Порядок избрания президента РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок избрания президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедура проведения собрания и регистрации группы избирателей для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации: конституционно-правовая ответственность за ее нарушение
(Корнев В.Н.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 2)Лошкарев И.О., Смагин А.А. Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. N 3. С. 119 - 123.
(Корнев В.Н.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 2)Лошкарев И.О., Смагин А.А. Порядок избрания Президента Российской Федерации: конституционные и гражданско-правовые аспекты // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. N 3. С. 119 - 123.
Нормативные акты
Постановление ЦИК России от 21.02.2024 N 159/1270-8
"Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление ЦИК России от 20.12.2023 N 143/1099-8
(ред. от 14.02.2024)
"О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года"
(вместе с "Порядком дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года")ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 14.02.2024)
"О дистанционном электронном голосовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года"
(вместе с "Порядком дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года")ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ предусмотрен принцип свободных выборов. Статья 32 Конституции РФ хотя и не называет данный принцип прямо, но закрепляет принцип всеобщего избирательного права. Статья 81 Конституции РФ, определяя порядок выборов Президента РФ, предусматривает принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ предусмотрен принцип свободных выборов. Статья 32 Конституции РФ хотя и не называет данный принцип прямо, но закрепляет принцип всеобщего избирательного права. Статья 81 Конституции РФ, определяя порядок выборов Президента РФ, предусматривает принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья: Институт президентства в Российской Федерации: вопросы учреждения и реформирования на современном этапе
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Кроме того, некоторые сомнения, на наш взгляд, представляет правовая база, регулирующая избрание главы государства. Учитывая, что институт президентства функционирует, основываясь на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, представляется не совсем понятным определение порядка выборов Президента РФ федеральным законом. В материальном смысле под конституционным законом понимают законы, затрагивающие конституционные по своему содержанию и значению вопросы, следовательно, правовые нормы, регулирующие выборы Президента России, должны обладать юридической силой конституционного закона, аналогичная ситуация и с законами о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации <11>. По нашему мнению, формирование и избрание высших органов и должностного лица государства нуждаются в закреплении правовыми нормами более высокого правового уровня, нежели федеральный закон, также к пробелам российского законодательства можно отнести и отсутствие закона "О Президенте Российской Федерации". Принимая во внимание, что федеральный конституционный закон - это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, представляется целесообразным внесение поправок в Основной Закон и дополнение списка данных вопросов. Остается неясной позиция законодателей, предусмотревших принятие федеральных конституционных законов по вопросам: порядка деятельности Уполномоченного по правам человека (п. "е" ч. 1 ст. 103); порядка деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); установления судебной системы России (ч. 3 ст. 118), полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядка созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135) и др., но проигнорировавших необходимость правового регулирования на соответствующем законодательном уровне порядка выборов Президента РФ и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, полномочий, деятельности, вступления в должность и отрешения от должности главы государства. На наш взгляд, данные правовые институты ввиду основополагающего содержания и особой значимости в государственно-правовой системе требуют правового регулирования законодательными актами, обладающими повышенной юридической силой. Закрепление данных норм права в конституционных законах позволит упорядочить данные правовые институты, стабилизировать правовую систему России, скоординировать избирательные кампании и действия и, как следствие, облегчить взаимодействие как трех ветвей власти и главы государства, так и государственного механизма в целом.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Кроме того, некоторые сомнения, на наш взгляд, представляет правовая база, регулирующая избрание главы государства. Учитывая, что институт президентства функционирует, основываясь на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, представляется не совсем понятным определение порядка выборов Президента РФ федеральным законом. В материальном смысле под конституционным законом понимают законы, затрагивающие конституционные по своему содержанию и значению вопросы, следовательно, правовые нормы, регулирующие выборы Президента России, должны обладать юридической силой конституционного закона, аналогичная ситуация и с законами о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации <11>. По нашему мнению, формирование и избрание высших органов и должностного лица государства нуждаются в закреплении правовыми нормами более высокого правового уровня, нежели федеральный закон, также к пробелам российского законодательства можно отнести и отсутствие закона "О Президенте Российской Федерации". Принимая во внимание, что федеральный конституционный закон - это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, представляется целесообразным внесение поправок в Основной Закон и дополнение списка данных вопросов. Остается неясной позиция законодателей, предусмотревших принятие федеральных конституционных законов по вопросам: порядка деятельности Уполномоченного по правам человека (п. "е" ч. 1 ст. 103); порядка деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); установления судебной системы России (ч. 3 ст. 118), полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядка созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135) и др., но проигнорировавших необходимость правового регулирования на соответствующем законодательном уровне порядка выборов Президента РФ и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, полномочий, деятельности, вступления в должность и отрешения от должности главы государства. На наш взгляд, данные правовые институты ввиду основополагающего содержания и особой значимости в государственно-правовой системе требуют правового регулирования законодательными актами, обладающими повышенной юридической силой. Закрепление данных норм права в конституционных законах позволит упорядочить данные правовые институты, стабилизировать правовую систему России, скоординировать избирательные кампании и действия и, как следствие, облегчить взаимодействие как трех ветвей власти и главы государства, так и государственного механизма в целом.