Понятие таможенного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие таможенного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятия таможенного права: проблемы толкования
(Шкиперов А.А., Альбов А.П., Арутюнян Г.В., Бурыгин А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)В соответствии с Положением о ФТС России понятия "таможенный контроль" и "контроль и надзор в области таможенного дела" являются тождестве иным [15]. Эта особенность находит прямое отражение в вышеуказанном определении понятия "таможенный контроль", содержанием которого выступают две разновидности действий:
(Шкиперов А.А., Альбов А.П., Арутюнян Г.В., Бурыгин А.А.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 6)В соответствии с Положением о ФТС России понятия "таможенный контроль" и "контроль и надзор в области таможенного дела" являются тождестве иным [15]. Эта особенность находит прямое отражение в вышеуказанном определении понятия "таможенный контроль", содержанием которого выступают две разновидности действий:
Нормативные акты
Статья: Таможенные операции и таможенные процедуры: экономическая сущность и особенности применения в Евразийском экономическом союзе
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Содержание понятий "таможенные операции" и "таможенные процедуры" влияет на формулирование определений номинирующих их конкретных терминов. В научной и учебной литературе по таможенной тематике часто понятия "таможенные операции" и "таможенные процедуры" взаимозаменяются и используются не в рамках своего нормативно закрепленного и смыслового значения. Зачастую понятие "процедура" замещает понятие "таможенная операция", например: "процедура таможенного декларирования", "процедуры выпуска товаров", хотя таможенное декларирование и выпуск товаров относятся к видам таможенных операций. Встречается и неверное использование данных понятий в контексте таможенного контроля, например "процедуры таможенного контроля", однако у таможенного контроля есть только формы и меры, обеспечивающие его проведение.
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)Содержание понятий "таможенные операции" и "таможенные процедуры" влияет на формулирование определений номинирующих их конкретных терминов. В научной и учебной литературе по таможенной тематике часто понятия "таможенные операции" и "таможенные процедуры" взаимозаменяются и используются не в рамках своего нормативно закрепленного и смыслового значения. Зачастую понятие "процедура" замещает понятие "таможенная операция", например: "процедура таможенного декларирования", "процедуры выпуска товаров", хотя таможенное декларирование и выпуск товаров относятся к видам таможенных операций. Встречается и неверное использование данных понятий в контексте таможенного контроля, например "процедуры таможенного контроля", однако у таможенного контроля есть только формы и меры, обеспечивающие его проведение.
Статья: Новые правовые механизмы таможенного контроля: сущность, юридическая природа, перспективы введения
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Во-первых, производство таможенного мониторинга находится в рамках государственных контрольных мероприятий, полномочиями по реализации которых наделены таможенные органы и их должностные лица. Таможенный аудит можно охарактеризовать как негосударственный контроль, проводимый независимыми субъектами в таможенной сфере. Проще говоря, если таможенный мониторинг - это и есть таможенный контроль, то таможенный аудит - это механизм, способствующий осуществлению таможенного контроля. Исходя из этого, следует разграничивать понятия "таможенный контроль" и "контроль в таможенной сфере".
(Бакаева О.Ю.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Во-первых, производство таможенного мониторинга находится в рамках государственных контрольных мероприятий, полномочиями по реализации которых наделены таможенные органы и их должностные лица. Таможенный аудит можно охарактеризовать как негосударственный контроль, проводимый независимыми субъектами в таможенной сфере. Проще говоря, если таможенный мониторинг - это и есть таможенный контроль, то таможенный аудит - это механизм, способствующий осуществлению таможенного контроля. Исходя из этого, следует разграничивать понятия "таможенный контроль" и "контроль в таможенной сфере".
Статья: Таможенное сотрудничество как механизм совершенствования единого таможенного регулирования Евразийского экономического союза
(Липатова Н.Г., Гладков А.Р.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 1)Вопросы использования СУР при проведении таможенного контроля регулируются ТК ЕАЭС только в отношении понятий (принципов), относящихся к организации таможенными органами процесса управления рисками; использования информационных систем и технологий; требований о неразглашении конфиденциальной информации, права ЕЭК определять области рисков (в которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и меры по минимизации рисков); целей использования СУР. В то же время, согласно ТК ЕАЭС, реализация процесса управления рисками, стратегия и тактика применения таможенными органами СУР, порядок ее функционирования устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Из этого следует необходимость унификации подходов государств - членов ЕАЭС к управлению рисками.
(Липатова Н.Г., Гладков А.Р.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 1)Вопросы использования СУР при проведении таможенного контроля регулируются ТК ЕАЭС только в отношении понятий (принципов), относящихся к организации таможенными органами процесса управления рисками; использования информационных систем и технологий; требований о неразглашении конфиденциальной информации, права ЕЭК определять области рисков (в которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и меры по минимизации рисков); целей использования СУР. В то же время, согласно ТК ЕАЭС, реализация процесса управления рисками, стратегия и тактика применения таможенными органами СУР, порядок ее функционирования устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании. Из этого следует необходимость унификации подходов государств - членов ЕАЭС к управлению рисками.
Статья: Количественная оценка эффективности таможенного контроля
(Малышенко Ю.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 3)Применительно к объектам таможенного контроля введем понятие "достоверность таможенного контроля" - степень объективного соответствия результатов таможенного контроля действительному состоянию объекта контроля. Общая формула такого показателя: D = 1 - Рош, где Рош - вероятность выдачи СТК ошибочных решений.
(Малышенко Ю.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 3)Применительно к объектам таможенного контроля введем понятие "достоверность таможенного контроля" - степень объективного соответствия результатов таможенного контроля действительному состоянию объекта контроля. Общая формула такого показателя: D = 1 - Рош, где Рош - вероятность выдачи СТК ошибочных решений.
Статья: Повышение эффективности таможенного контроля в форме таможенного досмотра в отношении товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)ТК в рамках ЕАЭС является единообразно применяемым и основывается в первую очередь на нормах Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), в котором ему отведена глава 44. Понятие же "таможенный контроль" раскрыто в ст. 2 ТК ЕАЭС <1>. Как вытекает из указанного понятия, реализуемый в соответствующих формах и мерах, его обеспечивающих, ТК имеет своей целью обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)ТК в рамках ЕАЭС является единообразно применяемым и основывается в первую очередь на нормах Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС), в котором ему отведена глава 44. Понятие же "таможенный контроль" раскрыто в ст. 2 ТК ЕАЭС <1>. Как вытекает из указанного понятия, реализуемый в соответствующих формах и мерах, его обеспечивающих, ТК имеет своей целью обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие правовой статус таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Целью работы является анализ правового статуса субъектов таможенного контроля, выявление и разрешение проблемных аспектов, возникающих при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Актуальность работы обусловлена тем, что таможенный контроль после выпуска товаров позволяет ослабить административное давление на лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, на этапе совершения таможенных операций до выпуска товаров, а также способствует обеспечению баланса между применением таможенными органами процедур упрощения таможенных формальностей и процедур контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Использовалась совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, авторами активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства. Также использовались логический метод; метод системно-структурного анализа; сравнительно-правовой метод. В результате научного исследования были получены следующие выводы: 1. Установлена ориентация деятельности таможенных органов на соблюдение баланса публичных и частных интересов, на стимулирование добросовестного поведения участников ВЭД. Таможенный контроль становится не только инструментом контроля, но и инструментом профилактики нарушений таможенного законодательства. 2. Отсутствие в законодательстве ЕАЭС понятия "таможенный аудит" противоречит международному законодательству (Киотская конвенция) и национальному законодательству (Стратегия 2030). Необходимо регламентировать таможенный аудит, но остается неразрешенным вопрос, к какой категории его отнести. Исходя из понятия таможенного контроля таможенный аудит нельзя отнести ни к формам, ни к мерам таможенного контроля, поэтому видится возможным предложить внедрить в таможенную деятельность новое юридическое лицо, являющееся субъектом деятельности в сфере таможенного дела, включенное в реестр таможенных органов, осуществляющее таможенный аудит, т.е. оказывающее услугу по оценке деятельности участников ВЭД по ее соответствию таможенному законодательству ЕАЭС. Соответствующие статьи, регламентирующие правовой статус таможенного аудитора, необходимо внести в разд. VIII ТК ЕАЭС "Деятельность в области таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор".
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие правовой статус таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Целью работы является анализ правового статуса субъектов таможенного контроля, выявление и разрешение проблемных аспектов, возникающих при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров. Актуальность работы обусловлена тем, что таможенный контроль после выпуска товаров позволяет ослабить административное давление на лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза, на этапе совершения таможенных операций до выпуска товаров, а также способствует обеспечению баланса между применением таможенными органами процедур упрощения таможенных формальностей и процедур контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Использовалась совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция. Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, авторами активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства. Также использовались логический метод; метод системно-структурного анализа; сравнительно-правовой метод. В результате научного исследования были получены следующие выводы: 1. Установлена ориентация деятельности таможенных органов на соблюдение баланса публичных и частных интересов, на стимулирование добросовестного поведения участников ВЭД. Таможенный контроль становится не только инструментом контроля, но и инструментом профилактики нарушений таможенного законодательства. 2. Отсутствие в законодательстве ЕАЭС понятия "таможенный аудит" противоречит международному законодательству (Киотская конвенция) и национальному законодательству (Стратегия 2030). Необходимо регламентировать таможенный аудит, но остается неразрешенным вопрос, к какой категории его отнести. Исходя из понятия таможенного контроля таможенный аудит нельзя отнести ни к формам, ни к мерам таможенного контроля, поэтому видится возможным предложить внедрить в таможенную деятельность новое юридическое лицо, являющееся субъектом деятельности в сфере таможенного дела, включенное в реестр таможенных органов, осуществляющее таможенный аудит, т.е. оказывающее услугу по оценке деятельности участников ВЭД по ее соответствию таможенному законодательству ЕАЭС. Соответствующие статьи, регламентирующие правовой статус таможенного аудитора, необходимо внести в разд. VIII ТК ЕАЭС "Деятельность в области таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор".