Портфолио обучающегося
Подборка наиболее важных документов по запросу Портфолио обучающегося (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, специальный понятийно-категориальный аппарат правового регулирования цифровых образовательных технологий оснащен такими основными понятиями, как: "электронные образовательные ресурсы", "информационные системы", "онлайн-курс", "цифровой образовательный контент", "цифровые образовательные сервисы", "цифровое индивидуальное портфолио обучающегося".
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Кроме того, специальный понятийно-категориальный аппарат правового регулирования цифровых образовательных технологий оснащен такими основными понятиями, как: "электронные образовательные ресурсы", "информационные системы", "онлайн-курс", "цифровой образовательный контент", "цифровые образовательные сервисы", "цифровое индивидуальное портфолио обучающегося".
Статья: Подготовка кадров для индустрии туризма в условиях цифровизации образовательного пространства
(Антамошкина Е.Н., Саакян М.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Федеральным проектом "Молодые профессионалы" предусмотрена организация обеспечения свободного доступа для обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе университетами, обеспечивающими соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню. К 2024 году планируется предоставление возможности не менее 20 процентам обучающихся по образовательным программам высшего образования осваивать отдельные дисциплины, в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов других организаций, прежде всего ведущих университетов, обеспечивающих высокий уровень качества подготовки <5>. Планируется обеспечение возможности формирования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся на созданном информационном ресурсе - информационно-образовательная платформа "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
(Антамошкина Е.Н., Саакян М.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 3)Федеральным проектом "Молодые профессионалы" предусмотрена организация обеспечения свободного доступа для обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе университетами, обеспечивающими соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню. К 2024 году планируется предоставление возможности не менее 20 процентам обучающихся по образовательным программам высшего образования осваивать отдельные дисциплины, в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов других организаций, прежде всего ведущих университетов, обеспечивающих высокий уровень качества подготовки <5>. Планируется обеспечение возможности формирования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся на созданном информационном ресурсе - информационно-образовательная платформа "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 N 1241
(ред. от 22.09.2023)
"О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме"б) создание электронных сервисов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организации приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, учета обучающихся, в том числе участников Общероссийского движения, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формирования цифровых портфолио обучающихся;
(ред. от 22.09.2023)
"О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме"б) создание электронных сервисов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организации приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, учета обучающихся, в том числе участников Общероссийского движения, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических работников и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формирования цифровых портфолио обучающихся;
Статья: Особенности реализации цифровой трансформации в уголовно-исполнительной системе на современном этапе ее развития
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)- ведение электронного дела обучающегося с внесением в портфолио личных достижений в учебной, научной, спортивной, общественной деятельности вуза.
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)- ведение электронного дела обучающегося с внесением в портфолио личных достижений в учебной, научной, спортивной, общественной деятельности вуза.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.
Статья: Подготовка юриста-международника к работе в межкультурном правовом пространстве: лингводидактический аспект
(Яроцкая Л.В., Моисеенко Л.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)В рамках европейских процессов интернационализации важным направлением считается унификация учебных планов, программ как основание для создания единого (наднационального) образовательного пространства, как средство обеспечения академической мобильности молодежи (включая стажировки студентов за рубежом, выбор магистерских программ для продолжения образования в учебных заведениях Европы и т.п.). В этой связи значительное распространение получил специальный инструмент - Европейский портфолио, позволяющий обучающимся ориентироваться в целевых параметрах иноязычного общения. В то же время важно отметить, что, несмотря на заявленные преимущества стандартизации результатов образовательной деятельности, учебные заведения оказываются в неравных условиях: для одних это средство массового привлечения новых студентов, широкие возможности для отбора лучших из лучших (а следовательно, и получения стабильных финансовых поступлений); для других - неизбежное в создавшихся условиях "донорство", потеря людских и материальных ресурсов. Дело в том, что факторы, определяющие выбор студентом того или иного вуза для продолжения своего образования, далеко не всегда очевидны и/или связаны с качеством предлагаемого учебным заведением образовательного продукта, поэтому ситуацию бывает трудно переломить. Кроме того, без ответа остаются принципиальные, на наш взгляд, вопросы, а именно:
(Яроцкая Л.В., Моисеенко Л.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 1)В рамках европейских процессов интернационализации важным направлением считается унификация учебных планов, программ как основание для создания единого (наднационального) образовательного пространства, как средство обеспечения академической мобильности молодежи (включая стажировки студентов за рубежом, выбор магистерских программ для продолжения образования в учебных заведениях Европы и т.п.). В этой связи значительное распространение получил специальный инструмент - Европейский портфолио, позволяющий обучающимся ориентироваться в целевых параметрах иноязычного общения. В то же время важно отметить, что, несмотря на заявленные преимущества стандартизации результатов образовательной деятельности, учебные заведения оказываются в неравных условиях: для одних это средство массового привлечения новых студентов, широкие возможности для отбора лучших из лучших (а следовательно, и получения стабильных финансовых поступлений); для других - неизбежное в создавшихся условиях "донорство", потеря людских и материальных ресурсов. Дело в том, что факторы, определяющие выбор студентом того или иного вуза для продолжения своего образования, далеко не всегда очевидны и/или связаны с качеством предлагаемого учебным заведением образовательного продукта, поэтому ситуацию бывает трудно переломить. Кроме того, без ответа остаются принципиальные, на наш взгляд, вопросы, а именно:
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)7. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста лица. Для прохождения аккредитации требуется представление портфолио за период профессиональной деятельности со дня получения последнего сертификата специалиста или прохождения аккредитации специалиста по соответствующей специальности, включающее в себя в том числе сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации <1>. Несмотря на то что до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста, медицинские работники уже начали участвовать в аккредитационных мероприятиях. Соответственно, поскольку одновременно действуют "старый" и "новый" порядок повышения квалификации, возникает вопрос: должен ли работодатель оплачивать обучение, проходимое работником в рамках системы непрерывного медицинского образования? Судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться. Так, провизор-технолог потребовала от ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ" оплатить стоимость ее обучения в 2021 г. на одном из циклов непрерывного медицинского образования, затраты на которое составили 2 тыс. рублей. По мнению работодателя, участие работника в системе НМО является добровольным, а значит, и отсутствует обязанность оплачивать это обучение. Суд согласился с работодателем, посчитав, что отсутствовала реальная угроза непрохождения работником аккредитации. Аргументация правовой позиции сложилась из следующих положений: во-первых, фармдеятельность и работа провизора не входили в территориальную программу ОМС, поэтому оплатить их из средств нормированного страхового запаса больница не могла. Во-вторых, работодатель и работник не заключили договор о дополнительном профобразовании, предусмотренный ч. 2 ст. 197 ТК РФ: работодатель не видел необходимости в повышении квалификации работника в частном образовательном учреждении и не согласовывал условия его обучения. Представители больницы также отметили, что у сотрудника имелась возможность пройти обучение на бюджетной основе после получения финансирования. В-третьих, спорная ситуация развивалась во время действия Приказов Минздрава России от 02.02.2021 N 40н "Об особенностях проведения аккредитации специалистов в 2021 году" и от 09.07.2021 N 746н "О внесении изменений в особенности проведения аккредитации специалистов в 2021 году, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. N 40н", согласно которым специалисты при подготовке портфолио были вправе подтвердить свое обучение двумя способами. Один из них - одномоментно пройти повышение квалификации в объеме 144 часа, второй - комбинированный способ, включающий программы повышения квалификации в объеме 74 часа и набор зачетных единиц на портале НМО в объеме 70 часов. Суд отметил, что программа НМО, как следует из разъяснений Минздрава России, в части набора необходимых зачетных баллов (ЗЕТ) содержит не строгие требования о наборе по 50 ЗЕТ в каждый из пяти годов обучения, а рекомендательный характер, поскольку при проведении аккредитации устанавливает оценку суммарной трудоемкости, учитываемой в портфолио претендента по дате завершения обучения, исходя из портфолио, формируемого за все годы в рамках пятилетнего цикла. В итоге суд признал несостоятельными доводы провизора о возможности получения ею аккредитации только по завершении пятилетнего цикла обучения в системе НМО при условии, если она получит не менее 50 ЗЕТ в каждом году обучения, а всего 250 ЗЕТ, одновременно отклонив довод о том, что бездействие больницы по направлению сотрудника на обучение в частное образовательное учреждение лишает ее в дальнейшем возможности пройти аккредитацию и продолжить работу по специальности провизора (решение Губкинского городского суда Белгородской области от 27.06.2022 по делу N 2-565/2022).