Порядок накопления твердых коммунальных отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок накопления твердых коммунальных отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""В то же время гораздо более широким объемом полномочий в области обращения с отходами наделены субъекты Российской Федерации, которые, в числе прочего, разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы в области обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы, организуют деятельность по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждают порядок их накопления (в том числе раздельного), регулируют деятельность региональных операторов по обращению с отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разрабатывают и утверждают территориальные схемы обращения с отходами и т.д. (абзацы третий и шестнадцатый - девятнадцатый статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). При этом в региональной программе в области обращения с отходами субъекты Российской Федерации обязаны предусматривать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов (абзац пятый пункта 2 статьи 13.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления")."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 157 "Размер платы за коммунальные услуги" ЖК РФ"Из содержания части 1 статьи 153, части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается, прежде всего, исходя из фактических (объективных) объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты сдачи-приемки оказанных услуг, маршрутные журналы, сведения системы "Глонасс", а также доступные сведения, размещенные на официальном сайте муниципального образования "город Пермь" о реестре мест накопления ТКО Дзержинского района г. Перми, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также пунктом 2.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что контейнерная площадка, с источником образования "СНТ "Электровозник", отсутствует. Доказательств направления в спорный период проекта договора на обращение с ТКО по юридическому адресу товарищества истцом не представлено.
Взыщет ли оператор плату за вывоз ТКО с потребителя, который не указан в территориальной схеме обращения с отходами как источник их образования
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты сдачи-приемки оказанных услуг, маршрутные журналы, сведения системы "Глонасс", а также доступные сведения, размещенные на официальном сайте муниципального образования "город Пермь" о реестре мест накопления ТКО Дзержинского района г. Перми, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также пунктом 2.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2018 N 309-п, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что контейнерная площадка, с источником образования "СНТ "Электровозник", отсутствует. Доказательств направления в спорный период проекта договора на обращение с ТКО по юридическому адресу товарищества истцом не представлено.
Готовое решение: Какие требования предъявляются к временному хранению (накоплению) отходов на территории предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок накопления твердых коммунальных отходов также может быть утвержден на уровне субъектов РФ (ст. 6 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок накопления твердых коммунальных отходов также может быть утвержден на уровне субъектов РФ (ст. 6 Закона об отходах).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")5. Обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе с раздельно накопленными твердыми коммунальными отходами, на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами, а также с учетом требований к обращению с группами однородных отходов I - V классов опасности, установленных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
"О порядке обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами")5. Обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе с раздельно накопленными твердыми коммунальными отходами, на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами, а также с учетом требований к обращению с группами однородных отходов I - V классов опасности, установленных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации от 26
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Постановление Правительства Российской Федерации от 26
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)<3> См.: Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 апреля 2020 г. N 96 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Карачаево-Черкесской Республики" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14 февраля 2020 г. N 11 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 февраля 2020 г. N 60 "Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края" // Кубанские новости. 2020. 27 февраля; и др.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)<3> См.: Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21 апреля 2020 г. N 96 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Карачаево-Черкесской Республики" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 14 февраля 2020 г. N 11 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Омской области" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 февраля 2020 г. N 60 "Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края и признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края" // Кубанские новости. 2020. 27 февраля; и др.
Статья: Отходы электрического и электронного оборудования: актуальные проблемы текущего правового регулирования и перспективы развития
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В 2016 г. было издано Постановление Правительства России "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" <10> (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"). В соответствии с п. 20 вышеуказанного Постановления накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. То есть регулирование данного вопроса федеральный законодатель перекладывает на субъекты Российской Федерации.
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)В 2016 г. было издано Постановление Правительства России "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" <10> (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"). В соответствии с п. 20 вышеуказанного Постановления накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. То есть регулирование данного вопроса федеральный законодатель перекладывает на субъекты Российской Федерации.
Статья: Правовое регулирование отходов электронного и электротехнического оборудования в системе отходов производства и потребления
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<4> См.: Постановление Правительства Калининградской области от 16 мая 2019 г. N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу Постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" // СПС "КонсультантПлюс".
(Нагайцева Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 2)<4> См.: Постановление Правительства Калининградской области от 16 мая 2019 г. N 343 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу Постановления Правительства Калининградской области от 28 сентября 2017 года N 519" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Защита прокурором в судебном порядке публичных интересов в сфере собственности
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Позиция судов первой и апелляционной инстанций основывалась на том, что нормами Лесного кодекса, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность по выявлению и ликвидации свалок отнесена к полномочиям регионального оператора и органов местного самоуправления, а не департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа как уполномоченного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда.
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Позиция судов первой и апелляционной инстанций основывалась на том, что нормами Лесного кодекса, Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность по выявлению и ликвидации свалок отнесена к полномочиям регионального оператора и органов местного самоуправления, а не департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа как уполномоченного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда.