Понятие бюджетного нарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие бюджетного нарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 306.1 "Понятие бюджетного нарушения" БК РФСТАТЬЯ 306.1 "ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО НАРУШЕНИЯ" БК РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Несомненным достоинством БК РФ является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных правонарушений и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Несомненным достоинством БК РФ является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных правонарушений и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
(ред. от 17.11.2025)Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Статья: Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Указанным Законом преобразовались формы и методы контроля, понятие и виды бюджетных нарушений, сократился перечень бюджетных мер принуждения, уточнился порядок их применения.
(Ваймер Е.В.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Указанным Законом преобразовались формы и методы контроля, понятие и виды бюджетных нарушений, сократился перечень бюджетных мер принуждения, уточнился порядок их применения.
Статья: Проблемы соотношения категорий неэффективного использования бюджетных средств и нецелевого их использования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)А.А. Пастушенко обоснованно указывает, что в ст. 306.1 БК РФ разграничиваются понятия "бюджетное нарушение" и "действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство". Субъектом первого могут быть только участники бюджетной деятельности (бюджетных правоотношений). Второе же понятие относится к лицам, не являющимся участниками бюджетных правоотношений (например, юридическое лицо (субъект хозяйствования), которое осуществило нецелевое использование бюджетных средств; лицо, получившее субсидию в порядке ст. 78 БК РФ, и т.д.) <11>;
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 2)А.А. Пастушенко обоснованно указывает, что в ст. 306.1 БК РФ разграничиваются понятия "бюджетное нарушение" и "действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство". Субъектом первого могут быть только участники бюджетной деятельности (бюджетных правоотношений). Второе же понятие относится к лицам, не являющимся участниками бюджетных правоотношений (например, юридическое лицо (субъект хозяйствования), которое осуществило нецелевое использование бюджетных средств; лицо, получившее субсидию в порядке ст. 78 БК РФ, и т.д.) <11>;
Последние изменения: Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль
(КонсультантПлюс, 2025)То, что данная информация обязательна и ее необходимо раскрывать в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, следует из сути понятия бюджетного нарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)То, что данная информация обязательна и ее необходимо раскрывать в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, следует из сути понятия бюджетного нарушения.
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В настоящий момент в перечень субъектов бюджетных нарушений, в отношении которых применяются меры бюджетного принуждения, входят высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации), финансовые органы (органы управления государственным внебюджетным фондом), главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, государственные (муниципальные) заказчики. Представленный перечень субъектов является закрытым, т.е. он исчерпывающий, и, следовательно, иные субъекты не могут стать субъектами бюджетных нарушений. С точки зрения юридической техники такое явление можно определить как усеченность субъектного состава. Изложение перечня субъектов требует большей четкости: либо требуется подробно перечислить всех участников бюджетных отношений, к которым применимы меры бюджетного принуждения, либо в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрыть понятие "субъекты бюджетного нарушения".
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)В настоящий момент в перечень субъектов бюджетных нарушений, в отношении которых применяются меры бюджетного принуждения, входят высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации), финансовые органы (органы управления государственным внебюджетным фондом), главные администраторы (администраторы) бюджетных средств, государственные (муниципальные) заказчики. Представленный перечень субъектов является закрытым, т.е. он исчерпывающий, и, следовательно, иные субъекты не могут стать субъектами бюджетных нарушений. С точки зрения юридической техники такое явление можно определить как усеченность субъектного состава. Изложение перечня субъектов требует большей четкости: либо требуется подробно перечислить всех участников бюджетных отношений, к которым применимы меры бюджетного принуждения, либо в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ раскрыть понятие "субъекты бюджетного нарушения".
Готовое решение: Неэффективное использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие "неэффективное использование бюджетных средств" законодательно не определено, поэтому проверяющие оценивают наличие этого нарушения, в основном исходя из опыта предыдущих контрольных мероприятий.
(КонсультантПлюс, 2025)Понятие "неэффективное использование бюджетных средств" законодательно не определено, поэтому проверяющие оценивают наличие этого нарушения, в основном исходя из опыта предыдущих контрольных мероприятий.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Законодатель закрепляет понятие бюджетного нарушения и бюджетных мер принуждения.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Законодатель закрепляет понятие бюджетного нарушения и бюджетных мер принуждения.
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Вместе с тем в ст. 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д. <2>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Вместе с тем в ст. 306.1 БК РФ, именуемой "понятие бюджетного нарушения", раскрывается его содержание как нарушения участниками бюджетного процесса: положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; при формировании доходов и осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета и нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов и т.д. <2>.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Бюджетное законодательство предусматривает понятие бюджетного нарушения и его виды. В Бюджетном кодексе Российской Федерации представлена не очень удачная трактовка бюджетного нарушения, понимаемая через совершение нарушений определенным субъектом в рамках бюджетных правоотношений. Законодатель предусматривает нарушение:
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Бюджетное законодательство предусматривает понятие бюджетного нарушения и его виды. В Бюджетном кодексе Российской Федерации представлена не очень удачная трактовка бюджетного нарушения, понимаемая через совершение нарушений определенным субъектом в рамках бюджетных правоотношений. Законодатель предусматривает нарушение:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. Дайте определение понятия бюджетного нарушения, раскройте его состав.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. Дайте определение понятия бюджетного нарушения, раскройте его состав.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Работая с понятиями, важно разграничивать их во избежание некорректного понимания. В научном сообществе и правоприменительной практике поднимается еще одна существенная проблема, которая заключается в разграничении понятий "условия предоставления субсидии" <10> и "условия использования субсидии". Как правило, данный факт напрямую взаимосвязан с ответственностью за нарушения бюджетного законодательства. Разграничение данных понятий важно для корректной квалификации соответствующего деяния. Важно отметить, что это касается субсидий, предоставляемых в рамках безвозмездного перечисления бюджетных средств частным субъектам.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Работая с понятиями, важно разграничивать их во избежание некорректного понимания. В научном сообществе и правоприменительной практике поднимается еще одна существенная проблема, которая заключается в разграничении понятий "условия предоставления субсидии" <10> и "условия использования субсидии". Как правило, данный факт напрямую взаимосвязан с ответственностью за нарушения бюджетного законодательства. Разграничение данных понятий важно для корректной квалификации соответствующего деяния. Важно отметить, что это касается субсидий, предоставляемых в рамках безвозмездного перечисления бюджетных средств частным субъектам.