Понятие референдум
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие референдум (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"СТАТЬЯ 2 "ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"СТАТЬЯ 2 "ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Системность и точность юридической терминологии в сфере конституционно-правового регулирования
(Гунич С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Более того, этот вопрос послужил поводом для призывов к органу конституционного контроля дать правовую оценку сложившейся ситуации, который, однако, не был рассмотрен по существу со ссылкой на невозможность проверки конституционности Конституции РФ ни по каким параметрам <17>. Примечательно, что данное решение Конституционного Суда РФ, не объясняющее вывод о необходимости проверки в рамках рассмотрения данного запроса конституционности Основного Закона страны, так и не было официально опубликовано. Таким образом, очевидны вариативность и многоплановость в определении понятий "референдум", "всенародное" и "всероссийское" голосование, позволяющие манипулировать результатами, полученными в ходе их проведения.
(Гунич С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Более того, этот вопрос послужил поводом для призывов к органу конституционного контроля дать правовую оценку сложившейся ситуации, который, однако, не был рассмотрен по существу со ссылкой на невозможность проверки конституционности Конституции РФ ни по каким параметрам <17>. Примечательно, что данное решение Конституционного Суда РФ, не объясняющее вывод о необходимости проверки в рамках рассмотрения данного запроса конституционности Основного Закона страны, так и не было официально опубликовано. Таким образом, очевидны вариативность и многоплановость в определении понятий "референдум", "всенародное" и "всероссийское" голосование, позволяющие манипулировать результатами, полученными в ходе их проведения.
Статья: О сущности права на участие в референдуме в контексте делегирования власти народом
(Головин А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализ терминологии приведенного определения в соотношении с понятием "вопросы референдума", в которое федеральный законодатель включает проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум (пп. 7 ст. 2), и с требованиями к вопросам референдума, изложенным в ст. 12 названного Федерального закона (а в отношении вопросов референдума Российской Федерации - в ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <12>), показывает следующее:
(Головин А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Анализ терминологии приведенного определения в соотношении с понятием "вопросы референдума", в которое федеральный законодатель включает проект закона, иного нормативного правового акта, по которым предлагается провести или проводится референдум (пп. 7 ст. 2), и с требованиями к вопросам референдума, изложенным в ст. 12 названного Федерального закона (а в отношении вопросов референдума Российской Федерации - в ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" <12>), показывает следующее:
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 10.1. Проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 10.1. Проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не используя понятия "консультативный референдум", предусматривал голосование, по природе являющееся именно таковым. Так, согласно ч. 5 ст. 24 этого Закона голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных указанным Законом. "При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются". Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Надо сказать, что процедуры голосования населения по вопросам реорганизации муниципальных территорий применялись довольно редко. Чаще от имени населения свое мнение излагали муниципальные представительные органы. Федеральный закон 2022 года не исключает проявления инициативы населения по территориальным преобразованиям, но отдает предпочтение решению представительного муниципального органа при возникновении конкретных территориальных реорганизаций.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не используя понятия "консультативный референдум", предусматривал голосование, по природе являющееся именно таковым. Так, согласно ч. 5 ст. 24 этого Закона голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных указанным Законом. "При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются". Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Надо сказать, что процедуры голосования населения по вопросам реорганизации муниципальных территорий применялись довольно редко. Чаще от имени населения свое мнение излагали муниципальные представительные органы. Федеральный закон 2022 года не исключает проявления инициативы населения по территориальным преобразованиям, но отдает предпочтение решению представительного муниципального органа при возникновении конкретных территориальных реорганизаций.
Статья: К вопросу о процедуре конституционной реформы 2020 г.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Напомним, что российскому конституционализму известна такая форма непосредственного народного волеизъявления, как "всенародное голосование" (ст. 135 Конституции РФ) - один из двух возможных способов принятия новой Конституции в рамках процедуры пересмотра. По своей сути всенародное голосование и референдум являются тождественными понятиями <15>. Аналогичный подход содержится и в научной литературе <16>.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Напомним, что российскому конституционализму известна такая форма непосредственного народного волеизъявления, как "всенародное голосование" (ст. 135 Конституции РФ) - один из двух возможных способов принятия новой Конституции в рамках процедуры пересмотра. По своей сути всенародное голосование и референдум являются тождественными понятиями <15>. Аналогичный подход содержится и в научной литературе <16>.