Понятие доминирующего положения
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие доминирующего положения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доминирующее положение как признак стратегического значения хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Соответственно, Закон N 57 оперирует понятием "доминирующее положение", содержащимся в Законе N 135.
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Соответственно, Закон N 57 оперирует понятием "доминирующее положение", содержащимся в Законе N 135.
Статья: Система государственного антимонопольного контроля в сфере электроэнергетики: 20 лет Закону об электроэнергетике, итоги
(Васильев Д.А.)
("Юрист", 2023, N 4)Также интересно обратить внимание на использование в Законе понятия "исключительное положение", не тождественное понятию "доминирующее положение".
(Васильев Д.А.)
("Юрист", 2023, N 4)Также интересно обратить внимание на использование в Законе понятия "исключительное положение", не тождественное понятию "доминирующее положение".
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 5. Доминирующее положение
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 5. Доминирующее положение
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом
Статья: Метод сопоставимых рынков: текущие подходы правоприменительной практики
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Одним из центральных институтов антимонопольного законодательства в целом и механизмов противодействия монополистической деятельности в частности наравне с такими понятиями, как "доминирующее положение", "группа лиц", "картели" и др. <2>, является понятие "монопольно высокая цена" <3>. Борьба с применением таких цен как никогда актуальна в вышеописанных обстоятельствах. В свою очередь, одной из важнейших составляющих процедуры рассмотрения дел об установлении монопольно высоких цен является метод сопоставимых рынков.
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Одним из центральных институтов антимонопольного законодательства в целом и механизмов противодействия монополистической деятельности в частности наравне с такими понятиями, как "доминирующее положение", "группа лиц", "картели" и др. <2>, является понятие "монопольно высокая цена" <3>. Борьба с применением таких цен как никогда актуальна в вышеописанных обстоятельствах. В свою очередь, одной из важнейших составляющих процедуры рассмотрения дел об установлении монопольно высоких цен является метод сопоставимых рынков.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Одно из основных понятий Закона о конкуренции - это понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, означающее исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения данного товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, когда доля этого субъекта на рынке определенного товара составляет 50% и более, за исключением тех случаев, когда субъект докажет, что превышение указанной величины не создает доминирующего положения.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Одно из основных понятий Закона о конкуренции - это понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, означающее исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения данного товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, когда доля этого субъекта на рынке определенного товара составляет 50% и более, за исключением тех случаев, когда субъект докажет, что превышение указанной величины не создает доминирующего положения.
Статья: Рыночная власть производителей и потребителей товаров, формы ее проявления и законодательное регулирование
(Попондопуло В.Ф.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Закон о защите конкуренции <2> описывает рыночную власть посредством понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (ст. 5). При этом понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта характеризуется как количественными (определенная доля на рынке определенного товара), так и качественными критериями (возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке; возможность устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, возможность затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам).
(Попондопуло В.Ф.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Закон о защите конкуренции <2> описывает рыночную власть посредством понятия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (ст. 5). При этом понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта характеризуется как количественными (определенная доля на рынке определенного товара), так и качественными критериями (возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке; возможность устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, возможность затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам).
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Понятие неоднократного злоупотребления доминирующим положением раскрывается законодателем в примечании 4 к новой редакции статьи 178 УК РФ: "неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение более двух таких правонарушений в течение трех лет, за которые лицо привлечено к административной ответственности". При этом такое определение неоднократного злоупотребления доминирующим положением согласуется с пунктом 11 статьи 4 Закона о защите конкуренции ("систематическое осуществление монополистической деятельности"). - Прим. авт.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Понятие неоднократного злоупотребления доминирующим положением раскрывается законодателем в примечании 4 к новой редакции статьи 178 УК РФ: "неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение более двух таких правонарушений в течение трех лет, за которые лицо привлечено к административной ответственности". При этом такое определение неоднократного злоупотребления доминирующим положением согласуется с пунктом 11 статьи 4 Закона о защите конкуренции ("систематическое осуществление монополистической деятельности"). - Прим. авт.
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В связи с этим также необходимо поддержать предложения ученых-юристов о сбалансированном алгоритме применения антимонопольных требований к субъектам исключительных прав: на всех участников рынка распространяется общий запрет на совершение действий, подпадающих под понятия "злоупотребление доминирующим положением" и "противодействие конкуренции", в связи с чем запрещаются любые ограничения во вред другим хозяйствующим субъектам. Такой алгоритм обеспечит гибкое применение антимонопольных требований к субъектам исключительных прав и позволит учитывать влияние их поведения на конкуренцию <27>.
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)В связи с этим также необходимо поддержать предложения ученых-юристов о сбалансированном алгоритме применения антимонопольных требований к субъектам исключительных прав: на всех участников рынка распространяется общий запрет на совершение действий, подпадающих под понятия "злоупотребление доминирующим положением" и "противодействие конкуренции", в связи с чем запрещаются любые ограничения во вред другим хозяйствующим субъектам. Такой алгоритм обеспечит гибкое применение антимонопольных требований к субъектам исключительных прав и позволит учитывать влияние их поведения на конкуренцию <27>.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Некоторые правоведы пытались разграничить понятия "злоупотребление правом" и "злоупотребление доминирующим положением" в связи с разным целеполаганием злоупотребительного поведения. В частности, запреты на осуществление монопольной деятельности не тождественны, по мнению С.А. Паращука, запретам на злоупотребление правом, так как занятие субъектом доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии у него особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминирования, монополии), предполагающей осуществление специального антимонопольного контроля со стороны государства <1>. Данная точка зрения была подвергнута критике М.А. Егоровой, справедливо указавшей на неверную квалификацию предмета правового регулирования данных запретов: "И злоупотребление правом, и злоупотребление доминирующим положением представляют собой разновидность действия по осуществлению прав... Злоупотребление доминирующим положением осуществляется монополистом не с намерением причинить вред другому лицу или путем совершения действий в обход закона с противоправной целью (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), а в целях извлечения экономических преимуществ из своего рыночного положения, предоставляющего ему возможность реализации реальной рыночной власти... Иными словами, монополист, ущемляя интересы других участников рынка или неопределенного числа лиц, осуществляет свое право заведомо недобросовестно (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), в нарушение принципов добропорядочности, разумности и справедливости (ч. 5 ст. 10 ГК РФ)" <2>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Некоторые правоведы пытались разграничить понятия "злоупотребление правом" и "злоупотребление доминирующим положением" в связи с разным целеполаганием злоупотребительного поведения. В частности, запреты на осуществление монопольной деятельности не тождественны, по мнению С.А. Паращука, запретам на злоупотребление правом, так как занятие субъектом доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии у него особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминирования, монополии), предполагающей осуществление специального антимонопольного контроля со стороны государства <1>. Данная точка зрения была подвергнута критике М.А. Егоровой, справедливо указавшей на неверную квалификацию предмета правового регулирования данных запретов: "И злоупотребление правом, и злоупотребление доминирующим положением представляют собой разновидность действия по осуществлению прав... Злоупотребление доминирующим положением осуществляется монополистом не с намерением причинить вред другому лицу или путем совершения действий в обход закона с противоправной целью (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), а в целях извлечения экономических преимуществ из своего рыночного положения, предоставляющего ему возможность реализации реальной рыночной власти... Иными словами, монополист, ущемляя интересы других участников рынка или неопределенного числа лиц, осуществляет свое право заведомо недобросовестно (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), в нарушение принципов добропорядочности, разумности и справедливости (ч. 5 ст. 10 ГК РФ)" <2>.
Статья: О режиме обязательной продажи товара на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)В проекте понятие существенного изменения условий обращения товаров на товарном рынке не раскрывается. В Законе о защите конкуренции не содержится понятия существенного изменения условий обращения товаров на товарном рынке. Вместе с тем в абз. 1 ч. 1 ст. 5 означенного Закона понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта(-ов) на товарном рынке связывается с его (их) возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Именно из-за возможности влияния на условия обращения товара на рынке доминирующим хозяйствующим субъектом в ст. 23 Закона о защите конкуренции было введено полномочие антимонопольного органа по выдаче предписания хозяйствующему субъекту по обязательной продаже товара на бирже.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)В проекте понятие существенного изменения условий обращения товаров на товарном рынке не раскрывается. В Законе о защите конкуренции не содержится понятия существенного изменения условий обращения товаров на товарном рынке. Вместе с тем в абз. 1 ч. 1 ст. 5 означенного Закона понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта(-ов) на товарном рынке связывается с его (их) возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Именно из-за возможности влияния на условия обращения товара на рынке доминирующим хозяйствующим субъектом в ст. 23 Закона о защите конкуренции было введено полномочие антимонопольного органа по выдаче предписания хозяйствующему субъекту по обязательной продаже товара на бирже.
Статья: Злоупотребление превалирующей переговорной силой
(Хохлов Е.С.)
("Закон", 2024, N 7)Ключевое отличие от доминирующего положения состоит по французскому законодательству в том, что экономическая зависимость всегда складывается в отношениях между конкретными субъектами, т.е. она не носит общерыночного, универсального характера. При этом злоупотребление экономической зависимостью фактически совпадает с понятием злоупотребления доминирующим положением, и все так же требуется доказывание негативного эффекта для конкуренции от соответствующего поведения.
(Хохлов Е.С.)
("Закон", 2024, N 7)Ключевое отличие от доминирующего положения состоит по французскому законодательству в том, что экономическая зависимость всегда складывается в отношениях между конкретными субъектами, т.е. она не носит общерыночного, универсального характера. При этом злоупотребление экономической зависимостью фактически совпадает с понятием злоупотребления доминирующим положением, и все так же требуется доказывание негативного эффекта для конкуренции от соответствующего поведения.