Понятие товарного рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие товарного рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)1. Цифровая платформа приравнивается к понятию "товарный рынок" <1>. Помимо ряда научных исследований такой подход закреплен и в законодательстве отдельных зарубежных стран, к примеру в законодательстве Германии. Схожая позиция прослеживается в Законе Японии от 27 мая 2020 г. о повышении прозрачности и справедливости работы цифровых платформ, в котором речь идет о предоставлении цифровыми платформами многосторонних рынков для связи поставщиков с потребителями.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)1. Цифровая платформа приравнивается к понятию "товарный рынок" <1>. Помимо ряда научных исследований такой подход закреплен и в законодательстве отдельных зарубежных стран, к примеру в законодательстве Германии. Схожая позиция прослеживается в Законе Японии от 27 мая 2020 г. о повышении прозрачности и справедливости работы цифровых платформ, в котором речь идет о предоставлении цифровыми платформами многосторонних рынков для связи поставщиков с потребителями.
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Такая ситуация стала возможна благодаря отсутствию четкого разграничения методов анализа товарного рынка для ретроспективной и перспективной оценки состояния конкуренции на нем, а также по причине имеющегося понятия товарного рынка в Федеральном законе "О защите конкуренции" (Закон о конкуренции) <5>, которое само по себе соответствует целям и задачам конкурентного права, но в совокупности с применением правовых норм, закрепленных в Порядке N 220, может иметь спорное применение на практике. Например, в указанном судебном деле суды посчитали, что географические границы рынка поставки природного газа выходят за пределы Челябинской области. При вынесении решений суды всех инстанций руководствовались понятием товарного рынка, данным в ст. 4 Закона о конкуренции, согласно которому товарный рынок - это сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Такая ситуация стала возможна благодаря отсутствию четкого разграничения методов анализа товарного рынка для ретроспективной и перспективной оценки состояния конкуренции на нем, а также по причине имеющегося понятия товарного рынка в Федеральном законе "О защите конкуренции" (Закон о конкуренции) <5>, которое само по себе соответствует целям и задачам конкурентного права, но в совокупности с применением правовых норм, закрепленных в Порядке N 220, может иметь спорное применение на практике. Например, в указанном судебном деле суды посчитали, что географические границы рынка поставки природного газа выходят за пределы Челябинской области. При вынесении решений суды всех инстанций руководствовались понятием товарного рынка, данным в ст. 4 Закона о конкуренции, согласно которому товарный рынок - это сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18026
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)Зарегистрировано в Минюсте России 2 августа 2010 г. N 18026
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)В свете этого интересно отметить предложения сузить саму возможность обращения к анализу цен на сопоставимых рынках. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект N 409891-8 <26>, который в интересующей нас части исключает рынки за пределами Российской Федерации из понятия "сопоставимый товарный рынок" при определении монопольно высокой и монопольно низкой цены.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)В свете этого интересно отметить предложения сузить саму возможность обращения к анализу цен на сопоставимых рынках. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект N 409891-8 <26>, который в интересующей нас части исключает рынки за пределами Российской Федерации из понятия "сопоставимый товарный рынок" при определении монопольно высокой и монопольно низкой цены.
Статья: Сравнительно-правовой анализ привлекательности образовательных программ юридических факультетов университетов двух столиц в контексте их конкурентоспособности
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Антимонопольная политика в сфере образования направлена на предотвращение монополизации рынка образовательных услуг через создание конкурентной и инновационной среды, в которой каждый гражданин имеет равный доступ к качественному образованию и возможности выбора учебных программ и учебных заведений, а также на обеспечение конкуренции и разнообразия в предоставлении образовательных программ и услуг. Основным законом, регламентирующим основы недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3>. В ст. 4 Закона о защите конкуренции закреплено, что входит в понятие "товарного рынка". Товарным рынком для оценки привлекательности образовательных программ является рынок образовательных услуг с учетом географического фактора - городов Москва и Санкт-Петербург ввиду объективности большей сконцентрированности субъектов и желания вести конкурентную борьбу за определенный вес в юридической сфере.
(Тюрина А.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Антимонопольная политика в сфере образования направлена на предотвращение монополизации рынка образовательных услуг через создание конкурентной и инновационной среды, в которой каждый гражданин имеет равный доступ к качественному образованию и возможности выбора учебных программ и учебных заведений, а также на обеспечение конкуренции и разнообразия в предоставлении образовательных программ и услуг. Основным законом, регламентирующим основы недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов в России, является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3>. В ст. 4 Закона о защите конкуренции закреплено, что входит в понятие "товарного рынка". Товарным рынком для оценки привлекательности образовательных программ является рынок образовательных услуг с учетом географического фактора - городов Москва и Санкт-Петербург ввиду объективности большей сконцентрированности субъектов и желания вести конкурентную борьбу за определенный вес в юридической сфере.
Статья: К вопросу о некоторых аспектах современной монополизации и борьбы с ней (с учетом сферы страхования)
(Михайлова А.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)<10> Татаринова С.С. Определение понятия "товарный рынок" для целей антимонопольного законодательства // Вестник Самарского государственного университета. 2014. N 6 (117). С. 90.
(Михайлова А.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)<10> Татаринова С.С. Определение понятия "товарный рынок" для целей антимонопольного законодательства // Вестник Самарского государственного университета. 2014. N 6 (117). С. 90.
Статья: Торговый и корпоративный договоры: проблемы соотношения и тенденции применения в деловой практике
(Гутенева А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)<4> Понятие объектов товарного рынка в узком смысле см.: Коммерческое право: Учебник для вузов. С. 145 - 146 (автор разд. 4.1 гл. 4 - А.Н. Варламова).
(Гутенева А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 1)<4> Понятие объектов товарного рынка в узком смысле см.: Коммерческое право: Учебник для вузов. С. 145 - 146 (автор разд. 4.1 гл. 4 - А.Н. Варламова).
Статья: Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровизации экономики
(Петров Д.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)Существующее понятие товарного рынка не учитывает результаты внедрения цифровых технологий, их трансграничный характер, появление посредников между продавцом и покупателем товара в виде цифровых платформ и лиц, создающих для управления ими программы для ЭВМ, преференциальный режим использования цифровых технологий как результатов интеллектуальной деятельности, что в совокупности может привести к искажению картины состояния конкуренции, изменить баланс сил и приоритетов на конкретном товарном рынке.
(Петров Д.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 1)Существующее понятие товарного рынка не учитывает результаты внедрения цифровых технологий, их трансграничный характер, появление посредников между продавцом и покупателем товара в виде цифровых платформ и лиц, создающих для управления ими программы для ЭВМ, преференциальный режим использования цифровых технологий как результатов интеллектуальной деятельности, что в совокупности может привести к искажению картины состояния конкуренции, изменить баланс сил и приоритетов на конкретном товарном рынке.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласно буквальному толкованию действующего законодательства понятие "бренд" не тождественно понятию "товарный знак", т.к. является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что согласно буквальному толкованию действующего законодательства понятие "бренд" не тождественно понятию "товарный знак", т.к. является маркетинговым инструментом продвижения товаров на рынке".
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)При этом выделение в качестве признаков объекта некоторых дополнительных характеристик, на наш взгляд, может вызывать определенные правоприменительные сложности. Так, например, законодательно не закреплено понятие "добросовестной конкуренции", кроме того, антимонопольное законодательство, помимо ограничения конкуренции на товарных рынках, также содержит запреты на ограничение конкуренции на торгах, в связи с чем может вызывать определенные вопросы определение объекта исключительно через понятие товарного рынка.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)При этом выделение в качестве признаков объекта некоторых дополнительных характеристик, на наш взгляд, может вызывать определенные правоприменительные сложности. Так, например, законодательно не закреплено понятие "добросовестной конкуренции", кроме того, антимонопольное законодательство, помимо ограничения конкуренции на товарных рынках, также содержит запреты на ограничение конкуренции на торгах, в связи с чем может вызывать определенные вопросы определение объекта исключительно через понятие товарного рынка.
Статья: Об услугах в транспортных терминалах как сфере деятельности субъектов естественных монополий
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)В силу прямого указания ч. 3 ст. 3 Закона о естественных монополиях понятие "товарный рынок" применяется в нем в значении, указанном в ст. 4 Закона о защите конкуренции.
(Синицын С.А., Кабытов П.П.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)В силу прямого указания ч. 3 ст. 3 Закона о естественных монополиях понятие "товарный рынок" применяется в нем в значении, указанном в ст. 4 Закона о защите конкуренции.