Порядок формирования списка детей-сирот
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок формирования списка детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2024 по делу N 88-31113/2024 (УИД 91RS0012-01-2024-000648-28)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Истица указала, что включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, собственного жилья не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Решение: Удовлетворено.Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Истица указала, что включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, собственного жилья не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Решение: Удовлетворено.Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 по делу N 88-24066/2024 (УИД 91RS0012-01-2024-000265-13)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Постановлением истец включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у него отсутствует, однако он жильем не обеспечен, что является нарушением жилищных прав указанного лица, что, в свою очередь, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решение: Удовлетворено.Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании предоставить жилое помещение.
Обстоятельства: Постановлением истец включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у него отсутствует, однако он жильем не обеспечен, что является нарушением жилищных прав указанного лица, что, в свою очередь, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решение: Удовлетворено.Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
Статья: Перспективы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальным жильем
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, реализуют право на предоставление жилья по достижении ими 18 лет в заявительном порядке (п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ). Формирование списка очередников, как и прием заявлений, осуществляет определенный орган исполнительной власти субъекта РФ, а при делегировании полномочий - орган местного самоуправления (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 <11>). Например, полномочия по формированию и ведению списка и по обеспечению очередников жильем могут возлагаться на органы опеки и попечительства <12>, администрации районов <13>, либо же список формируют органы опеки и попечительства <14> или органы образования <15>, а жилые помещения очередникам предоставляют органы местного самоуправления <16>. Такая практика распространена во многих субъектах РФ. При этом муниципальные образования отличаются как по количеству очередников, так и по имеющемуся у них в распоряжении благоустроенному жилью. Поскольку вопросы делегирования полномочий в этой сфере регулирует региональное законодательство, единообразный подход в части правоприменения в целом по стране отсутствует.
(Арбузов С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 2)Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, реализуют право на предоставление жилья по достижении ими 18 лет в заявительном порядке (п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ). Формирование списка очередников, как и прием заявлений, осуществляет определенный орган исполнительной власти субъекта РФ, а при делегировании полномочий - орган местного самоуправления (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 <11>). Например, полномочия по формированию и ведению списка и по обеспечению очередников жильем могут возлагаться на органы опеки и попечительства <12>, администрации районов <13>, либо же список формируют органы опеки и попечительства <14> или органы образования <15>, а жилые помещения очередникам предоставляют органы местного самоуправления <16>. Такая практика распространена во многих субъектах РФ. При этом муниципальные образования отличаются как по количеству очередников, так и по имеющемуся у них в распоряжении благоустроенному жилью. Поскольку вопросы делегирования полномочий в этой сфере регулирует региональное законодательство, единообразный подход в части правоприменения в целом по стране отсутствует.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Предусмотрено ли внеочередное предоставление жилья по договору социального найма детям-сиротам?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дети-сироты включаются в список по достижении возраста 14 лет.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дети-сироты включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Статья: Дети-сироты. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Профилактика социального сиротства, развитие механизма предоставления жилищных сертификатов и внедрение новых механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов по строительству жилья с государственной поддержкой, управления земельными ресурсами, усиления контроля за сохранностью имущества, стали основными рекомендациями Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, что в целом соотносится с выводами и предложениями Счетной палаты Российской Федерации. Полагаю, также необходимо на федеральном уровне закрепить определение понятия "очередь" и установить порядок ее формирования. Это позволит избежать возникновения двойной очереди в списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, так как некоторым из них жилые помещения предоставляются по решению суда или в приоритетном порядке.
(Джахбаров Б., Шемякина А., Петрова Е., Плыгунова В., Лях О.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 11)Профилактика социального сиротства, развитие механизма предоставления жилищных сертификатов и внедрение новых механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов по строительству жилья с государственной поддержкой, управления земельными ресурсами, усиления контроля за сохранностью имущества, стали основными рекомендациями Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, что в целом соотносится с выводами и предложениями Счетной палаты Российской Федерации. Полагаю, также необходимо на федеральном уровне закрепить определение понятия "очередь" и установить порядок ее формирования. Это позволит избежать возникновения двойной очереди в списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, так как некоторым из них жилые помещения предоставляются по решению суда или в приоритетном порядке.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В него включаются лица, перечисленные выше и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В него включаются лица, перечисленные выше и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Статья: Право ребенка-сироты на жилье: проблемы реализации и защиты
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Правоприменение норм, определяющих порядок и условия предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует об отсутствии единообразных решений по данному вопросу, что требует корректировки отдельных норм законодательства. Так, необходимо конкретизировать такие понятия, как "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", установить единые критерии оценки нуждаемости, закрепить одинаковые условия для формирования списков таких детей, что будет способствовать эффективной защите их права на жилье.
(Летова Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 2)Правоприменение норм, определяющих порядок и условия предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свидетельствует об отсутствии единообразных решений по данному вопросу, что требует корректировки отдельных норм законодательства. Так, необходимо конкретизировать такие понятия, как "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", установить единые критерии оценки нуждаемости, закрепить одинаковые условия для формирования списков таких детей, что будет способствовать эффективной защите их права на жилье.