Порядок миграционного учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок миграционного учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" УК РФ"Вопреки доводам осужденного в жалобе совершенное им преступление, предусмотренное ст. 322.3 УК РФ, против порядка управления, общественная опасность которого состоит в том, что оно нарушает порядок миграционного учета иностранных граждан, режим их законного пребывания в РФ, не может быть признано малозначительным в силу ч. 2 ст. 14 УК РФ. То, что иностранные граждане являлись знакомыми осужденного и заключение договоров в период пандемии не является определяющим и снижающим общественную опасность совершенного преступления."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания" Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации""Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 10.00 час. 09 апреля 2023 года в результате проверки соблюдений миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по адрес по адресу: адрес, выявлено, что гражданин адрес, прибывший на адрес 27 мая 2021 года в порядке, не требующем получения визы, будучи подвергнутым вступившим в законную силу 28 марта 2023 года постановлением начальника ОМВД России по адрес от 15 марта 2023 года административному наказанию по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа, в нарушение требований ст. ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", по окончании установленного срока пребывания - до 02 февраля 2023 года в установленном законом порядке не продлил миграционный учет на новый срок по месту своего пребывания (проживания) в Российской Федерации, в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке осуществляется постановка иностранных граждан на миграционный учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общий порядок миграционного учета иностранных граждан
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Общий порядок миграционного учета иностранных граждан
Вопрос: Иностранный гражданин, пребывающий и работающий в г. Москве, участвует в экспериментальном порядке миграционного учета и использует мобильное приложение. Какие действия ему необходимо предпринять в случае выезда за границу РФ в отпуск? Могут ли его включить в реестр контролируемых лиц?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Иностранный гражданин, пребывающий и работающий в г. Москве, участвует в экспериментальном порядке миграционного учета и использует мобильное приложение "Амина" для отметки своего места фактического нахождения через геолокацию.
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Иностранный гражданин, пребывающий и работающий в г. Москве, участвует в экспериментальном порядке миграционного учета и использует мобильное приложение "Амина" для отметки своего места фактического нахождения через геолокацию.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь кадровика на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в орган миграционного учета принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Представление в орган миграционного учета принимающей стороной уведомления о прибытии иностранного гражданина.
Статья: Отдельные аспекты правового регулирования осуществления мигрантами предпринимательской деятельности
(Дьяченко О.М.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Однако нормы специального регулирования, посвященные указанной категории субъектного состава, носят общий характер, связанный с определением правового положения мигранта, проводимой миграционной политикой, осуществлением контрольно-надзорных полномочий в сфере миграции, порядком миграционного учета и др. <1>. При этом отдельного правового акта, регламентирующего поддержку и гарантии, при получении статуса предпринимателя, осуществлении предпринимательской деятельности, легализации его нахождения на территории Российской Федерации не предусмотрено. Следует отметить, что в части получения гражданства в упрощенном порядке такой нормативный правовой акт действует <2>.
(Дьяченко О.М.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Однако нормы специального регулирования, посвященные указанной категории субъектного состава, носят общий характер, связанный с определением правового положения мигранта, проводимой миграционной политикой, осуществлением контрольно-надзорных полномочий в сфере миграции, порядком миграционного учета и др. <1>. При этом отдельного правового акта, регламентирующего поддержку и гарантии, при получении статуса предпринимателя, осуществлении предпринимательской деятельности, легализации его нахождения на территории Российской Федерации не предусмотрено. Следует отметить, что в части получения гражданства в упрощенном порядке такой нормативный правовой акт действует <2>.
Ситуация: Подлежит ли постановке на миграционный учет гражданин Белоруссии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.
Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания
(КонсультантПлюс, 2025)На иностранцев - участников эксперимента не распространяются правила и порядок миграционного учета, установленные гл. 3 (о регистрации иностранных граждан по месту жительства) и 4 (об учете иностранных граждан по месту пребывания) Закона N 109-ФЗ, кроме некоторых случаев (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)На иностранцев - участников эксперимента не распространяются правила и порядок миграционного учета, установленные гл. 3 (о регистрации иностранных граждан по месту жительства) и 4 (об учете иностранных граждан по месту пребывания) Закона N 109-ФЗ, кроме некоторых случаев (ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Таким образом, ЕИСН не является единственным источником получения соответствующей информации, необходимой для совершения нотариального действия. Например, доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются нотариусом при установлении личности гражданина, предоставляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия". Данное Постановление включает ссылки на иные нормативные правовые акты, предусматривающие порядок предоставления МВД России доступа нотариусам к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Такими нормативными правовыми актами являются Положение о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета", Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", и Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 4 "Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами доступ к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, предоставляется нотариусам через ЕИСН.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Таким образом, ЕИСН не является единственным источником получения соответствующей информации, необходимой для совершения нотариального действия. Например, доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются нотариусом при установлении личности гражданина, предоставляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия". Данное Постановление включает ссылки на иные нормативные правовые акты, предусматривающие порядок предоставления МВД России доступа нотариусам к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Такими нормативными правовыми актами являются Положение о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета", Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", и Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 4 "Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами доступ к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, предоставляется нотариусам через ЕИСН.
Вопрос: Как принять на работу граждан Украины с видом на жительство?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок постановки гражданина Украины с ВНЖ на миграционный учет
(Консультация эксперта, 2025)Порядок постановки гражданина Украины с ВНЖ на миграционный учет
Готовое решение: Как уволить работника-вахтовика
(КонсультантПлюс, 2025)Есть особенность увольнения в отношении некоторых вахтовиков-иностранцев. Уведомление об убытии иностранных работников - вахтовиков, поставленных на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Закона о миграционном учете, необходимо представить (направить) в орган миграционного учета в течение семи рабочих дней со дня их убытия из организации (п. 45(1) Правил осуществления миграционного учета, п. 3 Порядка направления в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания).
(КонсультантПлюс, 2025)Есть особенность увольнения в отношении некоторых вахтовиков-иностранцев. Уведомление об убытии иностранных работников - вахтовиков, поставленных на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Закона о миграционном учете, необходимо представить (направить) в орган миграционного учета в течение семи рабочих дней со дня их убытия из организации (п. 45(1) Правил осуществления миграционного учета, п. 3 Порядка направления в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Особые правила миграционного учета предусмотрены в отношении граждан государств - участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014: Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Граждане названных государств, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97 Договора ЕАЭС).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Особые правила миграционного учета предусмотрены в отношении граждан государств - участников Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014: Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики. Граждане названных государств, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97 Договора ЕАЭС).
Статья: Особенности применения уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Согласно ст. 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в установленном порядке. При этом подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, подведомственным предприятием, уполномоченной организацией, гостиницей, многофункциональным центром или организацией федеральной почтовой связи. В случае если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является отрывная часть указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.
(Вильде Л.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Согласно ст. 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в установленном порядке. При этом подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, подведомственным предприятием, уполномоченной организацией, гостиницей, многофункциональным центром или организацией федеральной почтовой связи. В случае если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является отрывная часть указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого подайте уведомление об убытии иностранца из места пребывания в Центр по вопросам миграции МВД России, подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном или районном уровне. Подать уведомление в подразделение по вопросам миграции можно непосредственно - лично или в электронной форме. Разрешается также подать уведомление через МФЦ, направить по почте. Это следует из п. 1 ч. 2 ст. 12, п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 2.2 ст. 23 Закона о миграционном учете, п. 1, абз. 1 п. 4 Порядка направления в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания.
(КонсультантПлюс, 2025)Для этого подайте уведомление об убытии иностранца из места пребывания в Центр по вопросам миграции МВД России, подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном или районном уровне. Подать уведомление в подразделение по вопросам миграции можно непосредственно - лично или в электронной форме. Разрешается также подать уведомление через МФЦ, направить по почте. Это следует из п. 1 ч. 2 ст. 12, п. 5 ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 2.2 ст. 23 Закона о миграционном учете, п. 1, абз. 1 п. 4 Порядка направления в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания.