Понятие неопределенный круг лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие неопределенный круг лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16 "Основания для отвода судьи" ГПК РФ"При этом степень родства законом не определена, поэтому в круг лиц, которые охватываются понятиями "родственник" или "свойственник" в п. 2 ч. 1 ст. 16 ГПК РФ, включаются не только близкие родственники и свойственники, но и все остальные родственники по прямой восходящей и нисходящей линии и свойственники, в связи с чем фактическим основанием отвода судьи может являться любая степень родства или свойства судьи и лиц, участвующих в деле."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Однако еще в 2007 году появилось Письмо Федеральной антимонопольной службы, разъясняющее понятие "неопределенный круг лиц", применяемое в законодательстве о рекламе (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Однако еще в 2007 году появилось Письмо Федеральной антимонопольной службы, разъясняющее понятие "неопределенный круг лиц", применяемое в законодательстве о рекламе (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@).
Нормативные акты
"Доклад ФАС России с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным"
(утв. ФАС России)Понятие неопределенного круга лиц наиболее активно используется в правоприменительной и судебной практике в рамках Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <14>.
(утв. ФАС России)Понятие неопределенного круга лиц наиболее активно используется в правоприменительной и судебной практике в рамках Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" <14>.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Отдельного внимания заслуживает полномочие прокурора на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга лиц. Получив нормативное закрепление в самом общем виде в ГПК РФ 2002 г., это полномочие не конкретизировано законодателем и по сей день, причем ни в процессуальном законодательстве, ни в Законе о прокуратуре. На первый взгляд к принципу диспозитивности такого рода обращение прокурора в суд вообще отношения не имеет, ведь очевидно, что о просьбе субъективно заинтересованного лица как условии обращения прокурора в суд можно говорить только применительно к защите прокурором прав конкретного гражданина путем обращения в суд. К тому же защита неопределенного круга лиц по своей природе явно тяготеет к публичным интересам, а значит, не может подчиняться той же логике, что и защита частных интересов конкретных граждан. Здесь имеет место очевидный приоритет принципа законности над принципом диспозитивности. Однако в условиях неопределенности самого понятия "защита неопределенного круга лиц" в российском законодательстве резонно встает вопрос о том, какие требования могут заявляться прокурором безотносительно просьбы заинтересованных граждан в порядке защиты им прав неопределенного круга лиц. Пока ответа на данный вопрос закон не дает, сохраняется опасность вторжения прокурора в сферу частных интересов посредством их квалификации (ошибочной или целенаправленной) как интересов неопределенного круга лиц.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Отдельного внимания заслуживает полномочие прокурора на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга лиц. Получив нормативное закрепление в самом общем виде в ГПК РФ 2002 г., это полномочие не конкретизировано законодателем и по сей день, причем ни в процессуальном законодательстве, ни в Законе о прокуратуре. На первый взгляд к принципу диспозитивности такого рода обращение прокурора в суд вообще отношения не имеет, ведь очевидно, что о просьбе субъективно заинтересованного лица как условии обращения прокурора в суд можно говорить только применительно к защите прокурором прав конкретного гражданина путем обращения в суд. К тому же защита неопределенного круга лиц по своей природе явно тяготеет к публичным интересам, а значит, не может подчиняться той же логике, что и защита частных интересов конкретных граждан. Здесь имеет место очевидный приоритет принципа законности над принципом диспозитивности. Однако в условиях неопределенности самого понятия "защита неопределенного круга лиц" в российском законодательстве резонно встает вопрос о том, какие требования могут заявляться прокурором безотносительно просьбы заинтересованных граждан в порядке защиты им прав неопределенного круга лиц. Пока ответа на данный вопрос закон не дает, сохраняется опасность вторжения прокурора в сферу частных интересов посредством их квалификации (ошибочной или целенаправленной) как интересов неопределенного круга лиц.
Готовое решение: Как учитывать товары, приобретенные в качестве образцов
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для того, чтобы расходы на образцы можно было учесть в составе рекламных, их распространение должно отвечать понятию рекламы. В частности, образцы должны раздаваться неопределенному кругу лиц. Если же вы раздаете их конкретным лицам, например вашим покупателям, то расходы на них учесть как рекламные нельзя. Это следует из Писем Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485, от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777.
(КонсультантПлюс, 2025)Имейте в виду, что для того, чтобы расходы на образцы можно было учесть в составе рекламных, их распространение должно отвечать понятию рекламы. В частности, образцы должны раздаваться неопределенному кругу лиц. Если же вы раздаете их конкретным лицам, например вашим покупателям, то расходы на них учесть как рекламные нельзя. Это следует из Писем Минфина России от 22.02.2018 N 03-03-06/1/11485, от 15.12.2010 N 03-03-06/1/777.
Статья: Оценка судом нормативного характера акта: процессуальные последствия
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Понятие неопределенного круга лиц нормативно не закреплено. Верховный Суд РФ понимает под неопределенным кругом лиц такой круг, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела <6>. Аналогичное определение встречается и в литературе <7>. Примечательно, что применяет его ВС РФ весьма дискретно: при предъявлении аналогичных исков в одном случае признавая работников одного предприятия неопределенным кругом лиц <8>, а в другом случае - нет <9>.
(Смагина Е.С., Кожухова А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)Понятие неопределенного круга лиц нормативно не закреплено. Верховный Суд РФ понимает под неопределенным кругом лиц такой круг, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела <6>. Аналогичное определение встречается и в литературе <7>. Примечательно, что применяет его ВС РФ весьма дискретно: при предъявлении аналогичных исков в одном случае признавая работников одного предприятия неопределенным кругом лиц <8>, а в другом случае - нет <9>.
Статья: Проблемы правовой регламентации массовых, веерных и коллективных обращений граждан
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Кроме того, поскольку массовые обращения не всегда затрагивают интересы неопределенного круга лиц, а часто направлены на интересы конкретного лица, представляется целесообразным дополнить абзац 4 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ предложением следующего содержания: "На поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам массовые обращения, содержащие предложение, заявление или жалобу, ответ может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом часть 5.1 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ требует дополнения предложением следующего содержания: "В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам обращения, относящегося к массовым, содержащего вопрос, ответ на который не размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, гражданину в течение тридцати дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, либо предоставляется индивидуальный ответ". Последнее предложение обусловлено тем, что к моменту поступления массовых обращений ответ не всегда бывает размещен на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. К тому же понятие "неопределенный круг лиц" законодательно не определено, Верховный Суд РФ предписывает под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить) <18>.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Кроме того, поскольку массовые обращения не всегда затрагивают интересы неопределенного круга лиц, а часто направлены на интересы конкретного лица, представляется целесообразным дополнить абзац 4 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ предложением следующего содержания: "На поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам массовые обращения, содержащие предложение, заявление или жалобу, ответ может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом часть 5.1 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ требует дополнения предложением следующего содержания: "В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам обращения, относящегося к массовым, содержащего вопрос, ответ на который не размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, гражданину в течение тридцати дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, либо предоставляется индивидуальный ответ". Последнее предложение обусловлено тем, что к моменту поступления массовых обращений ответ не всегда бывает размещен на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. К тому же понятие "неопределенный круг лиц" законодательно не определено, Верховный Суд РФ предписывает под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить) <18>.
Статья: Участие прокурора в цивилистическом процессе в интересах публично-правовых образований
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Положения ряда процессуальных норм свидетельствуют о том, что понятие "публичные интересы" рассматривается как родовое, а понятие "неопределенный круг лиц" - как видовое (например, ст. 308.8 АПК РФ, ст. 391.9 ГПК РФ). Закон о прокуратуре содержит формулировку о круге лиц, в защиту интересов которых прокурор обращается в суд: граждане, общество и государство (ч. 3 ст. 35). То есть защита прав неопределенного круга лиц входит в компетенцию органов прокуратуры, на что также прямо обращено внимание и в норме ст. 45 ГПК РФ.
(Лаптев В.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)Положения ряда процессуальных норм свидетельствуют о том, что понятие "публичные интересы" рассматривается как родовое, а понятие "неопределенный круг лиц" - как видовое (например, ст. 308.8 АПК РФ, ст. 391.9 ГПК РФ). Закон о прокуратуре содержит формулировку о круге лиц, в защиту интересов которых прокурор обращается в суд: граждане, общество и государство (ч. 3 ст. 35). То есть защита прав неопределенного круга лиц входит в компетенцию органов прокуратуры, на что также прямо обращено внимание и в норме ст. 45 ГПК РФ.
Готовое решение: Какие обстоятельства исключают налоговую ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)были адресованы вам или неопределенному кругу лиц. Причем вопрос о том, какое разъяснение можно считать адресованным неопределенному кругу лиц, неоднозначен. Налоговый кодекс РФ не определяет это понятие. Контролирующие органы также не поясняют, о каких разъяснениях идет речь. Президиум ВАС РФ в одном из своих Постановлений указал, что к таким разъяснениям в том числе можно отнести письма, которые направлены в качестве ответа на конкретные запросы налогоплательщикам и опубликованы в различных справочных правовых системах и СМИ (Постановление от 30.11.2010 N ВАС-4350/10). Однако лучше иметь ответ, адресованный именно вам. Поэтому, если вы знаете, что позиция ведомства может быть в вашу пользу, рекомендуем направлять запрос в компетентный орган от своего имени, чтобы избежать ответственности в будущем. Выполнение разъяснений, которые были адресованы не вам, не снимает с вас ответственность (Письмо Минфина России от 11.05.2022 N 03-11-11/42697);
(КонсультантПлюс, 2025)были адресованы вам или неопределенному кругу лиц. Причем вопрос о том, какое разъяснение можно считать адресованным неопределенному кругу лиц, неоднозначен. Налоговый кодекс РФ не определяет это понятие. Контролирующие органы также не поясняют, о каких разъяснениях идет речь. Президиум ВАС РФ в одном из своих Постановлений указал, что к таким разъяснениям в том числе можно отнести письма, которые направлены в качестве ответа на конкретные запросы налогоплательщикам и опубликованы в различных справочных правовых системах и СМИ (Постановление от 30.11.2010 N ВАС-4350/10). Однако лучше иметь ответ, адресованный именно вам. Поэтому, если вы знаете, что позиция ведомства может быть в вашу пользу, рекомендуем направлять запрос в компетентный орган от своего имени, чтобы избежать ответственности в будущем. Выполнение разъяснений, которые были адресованы не вам, не снимает с вас ответственность (Письмо Минфина России от 11.05.2022 N 03-11-11/42697);
Статья: Прокурор в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве
(Синельщиков Ю.П.)
("Законность", 2025, N 10)Так, весьма сложной темой является толкование содержащихся в ст. 45 ГПК понятий "неопределенный круг лиц", "состояние здоровья", "возраст". Неясность приводит не только к тому, что суды нередко отказывают в рассмотрении исков прокуроров, но и к тому, что прокуроры необоснованно отказываются предъявлять соответствующие иски, в том числе при наличии обращений к ним депутатов, уполномоченного по правам человека, исполнительных органов власти и др. Неопределенно "звучат" ст. 39 КАС и 52 АПК, устанавливающие случаи, когда прокурор может обратиться в суд. В связи с этим некоторые ученые и практики предлагают максимально детализировать закон, чтобы истолковать неясные термины <9>, т.е. изложить ст. 45 ГПК, ст. 39 КАС, ст. 52 АПК так, чтобы они предусматривали исчерпывающий перечень ситуаций, которые конкретизировали бы соответствующие понятия. Однако очевидно, что закон не может быть превращен в некую развернутую инструкцию для толкования прокурорских полномочий.
(Синельщиков Ю.П.)
("Законность", 2025, N 10)Так, весьма сложной темой является толкование содержащихся в ст. 45 ГПК понятий "неопределенный круг лиц", "состояние здоровья", "возраст". Неясность приводит не только к тому, что суды нередко отказывают в рассмотрении исков прокуроров, но и к тому, что прокуроры необоснованно отказываются предъявлять соответствующие иски, в том числе при наличии обращений к ним депутатов, уполномоченного по правам человека, исполнительных органов власти и др. Неопределенно "звучат" ст. 39 КАС и 52 АПК, устанавливающие случаи, когда прокурор может обратиться в суд. В связи с этим некоторые ученые и практики предлагают максимально детализировать закон, чтобы истолковать неясные термины <9>, т.е. изложить ст. 45 ГПК, ст. 39 КАС, ст. 52 АПК так, чтобы они предусматривали исчерпывающий перечень ситуаций, которые конкретизировали бы соответствующие понятия. Однако очевидно, что закон не может быть превращен в некую развернутую инструкцию для толкования прокурорских полномочий.
Статья: Публичные интересы в праве: понятие и содержание
(Милосердов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Понятие "публичный интерес" используется во многих статьях АПК РФ, при этом его дефиниция отсутствует. Например, в соответствии со ст. 52 данного акта прокурор имеет право подавать в суд иски, направленные на защиту публичных интересов. Согласно п. 2 ст. 308.8 АПК РФ, понятие "интересы неопределенного круга лиц" является тождественным понятию "публичные интересы".
(Милосердов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Понятие "публичный интерес" используется во многих статьях АПК РФ, при этом его дефиниция отсутствует. Например, в соответствии со ст. 52 данного акта прокурор имеет право подавать в суд иски, направленные на защиту публичных интересов. Согласно п. 2 ст. 308.8 АПК РФ, понятие "интересы неопределенного круга лиц" является тождественным понятию "публичные интересы".
Статья: Правовая природа публичного конкурса и последствия его проведения
(Соломин С.К.)
("Цивилист", 2024, N 1)Так, используя слово "публичное" в конструкции термина "публичный договор" (абз. 1 п. 1 ст. 426 ГК РФ <2>), законодатель хотел сделать акцент на характеристике той стороны уже заключенного договора, которая вправе обратиться с требованием исполнения договора. Эта сторона, которую законодатель в том числе называет "потребитель", описывается общей формулировкой - "каждый, кто обратится". Такой прием конкретизации потребителя для цели определения стороны любого договора, заключаемого по модели публичного договора, является достаточным. Применительно к термину "публичная оферта" слово "публичность" используется законодателем для описания лица, которому адресована оферта. Степень конкретизации адресата укладывается в формулировку "любой, кто отзовется" (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Данные правовые конструкции объединяет то, что все лица, обнимаемые выражениями "каждый, кто обратится" и "любой, кто отзовется", - это конкретные лица, выпадающие из объема понятия "неопределенный круг лиц".
(Соломин С.К.)
("Цивилист", 2024, N 1)Так, используя слово "публичное" в конструкции термина "публичный договор" (абз. 1 п. 1 ст. 426 ГК РФ <2>), законодатель хотел сделать акцент на характеристике той стороны уже заключенного договора, которая вправе обратиться с требованием исполнения договора. Эта сторона, которую законодатель в том числе называет "потребитель", описывается общей формулировкой - "каждый, кто обратится". Такой прием конкретизации потребителя для цели определения стороны любого договора, заключаемого по модели публичного договора, является достаточным. Применительно к термину "публичная оферта" слово "публичность" используется законодателем для описания лица, которому адресована оферта. Степень конкретизации адресата укладывается в формулировку "любой, кто отзовется" (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Данные правовые конструкции объединяет то, что все лица, обнимаемые выражениями "каждый, кто обратится" и "любой, кто отзовется", - это конкретные лица, выпадающие из объема понятия "неопределенный круг лиц".
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Законодатель не разъясняет понятие "неопределенный круг лиц". Тем не менее под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. В данном случае речь идет не о новом субъекте гражданских правоотношений, а о порядке защиты общих интересов физических лиц.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Законодатель не разъясняет понятие "неопределенный круг лиц". Тем не менее под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется. В данном случае речь идет не о новом субъекте гражданских правоотношений, а о порядке защиты общих интересов физических лиц.