прежде всего обратиться к Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", которые регламентируют основания и порядок пересечения Государственной границы РФ лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными. При этом особое значение имеет положение Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" о запрещении выезда из РФ. Если толковать диспозицию ч. 1 ст. 322 УК РФ в системной взаимосвязи с указанным Законом, то обнаруживаются существенные противоречия в связи с включением в текст уголовного закона такого признака, как наличие специального разрешения на выезд. По нашему мнению, речь должна идти о пересечении границы при наличии в отношении лица действующего запрета на выезд. Вопрос может быть поставлен по-другому: приравнивается ли решение о запрещении на выезд (Закон о границе) к отсутствию надлежащего разрешения (уголовный закон)? Если следовать систематическому толкованию уголовного закона и Закона РФ о Государственной границе, условием уголовно-правовой ответственности является не отсутствие надлежащего разрешения (буквальное толкование УК), а отказ в разрешении на выезд военнослужащего, т.е., по существу, запрещение на выезд <2>.
Статья: Пункты пропуска через государственную границу. Проблемы и пути их совершенствования
(Косова Е.О., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации в пунктах пропуска развивается в связи с тем, что повысилась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля; усилилась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе большая их активность в пунктах пропуска через границу.
(Косова Е.О., Репушевская О.А.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации в пунктах пропуска развивается в связи с тем, что повысилась интенсивность передвижения через границу лиц, транспортных средств и грузов; намечалась тенденция к разделению целостности системы пограничного контроля; усилилась деятельность спецслужб иностранных государств, криминальных структур на государственной границе, в том числе большая их активность в пунктах пропуска через границу.
Статья: Свободы человека: философский фетиш или юридическая реальность
(Любчик А.А., Максименко М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)- так называемую свободу передвижения человек часто не может реализовать так, как ему хочется, а вынужден соблюдать нормы, которые регулируют порядок пересечения государственной границы, карантинные нормы, нормы таможенного законодательства, нормы, действующие в период чрезвычайной ситуации или военного положения;
(Любчик А.А., Максименко М.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)- так называемую свободу передвижения человек часто не может реализовать так, как ему хочется, а вынужден соблюдать нормы, которые регулируют порядок пересечения государственной границы, карантинные нормы, нормы таможенного законодательства, нормы, действующие в период чрезвычайной ситуации или военного положения;