Понятие государственного служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие государственного служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащих2. Должности государственной гражданской службы
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ)
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В числе отличительных признаков, раскрывающих понятие "государственный служащий", можно выделить: наличие российского гражданства; должность является государственной и замещается в конкретном виде органа государственной власти; посредством реализации своих должностных полномочий государственные служащие реализуют государственные функции; о назначении на должность оформляется соответствующий акт; вознаграждение за труд осуществляется за счет бюджетных средств.
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)В числе отличительных признаков, раскрывающих понятие "государственный служащий", можно выделить: наличие российского гражданства; должность является государственной и замещается в конкретном виде органа государственной власти; посредством реализации своих должностных полномочий государственные служащие реализуют государственные функции; о назначении на должность оформляется соответствующий акт; вознаграждение за труд осуществляется за счет бюджетных средств.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
Статья: Может ли курьер управлять государством: об уровне оплаты труда на государственной службе
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<1> В настоящей статье понятия "государственная служба", "государственный служащий" будут использоваться нами в широком смысле, охватывая как собственно государственную службу, так и профессиональную деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<1> В настоящей статье понятия "государственная служба", "государственный служащий" будут использоваться нами в широком смысле, охватывая как собственно государственную службу, так и профессиональную деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ.
Статья: Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: отдельные проблемы законодательства
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Несмотря на существующую законодательную неопределенность применительно к содержанию системы публичной службы предлагается рассматривать в качестве ее элементов государственную службу и муниципальную службу. И хотя Конституция Российской Федерации не содержит понятий "государственная служба", "государственный служащий", "муниципальная служба", "муниципальный служащий", согласимся с Е.П. Лапа, что "сущность государственной и муниципальной службы необходимо рассматривать, основываясь на положениях ст. 3 Конституции РФ", вследствие чего "служба приобретает значение механизма реализации власти народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления, совместно образующие органы публичной власти, где государственные и муниципальные служащие выступают субъектами реализации полномочий данных органов власти" <5>.
(Адонина С.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)Несмотря на существующую законодательную неопределенность применительно к содержанию системы публичной службы предлагается рассматривать в качестве ее элементов государственную службу и муниципальную службу. И хотя Конституция Российской Федерации не содержит понятий "государственная служба", "государственный служащий", "муниципальная служба", "муниципальный служащий", согласимся с Е.П. Лапа, что "сущность государственной и муниципальной службы необходимо рассматривать, основываясь на положениях ст. 3 Конституции РФ", вследствие чего "служба приобретает значение механизма реализации власти народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления, совместно образующие органы публичной власти, где государственные и муниципальные служащие выступают субъектами реализации полномочий данных органов власти" <5>.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Отмеченной тенденции полностью соответствует и включение в круг выгодоприобретателей так называемых подопечных застрахованного лица, отсутствующих в перечне наследников по закону. В отличие от ст. 1148 ГК РФ, предусматривающей право наследования только нетрудоспособных иждивенцев умершего, в Законе об обязательном государственном страховании законодатель вводит гораздо более широкое понятие, так как на попечении погибшего государственного служащего могли быть лица, не обладающие одним из названных выше состояний, причем как состоящие, так и не состоящие с ним в кровном родстве.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Отмеченной тенденции полностью соответствует и включение в круг выгодоприобретателей так называемых подопечных застрахованного лица, отсутствующих в перечне наследников по закону. В отличие от ст. 1148 ГК РФ, предусматривающей право наследования только нетрудоспособных иждивенцев умершего, в Законе об обязательном государственном страховании законодатель вводит гораздо более широкое понятие, так как на попечении погибшего государственного служащего могли быть лица, не обладающие одним из названных выше состояний, причем как состоящие, так и не состоящие с ним в кровном родстве.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3) дефинитивные нормы (нормы-дефиниции), формулирующие определения специальных понятий, используемых в механизме административно-правового регулирования (понятия органа исполнительной власти, государственного служащего, лицензирования, государственного контроля (надзора), административного правонарушения и т.п.);
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)3) дефинитивные нормы (нормы-дефиниции), формулирующие определения специальных понятий, используемых в механизме административно-правового регулирования (понятия органа исполнительной власти, государственного служащего, лицензирования, государственного контроля (надзора), административного правонарушения и т.п.);
Ситуация: Могут ли госслужащие получать подарки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Определение подарка и ограничения госслужащих в получении подарков
Статья: Исторические особенности правового регулирования государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Во время первого из вышеназванных этапов формировалась структура органов власти, перераспределялись полномочия между законодательной и исполнительной властями в результате конституционного переворота в октябре 1993 г., шел переход от социалистической плановой модели управления к капиталистической рыночной и, как следствие, серьезно менялось законодательство. Понятия "государственная служба" и "государственные служащие" начали использоваться практически одновременно с созданием Вооруженных Сил с изданием в апреле 1992 г. Указа <6> Президента России о борьбе с коррупцией в системе госслужбы, во исполнение которого Минтруд России издал Постановление <7> о порядке проведения аттестации госслужащих. Необходимость не только количественного, но и качественного комплектования сотрудниками органов власти, а также социальной защищенности сотрудников становилась очевидной и насущной. Постановлениями <8> Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г., изданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации <9>, были определены порядок аттестации сотрудников госорганов и порядок проведения конкурса при приеме на работу в госорганы.
(Сингилевич Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)Во время первого из вышеназванных этапов формировалась структура органов власти, перераспределялись полномочия между законодательной и исполнительной властями в результате конституционного переворота в октябре 1993 г., шел переход от социалистической плановой модели управления к капиталистической рыночной и, как следствие, серьезно менялось законодательство. Понятия "государственная служба" и "государственные служащие" начали использоваться практически одновременно с созданием Вооруженных Сил с изданием в апреле 1992 г. Указа <6> Президента России о борьбе с коррупцией в системе госслужбы, во исполнение которого Минтруд России издал Постановление <7> о порядке проведения аттестации госслужащих. Необходимость не только количественного, но и качественного комплектования сотрудниками органов власти, а также социальной защищенности сотрудников становилась очевидной и насущной. Постановлениями <8> Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г., изданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации <9>, были определены порядок аттестации сотрудников госорганов и порядок проведения конкурса при приеме на работу в госорганы.