Порядок объявления выговора
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок объявления выговора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 N 88а-5628/2024 (УИД 74RS0002-01-2022-004145-63)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным постановления о наложении дисциплинарных взысканий; 2) О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в следственном изоляторе.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушения установленного порядка применения к нему меры взыскания в виде объявления выговора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом, судом апелляционной инстанции отмечено, что как положения статьи 38 Федерального закона N 103-ФЗ, так и положения статьи 115 УИК РФ, регулируют применение мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания в виде объявления выговора, сами по себе ссылки в постановлении от 30 сентября 2021 года на нормы Федерального закона N 103-ФЗ не свидетельствует о незаконности постановления, учитывая доказанность совершения дисциплинарного проступка К.С.И.
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным постановления о наложении дисциплинарных взысканий; 2) О присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в следственном изоляторе.
Обстоятельства: Истец ссылается на нарушения установленного порядка применения к нему меры взыскания в виде объявления выговора.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом, судом апелляционной инстанции отмечено, что как положения статьи 38 Федерального закона N 103-ФЗ, так и положения статьи 115 УИК РФ, регулируют применение мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания в виде объявления выговора, сами по себе ссылки в постановлении от 30 сентября 2021 года на нормы Федерального закона N 103-ФЗ не свидетельствует о незаконности постановления, учитывая доказанность совершения дисциплинарного проступка К.С.И.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 117 "Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы" УИК РФ"Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы регламентируется положениями статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и предусматривает возможность объявления выговора в устной или письменной форме, налагаемого постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Перед тем, как объявить работнику выговор, убедитесь, есть ли на это основания. Для объявления работнику выговора учтите специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Подробнее об этом ниже.
(КонсультантПлюс, 2025)Перед тем, как объявить работнику выговор, убедитесь, есть ли на это основания. Для объявления работнику выговора учтите специальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Подробнее об этом ниже.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно объявить работнику за прогул
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок объявления выговора за прогул стандартный. После фиксации прогула затребуйте у работника письменное объяснение и, если работник его не представит по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок объявления выговора за прогул стандартный. После фиксации прогула затребуйте у работника письменное объяснение и, если работник его не представит по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")92. Дисциплинарные взыскания - выговор, строгий выговор - объявляются военнослужащему в порядке, указанном в статье 91 настоящего Устава.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")92. Дисциплинарные взыскания - выговор, строгий выговор - объявляются военнослужащему в порядке, указанном в статье 91 настоящего Устава.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)Учитывая приведенное выше, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о неправомерности вывода суда апелляционной инстанции о законности приказов работодателя от 29 марта 2018 г. N 143-к об объявлении выговора Н. и от 3 апреля 2018 г. об увольнении Н. и о соблюдении работодателем порядка привлечения ее к дисциплинарной ответственности, в связи с чем апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части оставления без изменения решения суда первой инстанции признала незаконным, отменила его в названной части и направила дело в этой части на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020)Учитывая приведенное выше, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о неправомерности вывода суда апелляционной инстанции о законности приказов работодателя от 29 марта 2018 г. N 143-к об объявлении выговора Н. и от 3 апреля 2018 г. об увольнении Н. и о соблюдении работодателем порядка привлечения ее к дисциплинарной ответственности, в связи с чем апелляционное определение суда апелляционной инстанции в части оставления без изменения решения суда первой инстанции признала незаконным, отменила его в названной части и направила дело в этой части на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно применить за опоздание на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок объявления выговора за опоздание стандартный. После фиксации опоздания запросите у работника письменное объяснение; если работник его не представит по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок объявления выговора за опоздание стандартный. После фиксации опоздания запросите у работника письменное объяснение; если работник его не представит по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Статья: К вопросу о порядке защиты трудовых прав
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 11)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 27.10.2016 по кассационной жалобе М.Н. Шаповаловой на Определение Ленинского районного суда г. Самары от 06.04.2016 и Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23.06.2016 по делу по иску нотариуса Кинельского района Самарской области М.Н. Шаповаловой к Нотариальной палате Самарской области о признании незаконными распоряжения о проведении повторной проверки исполнения профессиональных обязанностей и решения об объявлении выговора Верховный Суд РФ установил, что споры, связанные с обжалованием нотариусами решений нотариальных палат о наложении дисциплинарных взысканий за нарушения, допущенные при исполнении нотариусами профессиональных обязанностей (внутрикорпоративные споры), подлежат рассмотрению судами в порядке гражданского судопроизводства исходя из характера возникших правоотношений между нотариальной палатой и нотариусом, основанных на членстве нотариуса в профессиональном объединении - нотариальной палате, то есть на отношениях внутри корпорации <13>.
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 11)Так, в Определении Верховного Суда РФ от 27.10.2016 по кассационной жалобе М.Н. Шаповаловой на Определение Ленинского районного суда г. Самары от 06.04.2016 и Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23.06.2016 по делу по иску нотариуса Кинельского района Самарской области М.Н. Шаповаловой к Нотариальной палате Самарской области о признании незаконными распоряжения о проведении повторной проверки исполнения профессиональных обязанностей и решения об объявлении выговора Верховный Суд РФ установил, что споры, связанные с обжалованием нотариусами решений нотариальных палат о наложении дисциплинарных взысканий за нарушения, допущенные при исполнении нотариусами профессиональных обязанностей (внутрикорпоративные споры), подлежат рассмотрению судами в порядке гражданского судопроизводства исходя из характера возникших правоотношений между нотариальной палатой и нотариусом, основанных на членстве нотариуса в профессиональном объединении - нотариальной палате, то есть на отношениях внутри корпорации <13>.
Вопрос: У работника место работы по совместительству стало основным. За время работы на условиях совместительства работник совершил дисциплинарный проступок. Вправе ли работодатель объявить работнику выговор уже после того, как работа для работника стала основной?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: У работника место работы по совместительству стало основным. За время работы на условиях совместительства работник совершил дисциплинарный проступок. Вправе ли работодатель объявить работнику выговор уже после того, как работа для работника стала основной?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: У работника место работы по совместительству стало основным. За время работы на условиях совместительства работник совершил дисциплинарный проступок. Вправе ли работодатель объявить работнику выговор уже после того, как работа для работника стала основной?
Статья: Изменения и судебная практика за апрель 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 5)Судебные постановления по делу с участием гражданина подлежат пересмотру в установленном порядке.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 5)Судебные постановления по делу с участием гражданина подлежат пересмотру в установленном порядке.
Типовая ситуация: Как уволить за появление на работе в состоянии опьянения
(Издательство "Главная книга", 2025)Если не хотите увольнять работника за появление в состоянии опьянения, можно объявить ему выговор или замечание в том же порядке, что и при других дисциплинарных проступках.
(Издательство "Главная книга", 2025)Если не хотите увольнять работника за появление в состоянии опьянения, можно объявить ему выговор или замечание в том же порядке, что и при других дисциплинарных проступках.
Статья: Прямая выборность, компетенция и ответственность как основы перспективного развития местного самоуправления в России
(Кожевников О.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Действующая регламентация форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления показывает их несоизмеримость и неэффективность. В связи с этим федеральный законодатель, вместо того чтобы повысить "доступность" ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления для населения как основного интерсанта существования местного самоуправления, убирает из законопроекта N 40361-8 единственный, пусть и почти не реализуемый на практике, институт ответственности "отзыв выборного должностного лица". При этом усиливается "внесудебное" воздействие со стороны органов государственной власти на органы местного самоуправления. Так, ст. 25 Закона N 414-ФЗ четко указывает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. Мало того, как было отмечено ранее, государственные полномочия передаются без согласия муниципальных властей, отказ органов местного самоуправления от наделяемых государственных полномочий невозможен, так еще и глава субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения им предупреждения главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора без подтверждения каких-либо фактов в судебном порядке. Зачем же тогда нужна ч. 3 ст. 21 Закона N 131-ФЗ, предусматривающая право органов государственной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных государственных полномочий, в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления? Почему для применения положений ст. 25 Закона N 414-ФЗ в части отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации судебные процедуры не нужны, а вот для отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации по ст. 74 Закона N 131-ФЗ они необходимы и обязательны? Какую цель и логику преследует законодатель, внедряя в нишу единой системы публичной власти органы местного самоуправления, как названный подход к формированию ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления способствует заявленному в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ взаимодействию и достижению целей названной системы? Скорее, это формирование управленческой вертикали внутри властной иерархии органов власти без какого-либо существенного участия населения и с уменьшением влияния и воздействия "институтов" правосудия.
(Кожевников О.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)Действующая регламентация форм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления показывает их несоизмеримость и неэффективность. В связи с этим федеральный законодатель, вместо того чтобы повысить "доступность" ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления для населения как основного интерсанта существования местного самоуправления, убирает из законопроекта N 40361-8 единственный, пусть и почти не реализуемый на практике, институт ответственности "отзыв выборного должностного лица". При этом усиливается "внесудебное" воздействие со стороны органов государственной власти на органы местного самоуправления. Так, ст. 25 Закона N 414-ФЗ четко указывает, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. Мало того, как было отмечено ранее, государственные полномочия передаются без согласия муниципальных властей, отказ органов местного самоуправления от наделяемых государственных полномочий невозможен, так еще и глава субъекта РФ вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения им предупреждения главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора без подтверждения каких-либо фактов в судебном порядке. Зачем же тогда нужна ч. 3 ст. 21 Закона N 131-ФЗ, предусматривающая право органов государственной власти, осуществляющих контроль за исполнением переданных государственных полномочий, в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления? Почему для применения положений ст. 25 Закона N 414-ФЗ в части отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации судебные процедуры не нужны, а вот для отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации по ст. 74 Закона N 131-ФЗ они необходимы и обязательны? Какую цель и логику преследует законодатель, внедряя в нишу единой системы публичной власти органы местного самоуправления, как названный подход к формированию ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления способствует заявленному в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ взаимодействию и достижению целей названной системы? Скорее, это формирование управленческой вертикали внутри властной иерархии органов власти без какого-либо существенного участия населения и с уменьшением влияния и воздействия "институтов" правосудия.
Статья: Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок)
(Гриценко Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)А если к этому добавить использование в новых законах функциональной взаимосвязи всех уровней публичной власти в качестве основания для организационного встраивания местного самоуправления в систему государственной власти путем придания главе муниципального образования, выполняющему функции главы местной администрации, статуса лица, замещающего одновременно и муниципальную должность, и государственную должность субъекта Федерации (ч. 18 ст. 19 Законопроекта о МСУ), возникает четкая картина включения органа местного самоуправления в систему органов государственной власти. Эта картина дополняется признаками организационной подчиненности и иерархической зависимости глав муниципалитетов от глав субъектов РФ. В соответствии с принятым Законом о публичной власти в субъектах губернаторы наделяются правом выносить главе муниципального образования, главе местной администрации предупреждение, объявлять выговор, а в случае, если это не возымеет действия, отрешать их от должности в административном порядке без судебного решения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий (п. 12 и п. 13 ст. 25). Данные меры "дисциплинарной" ответственности глав муниципальных образований и глав местных администраций перед главой субъекта предлагается закрепить и в новом законе о МСУ (ч. 7 ст. 29, ч. 6 ст. 30 Законопроекта о МСУ). Таким образом, "участие" государственных органов субъекта РФ в формировании и освобождении от должности органов и должностных лиц местного самоуправления по сути трансформируется в принятие окончательного решения по этому вопросу, что вступает в прямое противоречие со ст. 12 Конституции России о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.
(Гриценко Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)А если к этому добавить использование в новых законах функциональной взаимосвязи всех уровней публичной власти в качестве основания для организационного встраивания местного самоуправления в систему государственной власти путем придания главе муниципального образования, выполняющему функции главы местной администрации, статуса лица, замещающего одновременно и муниципальную должность, и государственную должность субъекта Федерации (ч. 18 ст. 19 Законопроекта о МСУ), возникает четкая картина включения органа местного самоуправления в систему органов государственной власти. Эта картина дополняется признаками организационной подчиненности и иерархической зависимости глав муниципалитетов от глав субъектов РФ. В соответствии с принятым Законом о публичной власти в субъектах губернаторы наделяются правом выносить главе муниципального образования, главе местной администрации предупреждение, объявлять выговор, а в случае, если это не возымеет действия, отрешать их от должности в административном порядке без судебного решения за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий (п. 12 и п. 13 ст. 25). Данные меры "дисциплинарной" ответственности глав муниципальных образований и глав местных администраций перед главой субъекта предлагается закрепить и в новом законе о МСУ (ч. 7 ст. 29, ч. 6 ст. 30 Законопроекта о МСУ). Таким образом, "участие" государственных органов субъекта РФ в формировании и освобождении от должности органов и должностных лиц местного самоуправления по сути трансформируется в принятие окончательного решения по этому вопросу, что вступает в прямое противоречие со ст. 12 Конституции России о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно применить к работнику учреждения за опоздание на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок объявления выговора за опоздание, как правило, стандартный. После фиксации опоздания запросите у работника письменное объяснение; если работник его не представит по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок объявления выговора за опоздание, как правило, стандартный. После фиксации опоздания запросите у работника письменное объяснение; если работник его не представит по истечении двух рабочих дней, составьте об этом акт (ч. 1 ст. 193 ТК РФ).
Готовое решение: Что делать, если беременная работница не ходит на работу, в том числе прогуливает
(КонсультантПлюс, 2025)Если беременная работница не вышла на работу, зафиксируйте это документально, в том числе в табеле учета рабочего времени. Дальнейшие действия будут зависеть от того, является причина ее отсутствия уважительной или нет. Если она окажется неуважительной и вы установите, что работница совершила прогул, можете объявить ей замечание или выговор. Для этого соблюдайте общий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Уволить беременную за прогул нельзя.
(КонсультантПлюс, 2025)Если беременная работница не вышла на работу, зафиксируйте это документально, в том числе в табеле учета рабочего времени. Дальнейшие действия будут зависеть от того, является причина ее отсутствия уважительной или нет. Если она окажется неуважительной и вы установите, что работница совершила прогул, можете объявить ей замечание или выговор. Для этого соблюдайте общий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Уволить беременную за прогул нельзя.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно объявить работнику учреждения за прогул
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, порядок объявления выговора за прогул стандартный, но для вашего учреждения могут быть установлены особенности.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, порядок объявления выговора за прогул стандартный, но для вашего учреждения могут быть установлены особенности.