Получение гражданства лицом без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение гражданства лицом без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания
(КонсультантПлюс, 2025)копию миграционной карты. Исключение составляет случай, когда иностранец не обязан ее заполнять согласно международному договору РФ, а также случай, когда лицо без гражданства получило временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ. Например, миграционная карта не требуется гражданам Беларуси.
(КонсультантПлюс, 2025)копию миграционной карты. Исключение составляет случай, когда иностранец не обязан ее заполнять согласно международному договору РФ, а также случай, когда лицо без гражданства получило временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ. Например, миграционная карта не требуется гражданам Беларуси.
Статья: Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия: криминалистическая классификация преступлений
(Лапин Е.С., Комиссарова Я.В.)
("Российский следователь", 2024, N 4)Отдельно следует отметить необходимость принимать во внимание гражданство правонарушителя. Представляется, что основанием для прекращения (лишения) приобретенного гражданства Российской Федерации может стать совершение преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ. Очевидно, что иностранное лицо или лицо без гражданства, принятое в гражданство Российской Федерации, принеся присягу на верность России, в которой говорится об уважении культуры, истории и традиций страны, совершая деяние, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК РФ, нарушает присягу и, следовательно, должно быть лишено российского гражданства.
(Лапин Е.С., Комиссарова Я.В.)
("Российский следователь", 2024, N 4)Отдельно следует отметить необходимость принимать во внимание гражданство правонарушителя. Представляется, что основанием для прекращения (лишения) приобретенного гражданства Российской Федерации может стать совершение преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ. Очевидно, что иностранное лицо или лицо без гражданства, принятое в гражданство Российской Федерации, принеся присягу на верность России, в которой говорится об уважении культуры, истории и традиций страны, совершая деяние, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК РФ, нарушает присягу и, следовательно, должно быть лишено российского гражданства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"Статья 16. Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства
Ситуация: Как получить гражданство РФ в упрощенном порядке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее также - иностранец), достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, должны соответствовать одновременно следующим установленным требованиям (ч. 1 ст. 15 Закона N 138-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее также - иностранец), достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, должны соответствовать одновременно следующим установленным требованиям (ч. 1 ст. 15 Закона N 138-ФЗ):
Статья: Реализация конституционного принципа равенства гражданства в законодательстве Российской Федерации
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Помимо отсутствия пресекательного срока ст. 22 Федерального закона N 62-ФЗ не устанавливает запрет на реализацию данной процедуры в отношении лица, у которого российское гражданство единственное. Отсутствие в указанном Законе соответствующей конкретизации приводит к тому, что после отмены решения о приеме в гражданство лицо может приобрести статус лица без гражданства <13>, что в некоторой степени противоречит нормам Конвенции о сокращении безгражданства. Несмотря на то что Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. не ратифицирована Российской Федерацией, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы и их положения необходимо учитывать в процессе законотворчества и правоприменения. Отсутствие запрета на применение отмены решений о приеме в гражданство в отношении гражданина, у которого российское гражданство единственное, приводит к необходимости повторной легализации нахождения на территории Российской Федерации путем приобретения удостоверения личности лица без гражданства или прохождения процедуры приема в гражданство. В случае отмены решения о приеме в гражданство натурализованного лица, совершившего преступление террористической или экстремистской направленности, которое приобретает статус лица без гражданства, депортация в страну гражданской принадлежности невозможна. Лица без гражданства, находящиеся в стране без законных оснований, могут быть помещены в специальные учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства. Отсутствие в административном законодательстве предельного срока нахождения в данных учреждениях может приводить к нарушению права на свободу и личную неприкосновенность лиц без гражданства <14>.
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Помимо отсутствия пресекательного срока ст. 22 Федерального закона N 62-ФЗ не устанавливает запрет на реализацию данной процедуры в отношении лица, у которого российское гражданство единственное. Отсутствие в указанном Законе соответствующей конкретизации приводит к тому, что после отмены решения о приеме в гражданство лицо может приобрести статус лица без гражданства <13>, что в некоторой степени противоречит нормам Конвенции о сокращении безгражданства. Несмотря на то что Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. не ратифицирована Российской Федерацией, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы и их положения необходимо учитывать в процессе законотворчества и правоприменения. Отсутствие запрета на применение отмены решений о приеме в гражданство в отношении гражданина, у которого российское гражданство единственное, приводит к необходимости повторной легализации нахождения на территории Российской Федерации путем приобретения удостоверения личности лица без гражданства или прохождения процедуры приема в гражданство. В случае отмены решения о приеме в гражданство натурализованного лица, совершившего преступление террористической или экстремистской направленности, которое приобретает статус лица без гражданства, депортация в страну гражданской принадлежности невозможна. Лица без гражданства, находящиеся в стране без законных оснований, могут быть помещены в специальные учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства. Отсутствие в административном законодательстве предельного срока нахождения в данных учреждениях может приводить к нарушению права на свободу и личную неприкосновенность лиц без гражданства <14>.
Статья: Идеологические основания миграционной политики как источник правообразующей деятельности государства
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2023, N 4)С учетом изложенного в качестве приоритетов государственной миграционной политики следует выделить: обеспечение стратегических интересов Российской Федерации относительно миграционных процессов с учетом сложной демографической ситуации и сложившихся международных отношений; ориентированность государственной миграционной политики на компенсацию естественной убыли населения России; обеспечение миграционной привлекательности России как для соотечественников, так и для квалифицированных иностранных работников; обеспечение прозрачности и простоты административно-правовых процедур получения российского гражданства иностранцами и лицами без гражданства; направленность на пространственное развитие России и формирование социально-экономического и геополитического лидерства; обеспечение гармонизации миграционных отношений посредством внедрения адаптационных механизмов, направленных на приобщение к духовно-культурным ценностям России; обеспечение уважительного отношения к законодательству Российской Федерации.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2023, N 4)С учетом изложенного в качестве приоритетов государственной миграционной политики следует выделить: обеспечение стратегических интересов Российской Федерации относительно миграционных процессов с учетом сложной демографической ситуации и сложившихся международных отношений; ориентированность государственной миграционной политики на компенсацию естественной убыли населения России; обеспечение миграционной привлекательности России как для соотечественников, так и для квалифицированных иностранных работников; обеспечение прозрачности и простоты административно-правовых процедур получения российского гражданства иностранцами и лицами без гражданства; направленность на пространственное развитие России и формирование социально-экономического и геополитического лидерства; обеспечение гармонизации миграционных отношений посредством внедрения адаптационных механизмов, направленных на приобщение к духовно-культурным ценностям России; обеспечение уважительного отношения к законодательству Российской Федерации.
Ситуация: Каковы обязанности гражданина, являющегося принимающей стороной для иностранного гражданина?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу к уведомлению необходимо приложить копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с информацией о данном гражданине и (или) отметками о пересечении государственной границы РФ или иного иностранного государства, а также копии миграционной карты (за исключением случаев освобождения по ее заполнению в соответствии с международным договором РФ, а также случая получения лицом без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ) и документа, подтверждающего право пользования предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания помещением (п. 28(1) Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу к уведомлению необходимо приложить копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с информацией о данном гражданине и (или) отметками о пересечении государственной границы РФ или иного иностранного государства, а также копии миграционной карты (за исключением случаев освобождения по ее заполнению в соответствии с международным договором РФ, а также случая получения лицом без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ) и документа, подтверждающего право пользования предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания помещением (п. 28(1) Правил).
Ситуация: Как заполнить уведомление о прибытии иностранца в место пребывания?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)серия и номер миграционной карты (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по ее заполнению в соответствии с международным договором РФ, а также случая получения лицом без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)серия и номер миграционной карты (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по ее заполнению в соответствии с международным договором РФ, а также случая получения лицом без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ);
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23.08.2021 N 1390 "О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "граждане" включает не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов). Иностранцы и лица без гражданства могут беспрепятственно получить лично или через своих представителей всю сумму наследства и вывезти ее в страну проживания.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Термин "граждане" включает не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов). Иностранцы и лица без гражданства могут беспрепятственно получить лично или через своих представителей всю сумму наследства и вывезти ее в страну проживания.