Получение согласия антимонопольного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение согласия антимонопольного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации признают недействительным, если он заключен субъектом естественных монополий без получения необходимого согласия антимонопольного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации признают недействительным, если он заключен субъектом естественных монополий без получения необходимого согласия антимонопольного органа
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок2.1. Подготовка и направление коммерческой организацией ходатайства о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерных обществ в форме слиянияЭТАП 4. ПОЛУЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При этом часть 2 статьи 28 Закона о защите конкуренции предусматривает перечень исключений, когда требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется. Такими исключениями являются, например, случаи, когда сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона, либо когда осуществление сделок предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)При этом часть 2 статьи 28 Закона о защите конкуренции предусматривает перечень исключений, когда требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется. Такими исключениями являются, например, случаи, когда сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона, либо когда осуществление сделок предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок реорганизации акционерного общества в форме разделения, осуществляемой одновременно со слияниемЭТАП 4. ПОЛУЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ СЛИЯНИЯ С ОБЩЕСТВОМ, РЕОРГАНИЗУЕМЫМ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
Статья: Пределы контроля антимонопольного органа за предоставлением и целевым использованием государственного имущества в преференциальном порядке
(Затонова Д.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Преференция не может быть нарушена тем обстоятельством, что собственник имущества в лице г. Санкт-Петербурга посчитал целесообразным изъять отдельный объект из числа объектов доверительного управления и передать его частному инвестору в установленном законом порядке. Более того, предоставление государственной преференции, как уже подчеркивалось, не создает обязанности частного субъекта воспользоваться ею. Получение согласия антимонопольного органа не исключает возможности как для публичного собственника, так и для частного субъекта передумать, отказаться от передачи/получения части объектов недвижимости, на предоставление которых в преференциальном порядке было дано согласие антимонопольного органа. В противном случае гражданско-правовая сущность отношений, связывающих КИО и Общество, возникших из договора доверительного управления, оказалась бы полностью искажена, а запросившие преференцию субъекты были бы вынуждены согласовывать все свои действия с имуществом, которое выступило ее предметом, с антимонопольным органом, что представляло бы собой недопустимое вмешательство как в действия публичного собственника, так и в действия Общества. Согласие с такой точкой зрения означало бы, что антимонопольный орган, по сути, занимается управлением имуществом, что вовсе не следует из его правового статуса и возложенных на него законом функций.
(Затонова Д.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Преференция не может быть нарушена тем обстоятельством, что собственник имущества в лице г. Санкт-Петербурга посчитал целесообразным изъять отдельный объект из числа объектов доверительного управления и передать его частному инвестору в установленном законом порядке. Более того, предоставление государственной преференции, как уже подчеркивалось, не создает обязанности частного субъекта воспользоваться ею. Получение согласия антимонопольного органа не исключает возможности как для публичного собственника, так и для частного субъекта передумать, отказаться от передачи/получения части объектов недвижимости, на предоставление которых в преференциальном порядке было дано согласие антимонопольного органа. В противном случае гражданско-правовая сущность отношений, связывающих КИО и Общество, возникших из договора доверительного управления, оказалась бы полностью искажена, а запросившие преференцию субъекты были бы вынуждены согласовывать все свои действия с имуществом, которое выступило ее предметом, с антимонопольным органом, что представляло бы собой недопустимое вмешательство как в действия публичного собственника, так и в действия Общества. Согласие с такой точкой зрения означало бы, что антимонопольный орган, по сути, занимается управлением имуществом, что вовсе не следует из его правового статуса и возложенных на него законом функций.
Вопрос: Порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Принадлежность компании к группе лиц учитывается при оценке необходимости получения согласия антимонопольного органа или его последующего уведомления в связи с созданием и реорганизацией коммерческих организаций, заключением соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, а также в связи с совершением сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. ст. 27, 28, 29 Закона о защите конкуренции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Принадлежность компании к группе лиц учитывается при оценке необходимости получения согласия антимонопольного органа или его последующего уведомления в связи с созданием и реорганизацией коммерческих организаций, заключением соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности, а также в связи с совершением сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. ст. 27, 28, 29 Закона о защите конкуренции).
Вопрос: Необходимо ли повторно обращаться с ходатайством в антимонопольный орган за получением согласия на осуществление сделки в случае, если в результате реорганизации изменились существенные условия совершаемой сделки?
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФАС России", 2025)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2025
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)3. Исполнение обязательств из корпоративного договора может осложняться необходимостью получения предварительного согласия антимонопольного органа в рамках государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 28, 29 Закона о защите конкуренции). Автоматизация позволит при наступлении обстоятельства, предусмотренного корпоративным договором, автоматически сообщать в антимонопольный орган о необходимости согласования корпоративного договора с предоставлением доступа к такому договору. Представляется, что согласование антимонопольным органом необходимо квалифицировать как юридический факт, при наличии которого автоматически станут действительны изменения в ЕГРЮЛ (при продаже долей) или изменения в реестре акционеров (при продаже акций).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)3. Исполнение обязательств из корпоративного договора может осложняться необходимостью получения предварительного согласия антимонопольного органа в рамках государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 28, 29 Закона о защите конкуренции). Автоматизация позволит при наступлении обстоятельства, предусмотренного корпоративным договором, автоматически сообщать в антимонопольный орган о необходимости согласования корпоративного договора с предоставлением доступа к такому договору. Представляется, что согласование антимонопольным органом необходимо квалифицировать как юридический факт, при наличии которого автоматически станут действительны изменения в ЕГРЮЛ (при продаже долей) или изменения в реестре акционеров (при продаже акций).
Статья: Зарубежный опыт применения эскроу
(Горобинский В.Г.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 5)Эскроу может применяться на всех этих этапах. Отлагательные условия предполагают совершение различных действий как продавцом, так и покупателем. Например, покупатель может отвечать за получение согласия антимонопольных органов на совершение сделки. Продавец может отвечать за погашение кредитов, получение согласий кредиторов на смену собственника бизнеса, снятие различных залогов. Продавец и покупатель могут совместно отвечать за заключение различных договоров, сопутствующих основной сделке. На этом этапе также возможны депонирование определенных денежных средств у эскроу-агента (в качестве задатка или аванса) и передача сторонами эскроу-агенту различных документов, обмен которыми состоится уже на закрытии сделки.
(Горобинский В.Г.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 5)Эскроу может применяться на всех этих этапах. Отлагательные условия предполагают совершение различных действий как продавцом, так и покупателем. Например, покупатель может отвечать за получение согласия антимонопольных органов на совершение сделки. Продавец может отвечать за погашение кредитов, получение согласий кредиторов на смену собственника бизнеса, снятие различных залогов. Продавец и покупатель могут совместно отвечать за заключение различных договоров, сопутствующих основной сделке. На этом этапе также возможны депонирование определенных денежных средств у эскроу-агента (в качестве задатка или аванса) и передача сторонами эскроу-агенту различных документов, обмен которыми состоится уже на закрытии сделки.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В то же время по смыслу ч. 2 ст. 27 и п. 1 ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона вышеупомянутое требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение действий (в том числе, на присоединение) не применяется, если эти действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц на том основании, что одно общество владеет более чем 50% долей в уставном капитале другого общества.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)В то же время по смыслу ч. 2 ст. 27 и п. 1 ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона вышеупомянутое требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на совершение действий (в том числе, на присоединение) не применяется, если эти действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц на том основании, что одно общество владеет более чем 50% долей в уставном капитале другого общества.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Поправками также отменялся контроль за созданием коммерческих организаций. Помимо этого, вводился уведомительный порядок контроля экономической концентрации, детально регламентировался порядок рассмотрения ходатайств о получении согласия антимонопольного органа, детализировались последствия нарушения предварительного и уведомительного порядков контроля концентрации хозяйствующими субъектами.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Поправками также отменялся контроль за созданием коммерческих организаций. Помимо этого, вводился уведомительный порядок контроля экономической концентрации, детально регламентировался порядок рассмотрения ходатайств о получении согласия антимонопольного органа, детализировались последствия нарушения предварительного и уведомительного порядков контроля концентрации хозяйствующими субъектами.
Статья: Как фирме привлекать клиентов, чтобы не "прилетел" штраф за спам-рассылку
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)Обосновать законность рассылки или звонков через получение на это согласия от гражданина можно антимонопольному органу при рассмотрении дела о нарушении рекламного законодательства.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 10)Обосновать законность рассылки или звонков через получение на это согласия от гражданина можно антимонопольному органу при рассмотрении дела о нарушении рекламного законодательства.