Поправки в АПК
Подборка наиболее важных документов по запросу Поправки в АПК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: В суд с дипломом или без? Требования к представительству в арбитражном суде
(Бурилов А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 12)Почему в АПК РФ были внесены поправки, согласно которым представительство в арбитражном суде было разрешено только адвокатам и лицам с юридическим образованием или юридической ученой степенью? Какие исключения остались? Какие поблажки сделал Верховный Суд РФ? Когда лучше не отказываться от участия в деле на вашей стороне специалиста, не имеющего юридической подготовки, и как обеспечить ему возможность быть представителем организации в арбитражном процессе? Анализируем практику и приводим удобную таблицу-шпаргалку с документами, которые потребуются для разных представителей.
(Бурилов А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 12)Почему в АПК РФ были внесены поправки, согласно которым представительство в арбитражном суде было разрешено только адвокатам и лицам с юридическим образованием или юридической ученой степенью? Какие исключения остались? Какие поблажки сделал Верховный Суд РФ? Когда лучше не отказываться от участия в деле на вашей стороне специалиста, не имеющего юридической подготовки, и как обеспечить ему возможность быть представителем организации в арбитражном процессе? Анализируем практику и приводим удобную таблицу-шпаргалку с документами, которые потребуются для разных представителей.
Статья: Новый взгляд на институт арбитражных заседателей
(Терехин И.С., Шугулбаева А.А.)
("Закон", 2025, N 4)Во многом изменение показателей рассмотрения дел с участием заседателей (рис. 1) вызвано реформированием рассматриваемого института в 2010 году, а именно поправками в АПК РФ, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ <9>.
(Терехин И.С., Шугулбаева А.А.)
("Закон", 2025, N 4)Во многом изменение показателей рассмотрения дел с участием заседателей (рис. 1) вызвано реформированием рассматриваемого института в 2010 году, а именно поправками в АПК РФ, внесенными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ <9>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление об индексации присужденных судом денежных сумм может быть подано в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта (12.04.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заявление об индексации присужденных судом денежных сумм может быть подано в срок, не превышающий одного года со дня исполнения должником судебного акта (12.04.2025)
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменения, направленные на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2023 N 34-П, внесены в статью 183 АПК РФ, статью 208 ГПК РФ и статью 189.1 КАС РФ.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменения, направленные на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2023 N 34-П, внесены в статью 183 АПК РФ, статью 208 ГПК РФ и статью 189.1 КАС РФ.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Именно в 2012 г. были приняты поправки в АПК РФ (Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ), исключившие согласие обеих сторон разбирательства в качестве обязательного элемента для начала упрощенного (письменного) разбирательства.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Именно в 2012 г. были приняты поправки в АПК РФ (Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 86-ФЗ), исключившие согласие обеих сторон разбирательства в качестве обязательного элемента для начала упрощенного (письменного) разбирательства.
Статья: Реализация права на защиту в условиях санкционных ограничений
(Старженецкий В.В., Фоменко А.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Поправки в АПК РФ, расширяющие исключительную компетенцию российских судов на споры с санкционным элементом, оказались востребованным и одновременно очень дискуссионным средством правовой защиты. Авторы приходят к выводу о том, что цели принятия ст. 248.1 АПК РФ не ограничиваются восполнением недостатков процедуры, с которыми подсанкционные лица могут столкнуться в зарубежных юрисдикциях, они также включают гарантии справедливого разрешения спора по существу с материально-правовой точки зрения. Новая компетенция российских судов имеет иную природу и строится на иных принципах, чем классическая исключительная компетенция судов, что влечет за собой ряд важных особенностей, включая ее относительный характер, возможность заинтересованных сторон влиять на применение ст. 248.1 АПК РФ через заключение соответствующих соглашений. Эти особенности должны также учитываться при определении границ действия ст. 248.1 АПК РФ. Авторы выделяют как объективные, так и субъективные основания, ограничивающие юрисдикцию российских судов. Детально рассматривается влияние международных обязательств РФ, принципа тесной связи, добросовестного осуществления процессуальных полномочий, степени угрозы праву подсанкционных лиц на защиту (в особенности при разрешении споров в дружественных юрисдикциях) на применение ст. 248.1 АПК РФ российскими судами.
(Старженецкий В.В., Фоменко А.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Поправки в АПК РФ, расширяющие исключительную компетенцию российских судов на споры с санкционным элементом, оказались востребованным и одновременно очень дискуссионным средством правовой защиты. Авторы приходят к выводу о том, что цели принятия ст. 248.1 АПК РФ не ограничиваются восполнением недостатков процедуры, с которыми подсанкционные лица могут столкнуться в зарубежных юрисдикциях, они также включают гарантии справедливого разрешения спора по существу с материально-правовой точки зрения. Новая компетенция российских судов имеет иную природу и строится на иных принципах, чем классическая исключительная компетенция судов, что влечет за собой ряд важных особенностей, включая ее относительный характер, возможность заинтересованных сторон влиять на применение ст. 248.1 АПК РФ через заключение соответствующих соглашений. Эти особенности должны также учитываться при определении границ действия ст. 248.1 АПК РФ. Авторы выделяют как объективные, так и субъективные основания, ограничивающие юрисдикцию российских судов. Детально рассматривается влияние международных обязательств РФ, принципа тесной связи, добросовестного осуществления процессуальных полномочий, степени угрозы праву подсанкционных лиц на защиту (в особенности при разрешении споров в дружественных юрисдикциях) на применение ст. 248.1 АПК РФ российскими судами.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, серьезную правовую дискуссию вызвала инициатива Верховного Суда РФ в феврале 2017 г., направленная на освобождение судей от обязанности мотивировать судебные решения <1>: ВС РФ внес в Государственную Думу законопроект поправок в ГПК РФ и АПК РФ, в КАС РФ, согласно которым суды могут быть освобождены от обязанности писать мотивировочную часть к судебным решениям по административным или гражданским делам, если стороны не требуют их обосновывать. Цель предложенных поправок в процессуальное законодательство заявлялась ВС РФ как снижение чрезмерной занятости судей и повышение качества судопроизводства. Следует отметить, что до вынесения на обсуждение проекта указанных поправок уже появились судебные решения без подробной мотивировки по отдельным доводам сторон, но с лаконичной формулировкой "доводы стороны неубедительны" <2>. Такие формулы страдают бессодержательностью и неопределенностью, если не подкреплены обосновывающими выводами и суждениями, поэтому проект нововведений ВС РФ в части отсутствия мотивировки в решении суда не соотносился с позицией Европейского суда по правам человека, в модельных решениях которого неоднократно отмечалось, что именно обоснованность судебного решения позволяет судить о том, что дело было действительно рассмотрено. Суды обязаны обосновывать свои действия, указывая мотивы своих решений, несмотря на то что обладают определенной свободой при выборе аргументов в конкретном деле и принятии доказательств, представляемых сторонами (см. Постановление Европейского суда по правам человека от 01.07.2003 по делу "Суоминен против Финляндии" <3>). Как указал Европейский суд по правам человека, понятие справедливого судебного разбирательства <4> требует, чтобы суд сформулировал причины своих решений и разрешил основные вопросы, которые были поставлены в соответствии с его юрисдикцией, а не просто согласился с доводами одной из сторон без какого-либо пояснения обоснования <5>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Например, серьезную правовую дискуссию вызвала инициатива Верховного Суда РФ в феврале 2017 г., направленная на освобождение судей от обязанности мотивировать судебные решения <1>: ВС РФ внес в Государственную Думу законопроект поправок в ГПК РФ и АПК РФ, в КАС РФ, согласно которым суды могут быть освобождены от обязанности писать мотивировочную часть к судебным решениям по административным или гражданским делам, если стороны не требуют их обосновывать. Цель предложенных поправок в процессуальное законодательство заявлялась ВС РФ как снижение чрезмерной занятости судей и повышение качества судопроизводства. Следует отметить, что до вынесения на обсуждение проекта указанных поправок уже появились судебные решения без подробной мотивировки по отдельным доводам сторон, но с лаконичной формулировкой "доводы стороны неубедительны" <2>. Такие формулы страдают бессодержательностью и неопределенностью, если не подкреплены обосновывающими выводами и суждениями, поэтому проект нововведений ВС РФ в части отсутствия мотивировки в решении суда не соотносился с позицией Европейского суда по правам человека, в модельных решениях которого неоднократно отмечалось, что именно обоснованность судебного решения позволяет судить о том, что дело было действительно рассмотрено. Суды обязаны обосновывать свои действия, указывая мотивы своих решений, несмотря на то что обладают определенной свободой при выборе аргументов в конкретном деле и принятии доказательств, представляемых сторонами (см. Постановление Европейского суда по правам человека от 01.07.2003 по делу "Суоминен против Финляндии" <3>). Как указал Европейский суд по правам человека, понятие справедливого судебного разбирательства <4> требует, чтобы суд сформулировал причины своих решений и разрешил основные вопросы, которые были поставлены в соответствии с его юрисдикцией, а не просто согласился с доводами одной из сторон без какого-либо пояснения обоснования <5>.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Однако после принятия законопроекта в первом чтении к нему в установленном порядке поступили поправки, одна из которых касалась текста проектируемой ч. 3.1 ст. 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данной поправкой предлагалось изменить редакцию ч. 3.1, включая проектируемое правило об определении в рассматриваемых случаях (включая случай отзыва исполнительного документа взыскателем) начала периода, подлежащего вычитанию из установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению: вместо дня возбуждения исполнительного производства поправкой предлагалось указать на день предъявления исполнительного документа к исполнению. Аналогичные поправки затрагивали предлагавшиеся в законопроекте сходные дополнения ст. 321 АПК РФ и ст. 356 КАС РФ, вытекавшие из Постановления N 7-П.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Однако после принятия законопроекта в первом чтении к нему в установленном порядке поступили поправки, одна из которых касалась текста проектируемой ч. 3.1 ст. 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данной поправкой предлагалось изменить редакцию ч. 3.1, включая проектируемое правило об определении в рассматриваемых случаях (включая случай отзыва исполнительного документа взыскателем) начала периода, подлежащего вычитанию из установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению: вместо дня возбуждения исполнительного производства поправкой предлагалось указать на день предъявления исполнительного документа к исполнению. Аналогичные поправки затрагивали предлагавшиеся в законопроекте сходные дополнения ст. 321 АПК РФ и ст. 356 КАС РФ, вытекавшие из Постановления N 7-П.
Статья: О совершенствовании правового регулирования оспаривания нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Вероятные соображения законодателя: раз суд выясняет, обладает или нет акт нормативными свойствами, и требования административного истца или заявителя не удовлетворяются, значит, и акт не должен обладать нормативными свойствами. Частица "не" есть уже в законопроекте, внесенном в 2015 г. Государственную Думу и принятом в первом чтении, о поправках только в КАС РФ; далее она перекочевала и в соответствующие поправки к АПК РФ, предлагаемые к принятию во втором чтении законопроекта. В итоге в силу специфичности самого института и сложности формулировок рассматриваемое положение было принято в действующей редакции.
(Липень Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Вероятные соображения законодателя: раз суд выясняет, обладает или нет акт нормативными свойствами, и требования административного истца или заявителя не удовлетворяются, значит, и акт не должен обладать нормативными свойствами. Частица "не" есть уже в законопроекте, внесенном в 2015 г. Государственную Думу и принятом в первом чтении, о поправках только в КАС РФ; далее она перекочевала и в соответствующие поправки к АПК РФ, предлагаемые к принятию во втором чтении законопроекта. В итоге в силу специфичности самого института и сложности формулировок рассматриваемое положение было принято в действующей редакции.