Порядок анализа состояния конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок анализа состояния конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация (ИП) не согласна с претензией о создании картеля для влияния на цены (тарифы)
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: п. 1 ч. 1, ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, ст. ст. 1, 20 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, Порядок анализа состояния конкуренции на товарном рынке, п. 9 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016, п. п. 20 - 23 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2, Постановление КС РФ от 30.03.2023 N 12-П
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: п. 1 ч. 1, ч. 7, 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, ст. ст. 1, 20 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, Порядок анализа состояния конкуренции на товарном рынке, п. 9 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016, п. п. 20 - 23 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2, Постановление КС РФ от 30.03.2023 N 12-П
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Руководствуясь положениями части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, суды согласились с антимонопольным органом и заключили, что положение ПАО "Ростелеком" как субъекта естественной монополии на товарном рынке общедоступной электросвязи на территории Удмуртской Республики, находящемся в состоянии естественной монополии, в связи с чем положение общества на указанном товарном рынке признается доминирующим без проведения анализа состояния конкуренции. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2018 N 309-КГ18-12516 по делу N А27-14361/2017."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 104. Об особенностях порядка обжалования результатов
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 104. Об особенностях порядка обжалования результатов
Статья: К вопросу о содержании и проявлении принципа недопущения концентрации чрезмерной экономической власти как отраслевого принципа конкурентного права
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 2)Экономически рыночную власть измерить весьма затруднительно сколь-либо объективными метриками. Концентрация на товарных рынках, в свою очередь, и размер рыночных долей участников товарных рынков несколько иное дело - национальное право обладает правовым и экономическим инструментарием для осуществления таких измерений, что получило закрепление в Приказе ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок анализа состояния конкуренции) <9>. В соответствии с Порядком анализа состояния конкуренции ФАС России использует коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана как в рамках контроля за экономической концентрацией, так и при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, с распределением долей каждого из хозяйствующих субъектов из расчета анализируемого товарного рынка. Обладает антимонопольный орган возможностями проведения как перспективного, так ретроспективного анализа товарных рынков, который необходим для успешного выполнения функций по контролю за экономической концентрацией, а также выдачи предписаний по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на будущее время.
(Шмелева Д.В.)
("Юрист", 2025, N 2)Экономически рыночную власть измерить весьма затруднительно сколь-либо объективными метриками. Концентрация на товарных рынках, в свою очередь, и размер рыночных долей участников товарных рынков несколько иное дело - национальное право обладает правовым и экономическим инструментарием для осуществления таких измерений, что получило закрепление в Приказе ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок анализа состояния конкуренции) <9>. В соответствии с Порядком анализа состояния конкуренции ФАС России использует коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана как в рамках контроля за экономической концентрацией, так и при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, с распределением долей каждого из хозяйствующих субъектов из расчета анализируемого товарного рынка. Обладает антимонопольный орган возможностями проведения как перспективного, так ретроспективного анализа товарных рынков, который необходим для успешного выполнения функций по контролю за экономической концентрацией, а также выдачи предписаний по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на будущее время.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18026
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18026
Статья: Экономические аспекты обеспечения презумпции невиновности в антимонопольном (ли?) праве
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2022, N 8)Процесс сбора доказательств в антимонопольном процессе уникален своей спецификой, основанной на методах экономического анализа. На данный момент основные механизмы сбора доказательств закреплены в Законе о защите конкуренции, Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок N 220) <12> и ряде административных регламентов, утвержденных Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России). Удачно ли произошло переложение экономической материи в правовую?
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2022, N 8)Процесс сбора доказательств в антимонопольном процессе уникален своей спецификой, основанной на методах экономического анализа. На данный момент основные механизмы сбора доказательств закреплены в Законе о защите конкуренции, Порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок N 220) <12> и ряде административных регламентов, утвержденных Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России). Удачно ли произошло переложение экономической материи в правовую?
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
Статья: Изменение понятия недобросовестной конкуренции в сфере приобретения и использования исключительных прав
(Малахова Н.Л.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Позиция ФАС четко отражена в ведомственном акте. При рассмотрении антимонопольного дела о НК антимонопольный орган проводит анализ конкурентной среды. Объем анализа в отношении состава НК определяется п. 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Анализ в предполагает определение состава хозяйствующих субъектов в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом-нарушителем и хозяйствующим субъектом-потерпевшим. Определение фактических конкурентных отношений означает установление "пострадавшего" лица, без которого ограничение конкуренции как квалифицирующий признак будет отсутствовать. Данное положение явно говорит об ущербе конкретному лицу, а не действительным или потенциальным участникам релевантного рынка, смежному рынку или в целом состоянию конкуренции на релевантном рынке.
(Малахова Н.Л.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Позиция ФАС четко отражена в ведомственном акте. При рассмотрении антимонопольного дела о НК антимонопольный орган проводит анализ конкурентной среды. Объем анализа в отношении состава НК определяется п. 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Анализ в предполагает определение состава хозяйствующих субъектов в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом-нарушителем и хозяйствующим субъектом-потерпевшим. Определение фактических конкурентных отношений означает установление "пострадавшего" лица, без которого ограничение конкуренции как квалифицирующий признак будет отсутствовать. Данное положение явно говорит об ущербе конкретному лицу, а не действительным или потенциальным участникам релевантного рынка, смежному рынку или в целом состоянию конкуренции на релевантном рынке.
Статья: Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Но что же собой представляет правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках на биржу? Как зародившийся в недрах антимонопольного регулирования, он прежде всего органично связан с необходимостью получения информации об условиях обращения товара на товарном рынке, требуемой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок 220), утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 <12>, и принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Динамика цен на рассматриваемом товарном рынке (абз. 2 п. 9.4 раздела IX "Оценка состояния конкуренции на товарном рынке" Порядка 220) подлежит определению в качестве необходимого условия для целей установления состояния конкуренции на товарном рынке.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Но что же собой представляет правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках на биржу? Как зародившийся в недрах антимонопольного регулирования, он прежде всего органично связан с необходимостью получения информации об условиях обращения товара на товарном рынке, требуемой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок 220), утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 <12>, и принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Динамика цен на рассматриваемом товарном рынке (абз. 2 п. 9.4 раздела IX "Оценка состояния конкуренции на товарном рынке" Порядка 220) подлежит определению в качестве необходимого условия для целей установления состояния конкуренции на товарном рынке.
Статья: Институт недобросовестной конкуренции и отдельные вопросы его развития в Российской Федерации
(Борзило Е.Ю.)
("Юрист", 2025, N 5)Анализ рынка в Российской Федерации осуществляется по правилам, предусмотренным Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220, согласно п. 10.6 которого по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, он должен проводиться практически в полном объеме.
(Борзило Е.Ю.)
("Юрист", 2025, N 5)Анализ рынка в Российской Федерации осуществляется по правилам, предусмотренным Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220, согласно п. 10.6 которого по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, он должен проводиться практически в полном объеме.
Последние изменения: Злоупотребление доминирующим положением
(КонсультантПлюс, 2025)несоблюдение порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (в результате чего, например, неправильно определены его продуктовые и географические границы) является основанием для отмены решений антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, чтобы установить нарушение п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, нужно оценить уровень цен на один товар с точки зрения экономической (технологической) обоснованности (п. 2 Обзора).
(КонсультантПлюс, 2025)несоблюдение порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (в результате чего, например, неправильно определены его продуктовые и географические границы) является основанием для отмены решений антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, чтобы установить нарушение п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, нужно оценить уровень цен на один товар с точки зрения экономической (технологической) обоснованности (п. 2 Обзора).
Статья: Правовая защита от недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием объектов авторских и смежных прав
(Панов Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)<12> Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (ред. от 12.03.2020) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: https://docs.cntd.ru/document/902215421.
(Панов Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)<12> Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (ред. от 12.03.2020) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". URL: https://docs.cntd.ru/document/902215421.
Статья: Правовое регулирование деятельности цифровых платформ и антимонопольный контроль: практика применения
(Карапетян А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Возникает вопрос, применимы ли классические методы анализа рынка для определения доминирующего положения к владельцам цифровых платформ. До введения специальных норм на цифровые платформы распространялись требования ст. 10 Закона о защите конкуренции, которые являются общими для всех доминирующих хозяйствующих субъектов. Так, антимонопольному органу в рамках своих полномочий по выдаче предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о возбуждении дел необходимо было провести анализ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее по тексту - Порядок N 220), признать хозяйствующего субъекта доминирующим на конкретном товарном рынке и в случае нарушения, а именно злоупотребления доминирующим положением, выдать предупреждение или сразу возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства [3].
(Карапетян А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)Возникает вопрос, применимы ли классические методы анализа рынка для определения доминирующего положения к владельцам цифровых платформ. До введения специальных норм на цифровые платформы распространялись требования ст. 10 Закона о защите конкуренции, которые являются общими для всех доминирующих хозяйствующих субъектов. Так, антимонопольному органу в рамках своих полномочий по выдаче предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и о возбуждении дел необходимо было провести анализ рынка в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее по тексту - Порядок N 220), признать хозяйствующего субъекта доминирующим на конкретном товарном рынке и в случае нарушения, а именно злоупотребления доминирующим положением, выдать предупреждение или сразу возбудить дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства [3].
Статья: Метод сопоставимых рынков: текущие подходы правоприменительной практики
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)<12> Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)<12> Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Данное различие нашло свое отражение и в антимонопольном законодательстве. Так, концентрация - статистическое состояние в антимонопольном законодательстве понимается как "концентрация товарного рынка" (пункты 7.1 и 7.2 Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18026 (далее - Приказ ФАС России N 220)), а концентрация-динамика - как "экономическая концентрация" (пункт 21 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Данное различие нашло свое отражение и в антимонопольном законодательстве. Так, концентрация - статистическое состояние в антимонопольном законодательстве понимается как "концентрация товарного рынка" (пункты 7.1 и 7.2 Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18026 (далее - Приказ ФАС России N 220)), а концентрация-динамика - как "экономическая концентрация" (пункт 21 статьи 4 Закона о защите конкуренции).