Портал наш город
Подборка наиболее важных документов по запросу Портал наш город (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 01.07.2024 N 5-АД24-66-К2
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.3.1 КоАП г. Москвы за нарушение требований безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования детских игровых площадок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения учреждением вмененного ему правонарушения подтвержден представленными доказательствами.Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего на централизованный портал "Наш город" обращения гражданина о некачественном содержании детской площадки по адресу: город Москва, улица Народного Ополчения, дом 52, корпус 2, исполняющим обязанности заместителя начальника Инспекции ОАТИ города Москвы 17 сентября 2021 года вынесено поручение о проведении обследования территорий районов Строгино, Щукино и Хорошево-Мневники города Москвы на предмет контроля исполнения требований субъектами в области внешнего благоустройства объектов (элементов объектов).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.3.1 КоАП г. Москвы за нарушение требований безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования детских игровых площадок.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения учреждением вмененного ему правонарушения подтвержден представленными доказательствами.Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего на централизованный портал "Наш город" обращения гражданина о некачественном содержании детской площадки по адресу: город Москва, улица Народного Ополчения, дом 52, корпус 2, исполняющим обязанности заместителя начальника Инспекции ОАТИ города Москвы 17 сентября 2021 года вынесено поручение о проведении обследования территорий районов Строгино, Щукино и Хорошево-Мневники города Москвы на предмет контроля исполнения требований субъектами в области внешнего благоустройства объектов (элементов объектов).
Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2019 N 305-ЭС19-7553 по делу N А40-130930/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания административно-технической инспекции.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание соответствует закону.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как усматривается из судебных актов, в ходе рассмотрения обращения жителя N 20323741, поступившего на Единый централизованный портал Правительства Москвы "Наш город" в адрес объединения по вопросу законности размещения конструкции на крыше с текстом ЗИЛ, административным органом установлено, что по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, к. 1, размещена информационная конструкция "ЗИЛ" с нарушением пункта 21.9 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве" (далее - Правила N 902-ПП). В целях устранения нарушений обществу выдано предписание на демонтаж информационной конструкции "ЗИЛ".
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания административно-технической инспекции.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание соответствует закону.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Как усматривается из судебных актов, в ходе рассмотрения обращения жителя N 20323741, поступившего на Единый централизованный портал Правительства Москвы "Наш город" в адрес объединения по вопросу законности размещения конструкции на крыше с текстом ЗИЛ, административным органом установлено, что по адресу: г. Москва, ул. Автозаводская, д. 23, к. 1, размещена информационная конструкция "ЗИЛ" с нарушением пункта 21.9 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве" (далее - Правила N 902-ПП). В целях устранения нарушений обществу выдано предписание на демонтаж информационной конструкции "ЗИЛ".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: новые возможности и правовые проблемы
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<23> Например, в Москве активно используется портал "Наш город", в Южно-Сахалинске - портал "Сахалин Онлайн".
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)<23> Например, в Москве активно используется портал "Наш город", в Южно-Сахалинске - портал "Сахалин Онлайн".
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Следует признать, что в Паспорте федерального проекта прямо не указано, что информация по перечисленным выше мероприятиям должна быть размещена исключительно на онлайн-платформе, но представляется, что данная платформа могла бы стать универсальной и эффективной площадкой, аккумулирующей весь цикл мероприятий, связанных с развитием городской среды в регионах, а не только техническим инструментом для онлайн-голосования. Понятно, что значительный объем подобной информации содержится в муниципальных программах развития городской среды, размещается на специализированных региональных и муниципальных сайтах в сети Интернет, как например геоинформационный портал "Наш город", функционирующий в Москве, с помощью которого можно контролировать качество содержания элементов городской инфраструктуры, принимать и обрабатывать жалобы и иные вопросы, поступающие в столичные органы исполнительной власти. Также там имеется механизм реагирования на запросы "вплоть до персональной ответственности чиновников, и ежедневно удается решить около 3 тыс. проблем" <25>. Или информационная система "Инцидент Менеджмент", действующая в Ханты-Мансийске, которая способна анализировать информацию, размещаемую пользователями социальных сетей, и передавать ее в соответствующие службы для принятия решений по устранению недостатков в сфере благоустройства <26>. В 2019 году общее количество обращений, поступивших в систему, составило 1 033, а в 2021 году их количество возросло уже до 4 009 (+166%) <27>.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Следует признать, что в Паспорте федерального проекта прямо не указано, что информация по перечисленным выше мероприятиям должна быть размещена исключительно на онлайн-платформе, но представляется, что данная платформа могла бы стать универсальной и эффективной площадкой, аккумулирующей весь цикл мероприятий, связанных с развитием городской среды в регионах, а не только техническим инструментом для онлайн-голосования. Понятно, что значительный объем подобной информации содержится в муниципальных программах развития городской среды, размещается на специализированных региональных и муниципальных сайтах в сети Интернет, как например геоинформационный портал "Наш город", функционирующий в Москве, с помощью которого можно контролировать качество содержания элементов городской инфраструктуры, принимать и обрабатывать жалобы и иные вопросы, поступающие в столичные органы исполнительной власти. Также там имеется механизм реагирования на запросы "вплоть до персональной ответственности чиновников, и ежедневно удается решить около 3 тыс. проблем" <25>. Или информационная система "Инцидент Менеджмент", действующая в Ханты-Мансийске, которая способна анализировать информацию, размещаемую пользователями социальных сетей, и передавать ее в соответствующие службы для принятия решений по устранению недостатков в сфере благоустройства <26>. В 2019 году общее количество обращений, поступивших в систему, составило 1 033, а в 2021 году их количество возросло уже до 4 009 (+166%) <27>.
Нормативные акты
Постановление Правительства Москвы от 07.10.2025 N 2408-ПП
"О требованиях к информации, размещаемой на ветропылезащитных ограждениях верхних ярусов строящихся объектов капитального строительства, и о внесении изменений в правовые акты города Москвы"16.1. В случае поступления от Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы, граждан и организаций, в том числе поданных с использованием подсистемы Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы - портала "Наш город" (www.gorod.mos.ru), сведений о выявлении информационных панелей декоративно-художественного оформления временного ограждения, информационных носителей со сменным изображением, объемных световых букв и цифр, не соответствующих Требованиям, Объединение административно-технических инспекций города Москвы проводит проверку указанных сведений и в случае их подтверждения выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписание о демонтаже информационной панели декоративно-художественного оформления временного ограждения, информационного носителя со сменным изображением, объемных световых букв и цифр, не соответствующих Требованиям.
"О требованиях к информации, размещаемой на ветропылезащитных ограждениях верхних ярусов строящихся объектов капитального строительства, и о внесении изменений в правовые акты города Москвы"16.1. В случае поступления от Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, иных органов исполнительной власти города Москвы, граждан и организаций, в том числе поданных с использованием подсистемы Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы - портала "Наш город" (www.gorod.mos.ru), сведений о выявлении информационных панелей декоративно-художественного оформления временного ограждения, информационных носителей со сменным изображением, объемных световых букв и цифр, не соответствующих Требованиям, Объединение административно-технических инспекций города Москвы проводит проверку указанных сведений и в случае их подтверждения выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписание о демонтаже информационной панели декоративно-художественного оформления временного ограждения, информационного носителя со сменным изображением, объемных световых букв и цифр, не соответствующих Требованиям.
Статья: К вопросу о принципах предоставления муниципальных услуг (опыт России и стран Северной Европы)
(Соломатина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 8)В Москве система "обратной связи" с жителями (потребителями) публичных услуг реализуется в ходе работы геоинформационного портала "Наш город" <22>. С целью выстраивания конструктивного общения граждан с органами публичной власти по всей Российской Федерации были запущены также похожие Интернет-порталы ("Сердитый гражданин" <23>, "Довольный гражданин" <24>, "РосДвор" <25>, "РосЯма" <26> и другие).
(Соломатина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2014, N 8)В Москве система "обратной связи" с жителями (потребителями) публичных услуг реализуется в ходе работы геоинформационного портала "Наш город" <22>. С целью выстраивания конструктивного общения граждан с органами публичной власти по всей Российской Федерации были запущены также похожие Интернет-порталы ("Сердитый гражданин" <23>, "Довольный гражданин" <24>, "РосДвор" <25>, "РосЯма" <26> и другие).
Статья: Опросы населения как инновационная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления (на примере округа Муром Владимирской области)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 6)Другим позитивным примером является Москва, где в июне 2014 года было запущено мобильное приложение "Активный гражданин", которое позволило жителям при помощи мобильного телефона или смартфона проголосовать за тот или иной вариант развития столицы или выбрать путь решения какой-то городской проблемы. Подобных проектов не было ни в одном мегаполисе мира. В первых опросах в формате мобильного приложения "Активный гражданин" приняли участие более 80 тыс. жителей Москвы. Кроме этого, в 2011 году в Москве стартовали портал "Наш город" и приложение "Мобильная приемная". Они позволяют отправлять жалобы чиновникам и контролировать качество выполняемых городскими службами работ.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 6)Другим позитивным примером является Москва, где в июне 2014 года было запущено мобильное приложение "Активный гражданин", которое позволило жителям при помощи мобильного телефона или смартфона проголосовать за тот или иной вариант развития столицы или выбрать путь решения какой-то городской проблемы. Подобных проектов не было ни в одном мегаполисе мира. В первых опросах в формате мобильного приложения "Активный гражданин" приняли участие более 80 тыс. жителей Москвы. Кроме этого, в 2011 году в Москве стартовали портал "Наш город" и приложение "Мобильная приемная". Они позволяют отправлять жалобы чиновникам и контролировать качество выполняемых городскими службами работ.
Статья: Город как объект юридической науки: проблемы и перспективы правового регулирования
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<16> См., например: порталы "Наш Санкт-Петербург" (URL: https://gorod.gov.spb.ru), "Активный гражданин" (URL: https://gorod.mos.ru/portal/about), "Помощник Москвы" (URL: https://transport.mos.ru/pm/).
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)<16> См., например: порталы "Наш Санкт-Петербург" (URL: https://gorod.gov.spb.ru), "Активный гражданин" (URL: https://gorod.mos.ru/portal/about), "Помощник Москвы" (URL: https://transport.mos.ru/pm/).
Статья: Электронное обращение граждан в органы власти: поэтапный механизм документирования
(Андреев М.А.)
("Делопроизводство", 2014, N 4)В статье рассматривается специфика процесса документирования электронных обращений граждан в органы государственной власти субъекта Российской Федерации на примере обращений в Правительство г. Москвы, Московскую городскую думу, Префектуру Центрального административного округа г. Москвы, Управу Пресненского района г. Москвы, на портал "Москва наш город".
(Андреев М.А.)
("Делопроизводство", 2014, N 4)В статье рассматривается специфика процесса документирования электронных обращений граждан в органы государственной власти субъекта Российской Федерации на примере обращений в Правительство г. Москвы, Московскую городскую думу, Префектуру Центрального административного округа г. Москвы, Управу Пресненского района г. Москвы, на портал "Москва наш город".
Статья: Современные электронные средства информации: правовые и психологические проблемы становления информационного общества в России
(Пашенцев Д.А., Чеботарев В.Е., Шкурко Н.М.)
("Юридический мир", 2015, N 8)В Москве создан также портал "Наш город", с помощью которого граждане могут подавать жалобы на действия городских властей и конкретные предложения. Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Аппарата мэра и Правительства Москвы Анастасия Ракова сообщила о результатах работы портала "Наш город" за девять месяцев 2014 г. По ее словам, число обращений москвичей на портал выросло в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. На основании обращений выявлено более 160 тыс. проблем в различных отраслях городского хозяйства, из которых около 90% решено, а остальные находятся на контроле <16>.
(Пашенцев Д.А., Чеботарев В.Е., Шкурко Н.М.)
("Юридический мир", 2015, N 8)В Москве создан также портал "Наш город", с помощью которого граждане могут подавать жалобы на действия городских властей и конкретные предложения. Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Аппарата мэра и Правительства Москвы Анастасия Ракова сообщила о результатах работы портала "Наш город" за девять месяцев 2014 г. По ее словам, число обращений москвичей на портал выросло в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. На основании обращений выявлено более 160 тыс. проблем в различных отраслях городского хозяйства, из которых около 90% решено, а остальные находятся на контроле <16>.
Статья: Уборка снега, мусора
(Уваева М.)
("Жилищное право", 2016, N 3)- органы исполнительной власти через портал "Наш город";
(Уваева М.)
("Жилищное право", 2016, N 3)- органы исполнительной власти через портал "Наш город";
Статья: Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
(Лапшина А.И.)
("Журнал российского права", 2015, N 1)Сами органы государственной власти субъектов РФ сегодня активно внедряют информационные системы, обеспечивающие гражданам возможность публичного размещения предложений или жалоб на деятельность таких органов с использованием сети Интернет. При этом не во всех субъектах РФ подобной информации придан статус обращений <14>. В связи с этим интересен опыт города Москвы, где с 2011 года функционирует информационная система - портал "Наш город. Программа развития Москвы" <15>. Информация, поступающая от граждан на этот портал в виде текстового комментария, рассматривается как сообщение пользователя портала. Оно является обязательным к рассмотрению и принятию необходимых мер всеми органами исполнительной власти г. Москвы, к чьей компетенции относится решение поставленного в нем вопроса, но при этом рассматривается в порядке, отличном от порядка, установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <16>. Такое отличие в первую очередь состоит в более коротких сроках рассмотрения сообщения (восемь рабочих дней), возможности отклонения сообщения по указанным в единых правилах модерации сообщений на порталах Правительства Москвы причинам без подготовки ответа компетентным органом государственной власти, публичном размещении текста сообщения на порталах. Редакцией портала проводится анализ ответов органов государственной власти на предмет обязательного наличия в нем конкретных сроков окончания работ или совершения иных действий, необходимых для решения проблемы. В случае опровержения органом информации, указанной гражданином, обоснования и доказательства, приводимые в ответе гражданину, подлежат проверке; ответ дорабатывается при наличии в нем избыточного количества ссылок на правовые акты, при отсутствии пояснения их содержания. Таким образом, действия органов государственной власти контролируются не только гражданами, направившими сообщения на портал, но и самим модератором портала.
(Лапшина А.И.)
("Журнал российского права", 2015, N 1)Сами органы государственной власти субъектов РФ сегодня активно внедряют информационные системы, обеспечивающие гражданам возможность публичного размещения предложений или жалоб на деятельность таких органов с использованием сети Интернет. При этом не во всех субъектах РФ подобной информации придан статус обращений <14>. В связи с этим интересен опыт города Москвы, где с 2011 года функционирует информационная система - портал "Наш город. Программа развития Москвы" <15>. Информация, поступающая от граждан на этот портал в виде текстового комментария, рассматривается как сообщение пользователя портала. Оно является обязательным к рассмотрению и принятию необходимых мер всеми органами исполнительной власти г. Москвы, к чьей компетенции относится решение поставленного в нем вопроса, но при этом рассматривается в порядке, отличном от порядка, установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <16>. Такое отличие в первую очередь состоит в более коротких сроках рассмотрения сообщения (восемь рабочих дней), возможности отклонения сообщения по указанным в единых правилах модерации сообщений на порталах Правительства Москвы причинам без подготовки ответа компетентным органом государственной власти, публичном размещении текста сообщения на порталах. Редакцией портала проводится анализ ответов органов государственной власти на предмет обязательного наличия в нем конкретных сроков окончания работ или совершения иных действий, необходимых для решения проблемы. В случае опровержения органом информации, указанной гражданином, обоснования и доказательства, приводимые в ответе гражданину, подлежат проверке; ответ дорабатывается при наличии в нем избыточного количества ссылок на правовые акты, при отсутствии пояснения их содержания. Таким образом, действия органов государственной власти контролируются не только гражданами, направившими сообщения на портал, но и самим модератором портала.
"Разрешение городских конфликтов: Монография"
(Медведев И.Р.)
("Инфотропик Медиа", 2017)Члены команды регулярно проводили встречи с жителями, выясняя их проблемы (жалобы на бродячих собак, установка дополнительных дорожных знаков, стрижка деревьев и пр.). Далее просьбы и предложения сводились в таблицу, которая представлялась на встречах с мэром и органами власти. Определялись должностные лица, ответственные за исполнение, и, со слов Крумгольца, в течение трех месяцев 90% заявок были решены (можно найти аналогию с интернет-порталами "Наш город" в Москве или "Наш Санкт-Петербург").
(Медведев И.Р.)
("Инфотропик Медиа", 2017)Члены команды регулярно проводили встречи с жителями, выясняя их проблемы (жалобы на бродячих собак, установка дополнительных дорожных знаков, стрижка деревьев и пр.). Далее просьбы и предложения сводились в таблицу, которая представлялась на встречах с мэром и органами власти. Определялись должностные лица, ответственные за исполнение, и, со слов Крумгольца, в течение трех месяцев 90% заявок были решены (можно найти аналогию с интернет-порталами "Наш город" в Москве или "Наш Санкт-Петербург").
Статья: Электронные обращения граждан в системе общественного контроля
(Зубарев С.М., Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 5)В настоящее время некоторые авторы выделяют три модели подачи гражданами обращений в электронной форме: 1) через специальный сервис приема и первичной обработки обращений граждан, создаваемый на базе (в качестве поддомена основного сайта) официального сайта органа власти (например, http://letters.kremlin.ru) или официального портала государственной автоматизированной системы; 2) через веб-портал как самостоятельный сайт интернет-приемной, существующей в качестве основного ресурса государственной или политической организации (к примеру, сайт мэра Москвы С.С. Собянина http://gorod.mos.ru/); 3) через вспомогательный электронный ресурс приема обращений граждан, реализуемый на площадках сообществ в социальных сетях (проект "Единое окно помощи гражданам. Пермский край" https://vk.com/kontaktyperm) <6>. По нашему мнению, представленные модели требуют уточнения. Так, ошибочным выглядит объединение в одной модели специальных сервисов различных интернет-ресурсов - официального сайта органов власти и официального портала государственной автоматизированной системы (ГАС). Здесь существуют различия как в порядке подачи обращения (на сайте ГАС, как правило, требуется предварительная авторизация заявителя, тогда как на сайте государственного органа авторизация не требуется), так и в возможности направления обращения с учетом его предмета. Если на сайте в орган власти можно обратиться по любому вопросу, то на сайте ГАС, как правило, по конкретной проблеме. Например, с 2015 г. на сайте www.gosuslugi.ru можно подать жалобу на органы и организации, предоставляющие свои услуги через Единый портал. Проект называется "Досудебное обжалование".
(Зубарев С.М., Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 5)В настоящее время некоторые авторы выделяют три модели подачи гражданами обращений в электронной форме: 1) через специальный сервис приема и первичной обработки обращений граждан, создаваемый на базе (в качестве поддомена основного сайта) официального сайта органа власти (например, http://letters.kremlin.ru) или официального портала государственной автоматизированной системы; 2) через веб-портал как самостоятельный сайт интернет-приемной, существующей в качестве основного ресурса государственной или политической организации (к примеру, сайт мэра Москвы С.С. Собянина http://gorod.mos.ru/); 3) через вспомогательный электронный ресурс приема обращений граждан, реализуемый на площадках сообществ в социальных сетях (проект "Единое окно помощи гражданам. Пермский край" https://vk.com/kontaktyperm) <6>. По нашему мнению, представленные модели требуют уточнения. Так, ошибочным выглядит объединение в одной модели специальных сервисов различных интернет-ресурсов - официального сайта органов власти и официального портала государственной автоматизированной системы (ГАС). Здесь существуют различия как в порядке подачи обращения (на сайте ГАС, как правило, требуется предварительная авторизация заявителя, тогда как на сайте государственного органа авторизация не требуется), так и в возможности направления обращения с учетом его предмета. Если на сайте в орган власти можно обратиться по любому вопросу, то на сайте ГАС, как правило, по конкретной проблеме. Например, с 2015 г. на сайте www.gosuslugi.ru можно подать жалобу на органы и организации, предоставляющие свои услуги через Единый портал. Проект называется "Досудебное обжалование".
Статья: Механизмы современной демократии (опыт Владимирской области)
(Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 3)Изучение позитивного опыта зарубежных стран показало, что в России в целом и во Владимирской области в частности практически неограниченные возможности информационных технологий неэффективно используются в процессе участия населения в государственном управлении. В частности, был проанализирован обширный зарубежный опыт проведения референдумов в электронном виде для решения вопросов местного значения в Великобритании, Канаде и США. Соответствующий позитивный опыт есть и в России (например, в Московской, Ульяновской, Волгоградской областях, Республике Татарстан и др.). Во Владимирской области также проводились голосования при помощи информационных технологий (так, в 2009 году в ЗАТО "Город Радужный" проводился эксперимент по электронному СМС-опросу избирателей с применением информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в рамках голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва). Вместе с тем из-за отсутствия эффективных механизмов обеспечения безопасности и защиты персональных данных референдумы в электронном виде, несмотря на их оперативность и дешевизну, проводятся в России редко. Однако в последние годы получает все большее распространение проведение электронных опросов для решения вопросов местного значения. Например, в июне 2014 года в Москве запущено мобильное приложение "Активный гражданин", которое позволяет жителям при помощи мобильного телефона или смартфона проголосовать за тот или иной вариант развития столицы или выбрать путь решения какой-то городской проблемы. Подобных проектов не было ни в одном мегаполисе мира. В первых опросах в формате мобильного приложения "Активный гражданин" приняли участие более 80 тысяч жителей Москвы. Кроме того, в 2011 году в Москве стартовали портал "Наш город" и приложение "Мобильная приемная". Они позволяют отправлять жалобы чиновникам и контролировать качество выполняемых городскими службами работ.
(Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2016, N 3)Изучение позитивного опыта зарубежных стран показало, что в России в целом и во Владимирской области в частности практически неограниченные возможности информационных технологий неэффективно используются в процессе участия населения в государственном управлении. В частности, был проанализирован обширный зарубежный опыт проведения референдумов в электронном виде для решения вопросов местного значения в Великобритании, Канаде и США. Соответствующий позитивный опыт есть и в России (например, в Московской, Ульяновской, Волгоградской областях, Республике Татарстан и др.). Во Владимирской области также проводились голосования при помощи информационных технологий (так, в 2009 году в ЗАТО "Город Радужный" проводился эксперимент по электронному СМС-опросу избирателей с применением информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет в рамках голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва). Вместе с тем из-за отсутствия эффективных механизмов обеспечения безопасности и защиты персональных данных референдумы в электронном виде, несмотря на их оперативность и дешевизну, проводятся в России редко. Однако в последние годы получает все большее распространение проведение электронных опросов для решения вопросов местного значения. Например, в июне 2014 года в Москве запущено мобильное приложение "Активный гражданин", которое позволяет жителям при помощи мобильного телефона или смартфона проголосовать за тот или иной вариант развития столицы или выбрать путь решения какой-то городской проблемы. Подобных проектов не было ни в одном мегаполисе мира. В первых опросах в формате мобильного приложения "Активный гражданин" приняли участие более 80 тысяч жителей Москвы. Кроме того, в 2011 году в Москве стартовали портал "Наш город" и приложение "Мобильная приемная". Они позволяют отправлять жалобы чиновникам и контролировать качество выполняемых городскими службами работ.