Порядок передачи имущества в хозяйственное ведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок передачи имущества в хозяйственное ведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2024 N 01АП-5392/2024 по делу N А38-1810/2023
Требование: О признании недействительной сделкой передачу объектов на праве хозяйственного ведения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Закон N 190-ФЗ, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Кодексом.
Требование: О признании недействительной сделкой передачу объектов на праве хозяйственного ведения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Закон N 190-ФЗ, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Кодексом.
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29.05.2024 по делу N 66а-358/2024 (УИД 10OS0000-01-2023-000143-42)
Об изменении решения Верховного Суда Республики Карелия от 30.01.2024 и признании недействующим пункта 2.1.17 приложения N 1 к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28.11.2022 N 205 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые населению государственным унитарным предприятием Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (территория оказания услуг - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ...")", прекращении производства в остальной части.Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Об изменении решения Верховного Суда Республики Карелия от 30.01.2024 и признании недействующим пункта 2.1.17 приложения N 1 к постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 28.11.2022 N 205 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые населению государственным унитарным предприятием Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (территория оказания услуг - Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Питкярантский, Прионежский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский муниципальные районы, Суоярвский муниципальный округ...")", прекращении производства в остальной части.Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как передать имущество в хозяйственное ведение унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок передачи движимого и недвижимого имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия в целом одинаковый.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок передачи движимого и недвижимого имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия в целом одинаковый.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным ГК РФ.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.
Статья: Порядок ликвидации унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о предприятиях при ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные п. 1 ст. 28 (учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке; решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия; документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия; документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы унитарного предприятия; положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия; решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия; списки аффилированных лиц унитарного предприятия; аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия), передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о предприятиях при ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные п. 1 ст. 28 (учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке; решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия; документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия; документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы унитарного предприятия; положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия; решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия; списки аффилированных лиц унитарного предприятия; аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия), передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)В то же время принятие Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 4 июля 2024 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону" <13> (далее - Постановление КС РФ N 35-П) имеет важное значение для тех муниципальных унитарных предприятий, которые продолжают функционировать. Это Постановление призвано обозначить конституционно значимые ориентиры для муниципальных образований и антимонопольных органов в условиях новых законодательных установлений по одному из острейших вопросов - по вопросу о возможности и порядке предоставления субсидий унитарным предприятиям на содержание имущества, переданного им в хозяйственное ведение.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)В то же время принятие Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 4 июля 2024 г. N 35-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону" <13> (далее - Постановление КС РФ N 35-П) имеет важное значение для тех муниципальных унитарных предприятий, которые продолжают функционировать. Это Постановление призвано обозначить конституционно значимые ориентиры для муниципальных образований и антимонопольных органов в условиях новых законодательных установлений по одному из острейших вопросов - по вопросу о возможности и порядке предоставления субсидий унитарным предприятиям на содержание имущества, переданного им в хозяйственное ведение.
Статья: Привлечение Российской Федерации к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием: вопросы теории и практики
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1)2) несоответствие отдельных полномочий, которыми наделены органы публичной власти, и действий, реализуемых ими как собственником имущества ФГУП (например, оспаривание в судебном порядке сделок по передаче объектов на праве хозяйственного ведения <12>, согласование границ земельного участка) <13>;
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1)2) несоответствие отдельных полномочий, которыми наделены органы публичной власти, и действий, реализуемых ими как собственником имущества ФГУП (например, оспаривание в судебном порядке сделок по передаче объектов на праве хозяйственного ведения <12>, согласование границ земельного участка) <13>;
Статья: Судебная практика рассмотрения споров, связанных с самовольным строительством
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Материалами дела подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект, от которого производно право хозяйственного ведения, в установленном порядке не возникло. Доказательств того, что имущество передано собственником в хозяйственное ведение истца, также не представлено.
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Материалами дела подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект, от которого производно право хозяйственного ведения, в установленном порядке не возникло. Доказательств того, что имущество передано собственником в хозяйственное ведение истца, также не представлено.
Ситуация: Может ли собственник изъять имущество из хозяйственного ведения унитарного предприятия?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что из хозяйственного ведения имущество возвращается собственнику только при ликвидации унитарного предприятия, решение о которой может быть принято собственником. Ликвидация осуществляется в общем порядке, а собственнику передается имущество, оставшееся после завершения расчетов по обязательствам предприятия и удовлетворения всех требований кредиторов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что из хозяйственного ведения имущество возвращается собственнику только при ликвидации унитарного предприятия, решение о которой может быть принято собственником. Ликвидация осуществляется в общем порядке, а собственнику передается имущество, оставшееся после завершения расчетов по обязательствам предприятия и удовлетворения всех требований кредиторов.
Справка: Особенности использования права хозяйственного ведения
(КонсультантПлюс, 2025)Данные об имуществе в хозяйственном ведении необходимо передавать в реестр имущества ППО. Уточните порядок и сроки их передачи в правилах учета имущества вашего ППО.
(КонсультантПлюс, 2025)Данные об имуществе в хозяйственном ведении необходимо передавать в реестр имущества ППО. Уточните порядок и сроки их передачи в правилах учета имущества вашего ППО.
Статья: Учет внесенного в уставный капитал ООО и уставный фонд УП имущества
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или ОМСУ по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет "Расчеты по выделенному имуществу". Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" для учета расчетов с государственным органом или ОМСУ по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества). Эти предприятия именуют данный субсчет "Расчеты по выделенному имуществу". Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.
Готовое решение: Как согласовать условие о предоставлении материалов и оборудования для выполнения работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)обязанность подрядчика при предоставлении и использовании материалов, принадлежащих ему на ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления), соблюдать законодательство, регулирующее порядок распоряжения данным имуществом, и передать заказчику документы о соблюдении такого порядка;
(КонсультантПлюс, 2025)обязанность подрядчика при предоставлении и использовании материалов, принадлежащих ему на ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления), соблюдать законодательство, регулирующее порядок распоряжения данным имуществом, и передать заказчику документы о соблюдении такого порядка;
Статья: Распоряжение имуществом, нажитым супругами в период брака, по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь
(Короткевич М.П.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Учитывая, что для передачи в хозяйственное ведение недвижимого имущества, как показывает судебная практика, требуется согласие супруги <9>, при оформлении такого согласия в нотариальном порядке возможные последствия реорганизации такого юридического лица могли бы быть разъяснены супруге при удостоверении такого согласия, в частности, нотариусом.
(Короткевич М.П.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Учитывая, что для передачи в хозяйственное ведение недвижимого имущества, как показывает судебная практика, требуется согласие супруги <9>, при оформлении такого согласия в нотариальном порядке возможные последствия реорганизации такого юридического лица могли бы быть разъяснены супруге при удостоверении такого согласия, в частности, нотариусом.