Порядок формирования государственной думы
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок формирования государственной думы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Состав и порядок формирования Государственной Думы:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Состав и порядок формирования Государственной Думы:
Статья: Избирательная система
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с мажоритарной и пропорциональной системами нередко выделяется так называемая смешанная избирательная система, предполагающая одновременное применение правил обеих названных систем при формировании единого органа. Нередко о применении смешанной избирательной системы говорят при анализе порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако буквальное прочтение положений действующего законодательства (ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") позволяет говорить об применении мажоритарной системы к 225 депутатам, а также пропорциональной системы к другим 225 избираемым депутатам Государственной Думы.
(Малютин Н.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с мажоритарной и пропорциональной системами нередко выделяется так называемая смешанная избирательная система, предполагающая одновременное применение правил обеих названных систем при формировании единого органа. Нередко о применении смешанной избирательной системы говорят при анализе порядка формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Однако буквальное прочтение положений действующего законодательства (ст. 3 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") позволяет говорить об применении мажоритарной системы к 225 депутатам, а также пропорциональной системы к другим 225 избираемым депутатам Государственной Думы.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Установленный законом порядок формирования Государственной Думы предполагает, что половина депутатов избирается по пропорциональной системе в едином федеральном округе, а другая половина - по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах. Кандидаты, которые избираются в одномандатных округах, могут выдвигаться самостоятельно или в порядке их выдвижения политической партией. Если политическая партия принимает решение о выдвижении кандидатов по одномандатным округам в таком порядке, ей необходимо представить их список в Центральную избирательную комиссию, которая заверяет его. Особенностью данного процесса является то, что заверение списка кандидатов является непреложным условием реализации выдвинутыми политической партией гражданами своего избирательного права. Если избирательная комиссия список не заверит, то все кандидаты, входящие в него, не смогут избраться.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Установленный законом порядок формирования Государственной Думы предполагает, что половина депутатов избирается по пропорциональной системе в едином федеральном округе, а другая половина - по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах. Кандидаты, которые избираются в одномандатных округах, могут выдвигаться самостоятельно или в порядке их выдвижения политической партией. Если политическая партия принимает решение о выдвижении кандидатов по одномандатным округам в таком порядке, ей необходимо представить их список в Центральную избирательную комиссию, которая заверяет его. Особенностью данного процесса является то, что заверение списка кандидатов является непреложным условием реализации выдвинутыми политической партией гражданами своего избирательного права. Если избирательная комиссия список не заверит, то все кандидаты, входящие в него, не смогут избраться.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законопроекты, которыми предлагалось установить порядок формирования, хранения и использования КИ, вносились в Государственную Думу начиная с 2003 г. Так, в указанном году депутатами Государственной Думы были внесены проект Федерального закона "О Федеральном бюро кредитных историй Российской Федерации" (законопроекту присвоен N 336198-3) и проект Федерального закона "О бюро кредитных историй" (законопроекту присвоен N 368657-3). Оба законопроекта сняты с рассмотрения в июне 2004 г. Советом Государственной Думы в связи с внесением группой депутатов Государственной Думы проекта Федерального закона "О кредитных историях" (законопроекту присвоен N 51662-4), который впоследствии и принят в качестве Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях". Разработан законопроект Минэкономразвития России с участием рабочей группы.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Законопроекты, которыми предлагалось установить порядок формирования, хранения и использования КИ, вносились в Государственную Думу начиная с 2003 г. Так, в указанном году депутатами Государственной Думы были внесены проект Федерального закона "О Федеральном бюро кредитных историй Российской Федерации" (законопроекту присвоен N 336198-3) и проект Федерального закона "О бюро кредитных историй" (законопроекту присвоен N 368657-3). Оба законопроекта сняты с рассмотрения в июне 2004 г. Советом Государственной Думы в связи с внесением группой депутатов Государственной Думы проекта Федерального закона "О кредитных историях" (законопроекту присвоен N 51662-4), который впоследствии и принят в качестве Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях". Разработан законопроект Минэкономразвития России с участием рабочей группы.
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В соответствии с положениями Основного Закона 1993 г. Государственная Дума избиралась на четыре года. Но осенью 2008 г. были приняты поправки к Конституции <8>, вступившие в силу с января 2009 г., согласно которым срок полномочий созыва нижней палаты парламента составляет пять лет. В настоящее время формирование нижней палаты российского парламента регулируется Конституцией России и федеральным законодательством. В поисках оптимальной (для специфики государственно-правового устройства России) формулы порядок формирования Государственной Думы подвергался неоднократному реформированию, в течение данного процесса был осуществлен переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе, а затем вновь установлен смешанный порядок формирования нижней палаты российского парламента <9>. Объем полномочий нижней палаты парламента, достаточно стандартный и стабильный, претерпел изменения с принятием поправок к Конституции в 2020 г. Так, на наш взгляд, замена полномочий, определяемых как "согласие на предложенную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ", на "утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ" сокращает объем полномочий Государственной Думы, так как формулировка "утверждение" предполагает отсутствие альтернативного варианта поведения и скорее представляет собой некую формальную процедуру.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В соответствии с положениями Основного Закона 1993 г. Государственная Дума избиралась на четыре года. Но осенью 2008 г. были приняты поправки к Конституции <8>, вступившие в силу с января 2009 г., согласно которым срок полномочий созыва нижней палаты парламента составляет пять лет. В настоящее время формирование нижней палаты российского парламента регулируется Конституцией России и федеральным законодательством. В поисках оптимальной (для специфики государственно-правового устройства России) формулы порядок формирования Государственной Думы подвергался неоднократному реформированию, в течение данного процесса был осуществлен переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе, а затем вновь установлен смешанный порядок формирования нижней палаты российского парламента <9>. Объем полномочий нижней палаты парламента, достаточно стандартный и стабильный, претерпел изменения с принятием поправок к Конституции в 2020 г. Так, на наш взгляд, замена полномочий, определяемых как "согласие на предложенную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ", на "утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ" сокращает объем полномочий Государственной Думы, так как формулировка "утверждение" предполагает отсутствие альтернативного варианта поведения и скорее представляет собой некую формальную процедуру.