Поощрение государственных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Поощрение государственных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 85 "Расходные обязательства субъекта Российской Федерации" БК РФ"Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что в отсутствие федерального регулирования по вопросу выплаты единовременного денежного поощрения региональным государственным гражданским служащим субъекты Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование по данному вопросу исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3, пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ, пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не принимаются, так как право органов государственной власти Республики Хакасия на осуществление собственного правового регулирования по вопросам определения размеров и условий оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Хакасия не оспаривается, но при этом принятые региональные нормативные акты должны соответствовать Федеральному закону N 79-ФЗ, который определенно регулирует вопросы оплаты труда указанной категории лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащих1. Поощрения и награждения на государственной гражданской службе
Статья: Премия госслужащему: право или обязанность нанимателя?
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)Исходя из системного толкования требований действующего законодательства, предусмотренных правил выплаты премии суды пришли к правомерному выводу, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является одним из видов поощрения государственного гражданского служащего, добросовестно исполняющего свои должностные обязанности; ее размер и условия ее выплаты определяются с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя выполненных государственным гражданским служащим обязанностей и иных условий, влияющих на размер премии. Система оплаты государственных гражданских служащих, равно как и оплата труда в рамках применения ТК РФ, предусматривает как фиксированные элементы (оклад, доплаты и надбавки компенсационного характера), так и надбавки стимулирующего характера, размер которых может варьироваться. Применение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являющейся надбавкой стимулирующего характера, включая определение ее размера и периодичности ее выплаты, относится к компетенции представителя нанимателя, заинтересованного в эффективном управлении служебной деятельностью.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 1)Исходя из системного толкования требований действующего законодательства, предусмотренных правил выплаты премии суды пришли к правомерному выводу, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является одним из видов поощрения государственного гражданского служащего, добросовестно исполняющего свои должностные обязанности; ее размер и условия ее выплаты определяются с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя выполненных государственным гражданским служащим обязанностей и иных условий, влияющих на размер премии. Система оплаты государственных гражданских служащих, равно как и оплата труда в рамках применения ТК РФ, предусматривает как фиксированные элементы (оклад, доплаты и надбавки компенсационного характера), так и надбавки стимулирующего характера, размер которых может варьироваться. Применение премии за выполнение особо важных и сложных заданий, являющейся надбавкой стимулирующего характера, включая определение ее размера и периодичности ее выплаты, относится к компетенции представителя нанимателя, заинтересованного в эффективном управлении служебной деятельностью.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
Готовое решение: Что входит в материальное стимулирование государственных гражданских служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо оклада и дополнительных выплат у госслужащего могут быть другие поощрения, которые не являются частью денежного содержания и носят разовый характер. Например, выплата при объявлении благодарности или выходе на пенсию.
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо оклада и дополнительных выплат у госслужащего могут быть другие поощрения, которые не являются частью денежного содержания и носят разовый характер. Например, выплата при объявлении благодарности или выходе на пенсию.
Статья: Личные качества государственных служащих: к созданию "образцового" профиля
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Статья посвящена анализу желаемых качеств государственных служащих, таких как добросовестность, беспристрастность, лидерство и др., представляющих собой более гибкие характеристики, способствующие созданию эффективной и этичной государственной службы. Подчеркивается важность наличия желаемых качеств для повышения уровня соблюдения стандартов поведения и формирования "образцового" государственного служащего. Также рассматриваются зарубежные практики, направленные на развитие этих качеств у государственных служащих, и предлагаются рекомендации по формированию профильного подхода к оценке и поощрению государственных служащих в России.
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2025, N 1)Статья посвящена анализу желаемых качеств государственных служащих, таких как добросовестность, беспристрастность, лидерство и др., представляющих собой более гибкие характеристики, способствующие созданию эффективной и этичной государственной службы. Подчеркивается важность наличия желаемых качеств для повышения уровня соблюдения стандартов поведения и формирования "образцового" государственного служащего. Также рассматриваются зарубежные практики, направленные на развитие этих качеств у государственных служащих, и предлагаются рекомендации по формированию профильного подхода к оценке и поощрению государственных служащих в России.
Готовое решение: Как установить наставничество на государственной гражданской службе
(КонсультантПлюс, 2025)Деятельность госслужащего в качестве наставника нужно учитывать при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением за безупречную и эффективную госслужбу согласно ст. 55 Закона о государственной гражданской службе. По решению представителя нанимателя вы можете выплатить ему премию за выполнение особо важных и сложных заданий. Он и устанавливает порядок данной выплаты в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе (п. п. 24, 25 Положения о наставничестве на госслужбе).
(КонсультантПлюс, 2025)Деятельность госслужащего в качестве наставника нужно учитывать при решении вопросов, связанных с поощрением или награждением за безупречную и эффективную госслужбу согласно ст. 55 Закона о государственной гражданской службе. По решению представителя нанимателя вы можете выплатить ему премию за выполнение особо важных и сложных заданий. Он и устанавливает порядок данной выплаты в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе (п. п. 24, 25 Положения о наставничестве на госслужбе).
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Меры стимулирования должностных лиц контрольных (надзорных) органов применяются в рамках института поощрения государственных служащих, установленного Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Меры стимулирования должностных лиц контрольных (надзорных) органов применяются в рамках института поощрения государственных служащих, установленного Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1>.
Статья: Выплата госслужащему премии при выходе на пенсию: правомерно ли отказать?
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)В ст. 50 Закона N 79-ФЗ приведен перечень обязательных выплат, которые относятся к оплате труда госслужащего. Единовременное поощрение при выходе на пенсию за выслугу лет в этот перечень не входит. Оно не является гарантированным. Законодательство не обязывает нанимателя выплачивать это поощрение, поэтому последний вправе отказать в его предоставлении.
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)В ст. 50 Закона N 79-ФЗ приведен перечень обязательных выплат, которые относятся к оплате труда госслужащего. Единовременное поощрение при выходе на пенсию за выслугу лет в этот перечень не входит. Оно не является гарантированным. Законодательство не обязывает нанимателя выплачивать это поощрение, поэтому последний вправе отказать в его предоставлении.
Статья: Споры по обложению матпомощи страховыми взносами "на травматизм"
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 4)<3> "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи и единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим Министерства внутренних дел Российской Федерации".
(Суворова Т.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 4)<3> "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы, премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи и единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Мнение об отнесении внутриведомственных нормативных документов к нормативным правовым актам, затрагивающим права человека, высказывается и в юридической литературе. Так, Р.У. Рамазанов считает, что "ряд локальных актов, принимаемых в министерствах и ведомствах, обладают признаками нормативно-правовых актов", приводя в пример приказы "О единых комиссиях по размещению заказов" и "О конкурсах на замещение вакантных должностей", "так как они затрагивают права всех потенциальных участников торгов, а также лиц, претендующих на замещение вакантной должности" <15>. М.В. Никифоров пишет, что нормативные правовые акты государственных органов, изданные во исполнение Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <16>, одновременно имеют характер локальных нормативных актов представителя нанимателя. Причем если эти акты обязательны для всех гражданских служащих органа (или отдельной совокупности гражданских служащих), то они являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина, и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию <17>. А.А. Сергеев высказывает противоположную точку зрения, полагая, что не должны допускаться даже единичные случаи утраты определенности в том, к какому именно из двух указанных видов источников российского права относится тот или иной документ (к нормативному правовому акту или локальному нормативному акту). Главным различием между ними А.А. Сергеев считает издание локальных нормативных актов не от лица государства или муниципального образования; кроме того, локальный нормативный акт обязателен лишь для лиц, связанных с деятельностью издавшей его организации (ее работники, учредители, контрагенты в гражданских правоотношениях и т.д.) <18>. По мнению А.А. Папуши, ключевое значение при решении вопроса, является ли акт локальным нормативным актом или нормативным правовым актом, имеют его действие по кругу лиц и в пространстве, а также характер регулируемых данным актом правоотношений - локальные нормативные акты ограничены рамками организации, компетентным органом которой он принят, что влечет его обязательность только для строго определенного круга лиц <19>. Поддерживающий А.А. Папушу Э.Ю. Ермаков полагает, что "локальный акт потому и именуется локальным, что направлен на конкретный, определенный круг лиц, другими словами, является решением ограниченной сферы действия", и что называть локальные акты нормативными не совсем корректно. Ведомственные локальные акты, считает Э.Ю. Ермаков, должны обжаловаться в порядке гл. 22, а не 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (т.е. в порядке оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти и др., а не в порядке оспаривания нормативных правовых актов) <20>. Свою позицию А.А. Папуша и Э.Ю. Ермаков подкрепляют ссылкой на Определение Иркутского областного суда от 25.04.2018 по делу N 3а-65/2018~М-30/2018, в котором суд указал, что оспариваемый административным истцом Приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 30.06.2017 N 12-спр "О внесении изменений в приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 13 октября 2016 г. N 48-спр "О порядке установления конкретного размера ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области" не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку распространяет свое действие на государственных гражданских служащих Иркутской области, осуществляющих свою служебную деятельность в названной Службе, круг которых определен штатным расписанием этого органа исполнительной власти, и передал дело по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения в порядке гл. 22 КАС РФ <21>. На примере этого определения и указанного выше решения Верховного суда Республики Хакасия видно, что высшие судебные звенья двух разных субъектов РФ придерживаются противоположных взглядов.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Мнение об отнесении внутриведомственных нормативных документов к нормативным правовым актам, затрагивающим права человека, высказывается и в юридической литературе. Так, Р.У. Рамазанов считает, что "ряд локальных актов, принимаемых в министерствах и ведомствах, обладают признаками нормативно-правовых актов", приводя в пример приказы "О единых комиссиях по размещению заказов" и "О конкурсах на замещение вакантных должностей", "так как они затрагивают права всех потенциальных участников торгов, а также лиц, претендующих на замещение вакантной должности" <15>. М.В. Никифоров пишет, что нормативные правовые акты государственных органов, изданные во исполнение Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <16>, одновременно имеют характер локальных нормативных актов представителя нанимателя. Причем если эти акты обязательны для всех гражданских служащих органа (или отдельной совокупности гражданских служащих), то они являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина, и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию <17>. А.А. Сергеев высказывает противоположную точку зрения, полагая, что не должны допускаться даже единичные случаи утраты определенности в том, к какому именно из двух указанных видов источников российского права относится тот или иной документ (к нормативному правовому акту или локальному нормативному акту). Главным различием между ними А.А. Сергеев считает издание локальных нормативных актов не от лица государства или муниципального образования; кроме того, локальный нормативный акт обязателен лишь для лиц, связанных с деятельностью издавшей его организации (ее работники, учредители, контрагенты в гражданских правоотношениях и т.д.) <18>. По мнению А.А. Папуши, ключевое значение при решении вопроса, является ли акт локальным нормативным актом или нормативным правовым актом, имеют его действие по кругу лиц и в пространстве, а также характер регулируемых данным актом правоотношений - локальные нормативные акты ограничены рамками организации, компетентным органом которой он принят, что влечет его обязательность только для строго определенного круга лиц <19>. Поддерживающий А.А. Папушу Э.Ю. Ермаков полагает, что "локальный акт потому и именуется локальным, что направлен на конкретный, определенный круг лиц, другими словами, является решением ограниченной сферы действия", и что называть локальные акты нормативными не совсем корректно. Ведомственные локальные акты, считает Э.Ю. Ермаков, должны обжаловаться в порядке гл. 22, а не 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (т.е. в порядке оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти и др., а не в порядке оспаривания нормативных правовых актов) <20>. Свою позицию А.А. Папуша и Э.Ю. Ермаков подкрепляют ссылкой на Определение Иркутского областного суда от 25.04.2018 по делу N 3а-65/2018~М-30/2018, в котором суд указал, что оспариваемый административным истцом Приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 30.06.2017 N 12-спр "О внесении изменений в приказ Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 13 октября 2016 г. N 48-спр "О порядке установления конкретного размера ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим в службе государственного жилищного надзора Иркутской области" не отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку распространяет свое действие на государственных гражданских служащих Иркутской области, осуществляющих свою служебную деятельность в названной Службе, круг которых определен штатным расписанием этого органа исполнительной власти, и передал дело по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска для рассмотрения в порядке гл. 22 КАС РФ <21>. На примере этого определения и указанного выше решения Верховного суда Республики Хакасия видно, что высшие судебные звенья двух разных субъектов РФ придерживаются противоположных взглядов.
Статья: Практика реализации в административном судопроизводстве и нормотворчестве запрета на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Модернизируя (корректируя) правовое регулирование в нормативном акте, орган публичной власти должен учитывать мотивы признания нормативного акта недействующим, изложенные в мотивировочной части решения суда. Например, судом признаны недействующими нормы закона Республики Хакасия, которыми закреплены пределы (верхний и нижний) ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным служащим Республики Хакасия <61>. Суд исходил из того, что изменены условия выплаты ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих; за представителем нанимателя закреплено право выплачивать конкретному служащему ежемесячное денежное поощрение по своему усмотрению, что позволяет различным органам толковать и применять положения закона хотя и в установленных пределах, но произвольно. Выводы судов не были учтены, так как при внесении изменений в закон за представителем нанимателя сохранено право устанавливать поощрение правовым актом для конкретного служащего в размере, зависящем от сложности, объема и важности выполняемых задач, в пределах, установленных законом, что послужило основанием признания спорного акта недействующим <62>. Противоположным примером служит дело, в котором суд отказал в признании недействующим положения об установлении коэффициентов, учитывающих местоположение земельного участка, и корректирующих коэффициентов для определения арендной платы и не установил нарушений ч. 3 ст. 216 КАС РФ; ранее принятое судебное решение обосновано тем, что оспариваемое значение коэффициента утверждено без надлежащего экономического обоснования; при повторном регулировании такое обоснование подготовлено <63>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Модернизируя (корректируя) правовое регулирование в нормативном акте, орган публичной власти должен учитывать мотивы признания нормативного акта недействующим, изложенные в мотивировочной части решения суда. Например, судом признаны недействующими нормы закона Республики Хакасия, которыми закреплены пределы (верхний и нижний) ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным служащим Республики Хакасия <61>. Суд исходил из того, что изменены условия выплаты ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих; за представителем нанимателя закреплено право выплачивать конкретному служащему ежемесячное денежное поощрение по своему усмотрению, что позволяет различным органам толковать и применять положения закона хотя и в установленных пределах, но произвольно. Выводы судов не были учтены, так как при внесении изменений в закон за представителем нанимателя сохранено право устанавливать поощрение правовым актом для конкретного служащего в размере, зависящем от сложности, объема и важности выполняемых задач, в пределах, установленных законом, что послужило основанием признания спорного акта недействующим <62>. Противоположным примером служит дело, в котором суд отказал в признании недействующим положения об установлении коэффициентов, учитывающих местоположение земельного участка, и корректирующих коэффициентов для определения арендной платы и не установил нарушений ч. 3 ст. 216 КАС РФ; ранее принятое судебное решение обосновано тем, что оспариваемое значение коэффициента утверждено без надлежащего экономического обоснования; при повторном регулировании такое обоснование подготовлено <63>.
Статья: Проблемы повышения качества нормотворческой деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан
(Абишев Б.С., Комаров В.С.)
("Современное право", 2024, N 7)- предлагается разработка системы мер поощрения государственных и муниципальных служащих, непосредственно задействованных в нормотворческих процессах.
(Абишев Б.С., Комаров В.С.)
("Современное право", 2024, N 7)- предлагается разработка системы мер поощрения государственных и муниципальных служащих, непосредственно задействованных в нормотворческих процессах.
Статья: Новые правила расчета средней заработной платы
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)В дополнение к ним в Положении используется новое понятие "денежные поощрения". При этом определение этого понятия не приводится. Данное понятие упоминается в п. 5 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в качестве дополнительного вознаграждения госслужащих. Размеры денежных поощрений содержатся в Указе Президента России от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)В дополнение к ним в Положении используется новое понятие "денежные поощрения". При этом определение этого понятия не приводится. Данное понятие упоминается в п. 5 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в качестве дополнительного вознаграждения госслужащих. Размеры денежных поощрений содержатся в Указе Президента России от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".