Порядок ответа на обращение граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок ответа на обращение граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Обязательность принятия обращения к рассмотрению" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Заявление о предоставлении информации по исполнительному производству подлежало разрешению и разрешено в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Из ответа на обращение следует, что судебный пристав-исполнитель совершил исполнительные действия, повлекшие исполнение требований исполнительного документа и окончание исполнительного производства по данному основанию.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право на доступ к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Стало быть, нельзя согласиться и с выводом суда о соблюдении Департаментом труда и социальной защиты населения адрес положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку в ответах Департамента не указано, каким образом Л. может ознакомиться с утратившим силу нормативным актом Департамента труда и социальной защиты населения адрес, в то время как нормы ст. ст. 5, 10 названного Закона гарантируют получение гражданином ответа по существу своего обращения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктрина "доверие" в современном конституционном праве: возникновение, перспективы ее развития и оценки
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Установление на уровне конституционных гарантий ответственности за нарушение права граждан на обращение вплоть до отрешения от занимаемой должности, как, например, в ст. 51 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла <49>, является важным этапом укрепления доверия к власти. Другим примером является законодательное регулирование порядка обжалования ответов на обращения граждан и организаций в публичные структуры, закрепленное в ст. 20 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" <50>, - того же акта, которым рассмотрение обращений граждан и регулируется.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Установление на уровне конституционных гарантий ответственности за нарушение права граждан на обращение вплоть до отрешения от занимаемой должности, как, например, в ст. 51 Конституции Боливарианской Республики Венесуэла <49>, является важным этапом укрепления доверия к власти. Другим примером является законодательное регулирование порядка обжалования ответов на обращения граждан и организаций в публичные структуры, закрепленное в ст. 20 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" <50>, - того же акта, которым рассмотрение обращений граждан и регулируется.
Статья: Некоторые аспекты реализации принципа федерализма в правовом регулировании административной ответственности (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа)
(Зокиров Т.З.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Закон Корякского автономного округа от 27 февраля 2003 г. N 198-оз "Об административных правонарушениях" <23> (далее - Закон Корякского АО N 198-оз) неверно определял должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях. Так, ст. 39 Закона Корякского АО N 198-оз (в ред. от 15.11.2003) члены избирательных комиссий и комиссий референдума с правом решающего голоса наделены полномочием по составлению протоколов по ст. 21 "Нарушение сроков и порядка представления ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления Корякского АО", хотя к деятельности избиркомов эта статья отношения не имела. При этом действовала ст. 19 "Умышленное или неосторожное повреждение или уничтожение документации, относящейся к выборам (референдуму)", протоколы по которой, исходя из ст. 39, никто не был вправе составлять. Эта ошибка была исправлена более чем через полтора года действия Закона Корякского АО N 198-оз <24>.
(Зокиров Т.З.)
("Российский следователь", 2023, N 4)Закон Корякского автономного округа от 27 февраля 2003 г. N 198-оз "Об административных правонарушениях" <23> (далее - Закон Корякского АО N 198-оз) неверно определял должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях. Так, ст. 39 Закона Корякского АО N 198-оз (в ред. от 15.11.2003) члены избирательных комиссий и комиссий референдума с правом решающего голоса наделены полномочием по составлению протоколов по ст. 21 "Нарушение сроков и порядка представления ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления Корякского АО", хотя к деятельности избиркомов эта статья отношения не имела. При этом действовала ст. 19 "Умышленное или неосторожное повреждение или уничтожение документации, относящейся к выборам (референдуму)", протоколы по которой, исходя из ст. 39, никто не был вправе составлять. Эта ошибка была исправлена более чем через полтора года действия Закона Корякского АО N 198-оз <24>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Гражданин неоднократно обращался в общество с заявлением о переоформлении (восстановлении) документов о технологическом присоединении объекта недвижимости, который ранее был присоединен к сетям в предусмотренном законом порядке. Ответы на обращения гражданина обществом в установленные сроки не направлялись.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Гражданин неоднократно обращался в общество с заявлением о переоформлении (восстановлении) документов о технологическом присоединении объекта недвижимости, который ранее был присоединен к сетям в предусмотренном законом порядке. Ответы на обращения гражданина обществом в установленные сроки не направлялись.
Статья: Разработка регионального модельного нормативного акта о правовом информировании как направление правовой политики в сфере информационной безопасности
(Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)1) предоставление ответов на обращения граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
(Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)1) предоставление ответов на обращения граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Статья: Жалобы в Банк России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: С 1 июля 2024 года действует новый порядок рассмотрения обращений граждан - потребителей финансовых услуг. В соответствии с новым Законом (Федеральный закон от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") все финансовые организации будут обязаны сами рассматривать такие обращения.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: С 1 июля 2024 года действует новый порядок рассмотрения обращений граждан - потребителей финансовых услуг. В соответствии с новым Законом (Федеральный закон от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") все финансовые организации будут обязаны сами рассматривать такие обращения.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)По общему же правилу, установленному в ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)По общему же правилу, установленному в ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Готовое решение: Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При получении такого обращения работайте с ним в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Отвечать на такие запросы необходимо всем заказчикам, а не только органам власти и местного самоуправления. Однако при подготовке ответов учитывайте требования законодательства о государственной, служебной, коммерческой тайне (см. Письмо Минэкономразвития России от 05.02.2016 N Д28и-193).
(КонсультантПлюс, 2025)При получении такого обращения работайте с ним в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Отвечать на такие запросы необходимо всем заказчикам, а не только органам власти и местного самоуправления. Однако при подготовке ответов учитывайте требования законодательства о государственной, служебной, коммерческой тайне (см. Письмо Минэкономразвития России от 05.02.2016 N Д28и-193).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)По общему же правилу, установленному в ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)По общему же правилу, установленному в ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.