Порядок использования эцп
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок использования эцп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровое рейдерство: методы, способы защиты и ответственность
(Петровская О.Ю.)
("Юрист", 2025, N 3)1. Ограничения на использование электронной подписи: в уставе и внутренних документах юридического лица необходимо установить порядок использования электронной подписи и ее передачи между сотрудниками. Следует закрепить положения о запрете передачи ключей электронной подписи третьим лицам и о персональной ответственности за нарушение этих правил.
(Петровская О.Ю.)
("Юрист", 2025, N 3)1. Ограничения на использование электронной подписи: в уставе и внутренних документах юридического лица необходимо установить порядок использования электронной подписи и ее передачи между сотрудниками. Следует закрепить положения о запрете передачи ключей электронной подписи третьим лицам и о персональной ответственности за нарушение этих правил.
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В отношении корпоративных информационных систем это требование применяется в соответствии с Законом "Об электронной подписи". В частности, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В отношении корпоративных информационных систем это требование применяется в соответствии с Законом "Об электронной подписи". В частности, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организованных торгах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Правилами организованных торгов может быть установлено, что при подаче заявок на организованных торгах могут использоваться электронные подписи, аналоги собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие, что документ исходит от уполномоченного на это лица. В этом случае порядок использования электронной подписи, аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств идентификации должен быть определен правилами организованных торгов или договором.
(ред. от 31.07.2025)
"Об организованных торгах"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Правилами организованных торгов может быть установлено, что при подаче заявок на организованных торгах могут использоваться электронные подписи, аналоги собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие, что документ исходит от уполномоченного на это лица. В этом случае порядок использования электронной подписи, аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств идентификации должен быть определен правилами организованных торгов или договором.
Статья: Правовое регулирование статуса субъектов сделок, совершаемых в электронной форме
(Артамонникова С.В.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Так, законы, регулирующие порядок использования электронных подписей, позволяют сторонам использовать договоры в письменной форме, если они того пожелают. Потребители могут отказаться от использования электронных договоров. В свою очередь, прежде чем потребитель даст согласие на заключение электронного договора, компания должна уведомить стороны сделок о том, что его заключение возможно в письменной форме и что, даже если они согласны с электронными документами и электронными подписями, могут отозвать это согласие и потребовать копию договора на материальном носителе.
(Артамонникова С.В.)
("Гражданское право", 2023, N 1)Так, законы, регулирующие порядок использования электронных подписей, позволяют сторонам использовать договоры в письменной форме, если они того пожелают. Потребители могут отказаться от использования электронных договоров. В свою очередь, прежде чем потребитель даст согласие на заключение электронного договора, компания должна уведомить стороны сделок о том, что его заключение возможно в письменной форме и что, даже если они согласны с электронными документами и электронными подписями, могут отозвать это согласие и потребовать копию договора на материальном носителе.
Статья: Об изменении порядка регулирования дистанционной работы в России
(Кудашкин А.В., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)В регулировании труда огромное значение имеют отношения по организации и управлению трудом работников. Существенные изменения претерпел порядок электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем. Теперь для подписания в электронном виде трудового договора, договора о материальной ответственности и ученического договора, а также дополнительных соглашений к ним работодатель обязан использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - УКЭП), а работнику при отсутствии УКЭП достаточно подписать документы с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - УНЭП). Процедура получения УНЭП проще, чем получения УКЭП, при этом УНЭП используется, в частности, при взаимодействии физических лиц с ФНС России <4> и может быть получена в большем числе удостоверяющих центров в сравнении с УКЭП. Ранее в соответствии с ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ работодатель и дистанционный работник были обязаны использовать исключительно УКЭП. Введенные послабления в порядке использования цифровых подписей не только снижают расходы работодателей и работников на приобретение электронных подписей, но и позволяют без видимых в настоящее время правовых рисков значительно расширить применение дистанционной работы и электронного документооборота в трудовых отношениях. Именно цель максимального перехода на электронный документооборот и преследовали разработчики поправок в ТК РФ <5>.
(Кудашкин А.В., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)В регулировании труда огромное значение имеют отношения по организации и управлению трудом работников. Существенные изменения претерпел порядок электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем. Теперь для подписания в электронном виде трудового договора, договора о материальной ответственности и ученического договора, а также дополнительных соглашений к ним работодатель обязан использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - УКЭП), а работнику при отсутствии УКЭП достаточно подписать документы с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - УНЭП). Процедура получения УНЭП проще, чем получения УКЭП, при этом УНЭП используется, в частности, при взаимодействии физических лиц с ФНС России <4> и может быть получена в большем числе удостоверяющих центров в сравнении с УКЭП. Ранее в соответствии с ч. 4 ст. 312.1 ТК РФ работодатель и дистанционный работник были обязаны использовать исключительно УКЭП. Введенные послабления в порядке использования цифровых подписей не только снижают расходы работодателей и работников на приобретение электронных подписей, но и позволяют без видимых в настоящее время правовых рисков значительно расширить применение дистанционной работы и электронного документооборота в трудовых отношениях. Именно цель максимального перехода на электронный документооборот и преследовали разработчики поправок в ТК РФ <5>.
Готовое решение: Как организовать периодические медосмотры водителей
(КонсультантПлюс, 2025)После вам нужно составить и выдать работнику под подпись направление на медосмотр. Оно может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и работника (п. п. 9, 25 Порядка проведения медосмотров работников).
(КонсультантПлюс, 2025)После вам нужно составить и выдать работнику под подпись направление на медосмотр. Оно может быть сформировано в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и работника (п. п. 9, 25 Порядка проведения медосмотров работников).
"Гражданско-правовое обеспечение смарт-контрактов: монография"
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2014 г. N 581 "Об утверждении Положения о порядке создания и использования электронных документов и электронных подписей". Постановление определяет порядок создания и использования электронной подписи.
(Кириллова Е.А., Зульфугарзаде Т.Э.)
("ИНФРА-М", 2024)4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июня 2014 г. N 581 "Об утверждении Положения о порядке создания и использования электронных документов и электронных подписей". Постановление определяет порядок создания и использования электронной подписи.
Статья: Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Между тем в Государственной Думе, помимо указанной Инструкции, разработаны и утверждены унифицированные формы документов для каждого из этапов законотворческого процесса <14>. Кроме того, вопросы организации электронного документооборота в законодательном органе регламентированы в целом ряде локальных правовых актов <15>. В них устанавливаются видовой состав и порядок обмена электронными документами, порядок использования электронной подписи, порядок хранения, использования и уничтожения ЭД, порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров, возникших при обмене электронными документами, и т.д.
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Между тем в Государственной Думе, помимо указанной Инструкции, разработаны и утверждены унифицированные формы документов для каждого из этапов законотворческого процесса <14>. Кроме того, вопросы организации электронного документооборота в законодательном органе регламентированы в целом ряде локальных правовых актов <15>. В них устанавливаются видовой состав и порядок обмена электронными документами, порядок использования электронной подписи, порядок хранения, использования и уничтожения ЭД, порядок разрешения конфликтных ситуаций и споров, возникших при обмене электронными документами, и т.д.
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Среди обязанностей удостоверяющих центров стоит назвать следующие: информирование заявителей об условиях и о порядке использования электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с использованием электронных подписей, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронных подписей и их проверки; обеспечение актуальности информации, содержащейся в реестре сертификатов, и ее защита от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий; предоставление безвозмездно любому лицу по его обращению доступа к реестру сертификатов и информации, содержащейся в реестре сертификатов, в том числе информации об аннулировании сертификата ключа проверки электронной подписи; обеспечение конфиденциальности созданных удостоверяющим центром ключей электронных подписей.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Среди обязанностей удостоверяющих центров стоит назвать следующие: информирование заявителей об условиях и о порядке использования электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с использованием электронных подписей, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронных подписей и их проверки; обеспечение актуальности информации, содержащейся в реестре сертификатов, и ее защита от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий; предоставление безвозмездно любому лицу по его обращению доступа к реестру сертификатов и информации, содержащейся в реестре сертификатов, в том числе информации об аннулировании сертификата ключа проверки электронной подписи; обеспечение конфиденциальности созданных удостоверяющим центром ключей электронных подписей.
"Доказательства и доказывание в нотариальном процессе: монография"
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)Значительное увеличение количества информации, получаемой нотариусом в электронной форме для совершения нотариальных действий, привело к тому, что электронная документация также стала частью процесса доказывания. Статья 44.2 Основ устанавливает, что по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. В случае если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, то это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области использования электронных подписей. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Удостоверенный, совершенный или выданный нотариусом документ в электронной форме подписывается квалифицированной электронной подписью нотариуса.
(Погосян Е.В.)
("Статут", 2023)Значительное увеличение количества информации, получаемой нотариусом в электронной форме для совершения нотариальных действий, привело к тому, что электронная документация также стала частью процесса доказывания. Статья 44.2 Основ устанавливает, что по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. В случае если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, то это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области использования электронных подписей. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой. Удостоверенный, совершенный или выданный нотариусом документ в электронной форме подписывается квалифицированной электронной подписью нотариуса.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В отношении корпоративных информационных систем это требование применяется в соответствии с Законом "Об электронной подписи". В частности, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В отношении корпоративных информационных систем это требование применяется в соответствии с Законом "Об электронной подписи". В частности, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней, если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы.
Статья: Порядок выдачи медицинскими организациями справок и заключений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Порядка предоставления медицинских документов для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем, в случае если пациентом является несовершеннолетний, не достигший возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об основах охраны здоровья граждан, либо гражданин, признанный в установленном законом порядке недееспособным, с использованием электронной подписи посредством применения федеральных государственных информационных систем.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Порядка предоставления медицинских документов для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем, в случае если пациентом является несовершеннолетний, не достигший возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об основах охраны здоровья граждан, либо гражданин, признанный в установленном законом порядке недееспособным, с использованием электронной подписи посредством применения федеральных государственных информационных систем.