Получатель пенсии по потере кормильца
Подборка наиболее важных документов по запросу Получатель пенсии по потере кормильца (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Как установлено при рассмотрении дела, истец является получателем пенсии по старости, а также получает пенсию по случаю потери кормильца по линии МВД России, т.е. того же органа, в обязанности которого входит назначение спорной выплаты Следовательно, у истца возникло право после смерти супруга на получение ежемесячной денежной компенсации на основании пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие льготы и социальные гарантии предусмотрены при потере кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, пенсионеры-москвичи (в том числе получатели пенсии по потере кормильца) имеют право на бесплатный проезд в г. Москве на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), на Малом кольце Московской железной дороги и вне его - на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, на участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах (ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 12 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70; пп. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 03.07.2018 N 637-ПП; п. 3 Приложения к Постановлению N 637-ПП; п. п. 1.1, 2.1 Постановления Правительства Москвы от 18.08.2016 N 515-ПП; п. 3 Приложения 1 к Постановлению N 515-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, пенсионеры-москвичи (в том числе получатели пенсии по потере кормильца) имеют право на бесплатный проезд в г. Москве на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), на Малом кольце Московской железной дороги и вне его - на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, на участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на Московских центральных диаметрах (ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 8, ч. 1, 2 ст. 12 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70; пп. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 03.07.2018 N 637-ПП; п. 3 Приложения к Постановлению N 637-ПП; п. п. 1.1, 2.1 Постановления Правительства Москвы от 18.08.2016 N 515-ПП; п. 3 Приложения 1 к Постановлению N 515-ПП).
Ситуация: Каковы случаи приостановления, возобновления и прекращения выплаты страховых пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплата пенсии приостанавливается, в частности, при ее неполучении в течение шести месяцев подряд, достижении совершеннолетия получателем пенсии по потере кормильца, выезде пенсионера из РФ на постоянное место жительства. При устранении этих обстоятельств выплата возобновляется. Выплата прекращается в случае утраты права на пенсию или отказа от нее, смерти пенсионера и др.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплата пенсии приостанавливается, в частности, при ее неполучении в течение шести месяцев подряд, достижении совершеннолетия получателем пенсии по потере кормильца, выезде пенсионера из РФ на постоянное место жительства. При устранении этих обстоятельств выплата возобновляется. Выплата прекращается в случае утраты права на пенсию или отказа от нее, смерти пенсионера и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"8. В случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"8. В случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2. В случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2. В случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Возможна и обратная ситуация. Например, лицо, зачисляемое на обучение в порядке перевода из другой образовательной организации или ранее отчисленное и восстанавливаемое на обучение, своевременно подало заявление и необходимые документы, однако из-за необходимости соблюдения отдельных формальностей при подготовке проекта приказа (получение согласований) сам приказ был издан позже, чем фактическая дата начала образовательных отношений. Во избежание лишних проблем (с пенсионным органом, если студент является получателем пенсии по потере кормильца; с военкоматом, если у него есть право на отсрочку от военной службы и т.п.) рекомендуем образовательным организациям указывать в приказах дату зачисления таких лиц в число обучающихся, соответствующую дате подачи ими соответствующих заявлений.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Возможна и обратная ситуация. Например, лицо, зачисляемое на обучение в порядке перевода из другой образовательной организации или ранее отчисленное и восстанавливаемое на обучение, своевременно подало заявление и необходимые документы, однако из-за необходимости соблюдения отдельных формальностей при подготовке проекта приказа (получение согласований) сам приказ был издан позже, чем фактическая дата начала образовательных отношений. Во избежание лишних проблем (с пенсионным органом, если студент является получателем пенсии по потере кормильца; с военкоматом, если у него есть право на отсрочку от военной службы и т.п.) рекомендуем образовательным организациям указывать в приказах дату зачисления таких лиц в число обучающихся, соответствующую дате подачи ими соответствующих заявлений.
Статья: Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истец в связи со смертью кормильца - _______ является получателем пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца с "___" __________ ____ г. в соответствии со ст. ст. 28, 29, 31 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Истец в связи со смертью кормильца - _______ является получателем пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца с "___" __________ ____ г. в соответствии со ст. ст. 28, 29, 31 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Если мы игнорируем интересы взыскателя, искусственно создаем препятствия для исполнения судебных актов, в том числе через введение иммунитетов от взыскания, то вред от этого еще больше. Так, в первую очередь пострадают сами выгодоприобретатели от иммунитетов (в разобранном случае - получатели пенсий по потере кормильца): им или вообще не будут выдавать кредиты, или же процентная ставка по кредитам таким лицам будет значительно выше, ведь для кредитора это высокорисковые займы, в случае неплатежа взыскать что-либо с должников будет трудно, а значит, необходимо заранее подстраховаться. Помимо этого могут пострадать и иные, посторонние для этой ситуации лица: кредиторы могут переложить риски неплатежей должников, которых закон защищает введением исполнительных иммунитетов, на всех заемщиков, а значит, кредит для всех станет дороже. Я уже не говорю здесь о потере для взыскателя, в пользу которого вынесен судебный акт, который фактически нельзя исполнить, доверия к правосудию. А ведь это то, на чем все и держится!
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Если мы игнорируем интересы взыскателя, искусственно создаем препятствия для исполнения судебных актов, в том числе через введение иммунитетов от взыскания, то вред от этого еще больше. Так, в первую очередь пострадают сами выгодоприобретатели от иммунитетов (в разобранном случае - получатели пенсий по потере кормильца): им или вообще не будут выдавать кредиты, или же процентная ставка по кредитам таким лицам будет значительно выше, ведь для кредитора это высокорисковые займы, в случае неплатежа взыскать что-либо с должников будет трудно, а значит, необходимо заранее подстраховаться. Помимо этого могут пострадать и иные, посторонние для этой ситуации лица: кредиторы могут переложить риски неплатежей должников, которых закон защищает введением исполнительных иммунитетов, на всех заемщиков, а значит, кредит для всех станет дороже. Я уже не говорю здесь о потере для взыскателя, в пользу которого вынесен судебный акт, который фактически нельзя исполнить, доверия к правосудию. А ведь это то, на чем все и держится!
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов III группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что в случае признания инвалидом лица, которое является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, ему в беззаявительном порядке устанавливается страховая пенсия по инвалидности (если размер страховой пенсии по инвалидности превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца) (ч. 8 ст. 25.1 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что в случае признания инвалидом лица, которое является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, ему в беззаявительном порядке устанавливается страховая пенсия по инвалидности (если размер страховой пенсии по инвалидности превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца) (ч. 8 ст. 25.1 Закона N 400-ФЗ).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов I группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что в случае признания инвалидом лица, которое является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, ему в беззаявительном порядке устанавливается страховая пенсия по инвалидности (если размер страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца) (ч. 8 ст. 25.1 Закона N 400-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что в случае признания инвалидом лица, которое является получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, ему в беззаявительном порядке устанавливается страховая пенсия по инвалидности (если размер страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) превысит размер страховой пенсии по случаю потери кормильца) (ч. 8 ст. 25.1 Закона N 400-ФЗ).
Статья: Спор об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В случае представления ребенком, не достигшим возраста 18 лет, являющимся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, его законным представителем документов, а также поступления запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, влекущие увеличение размера страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от ребенка, являющегося получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, его законного представителя заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется в соответствии со ст. 15 Закона N 400-ФЗ.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В случае представления ребенком, не достигшим возраста 18 лет, являющимся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, его законным представителем документов, а также поступления запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, влекущие увеличение размера страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от ребенка, являющегося получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, его законного представителя заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется в соответствии со ст. 15 Закона N 400-ФЗ.
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)С той же целью ст. 23 Закона N 400-ФЗ была дополнена ч. 5.5, которая предусматривает беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, назначенной несовершеннолетнему ребенку, а также фиксированной выплаты к такой пенсии. К определению основания для увеличения размера фиксированной выплаты ("изменение категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца", т.е. отнесение к числу детей, потерявших обоих родителей) замечаний не возникает. Вместе с тем имеются сомнения в корректности формулировки соответствующего основания для перерасчета самой страховой пенсии по случаю потери кормильца. Вместо прямого указания на основание для перерасчета (смерть второго кормильца <24>) законодатель ограничился ссылкой на ч. 5 ст. 18 Закона N 400-ФЗ. Последняя, однако, имеет иной предмет - она устанавливает особенность перерасчета размера назначенной ребенку-сироте страховой пенсии по случаю потери кормильца: перерасчет должен производиться исходя из суммы приобретенных обоими кормильцами ИПК, не учтенных ко дню их смерти <25>. Причем предусмотренный ч. 5 ст. 18 перерасчет осуществляется также в беззаявительном порядке, но централизованно - с 1 августа года, следующего за годом назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)С той же целью ст. 23 Закона N 400-ФЗ была дополнена ч. 5.5, которая предусматривает беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, назначенной несовершеннолетнему ребенку, а также фиксированной выплаты к такой пенсии. К определению основания для увеличения размера фиксированной выплаты ("изменение категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца", т.е. отнесение к числу детей, потерявших обоих родителей) замечаний не возникает. Вместе с тем имеются сомнения в корректности формулировки соответствующего основания для перерасчета самой страховой пенсии по случаю потери кормильца. Вместо прямого указания на основание для перерасчета (смерть второго кормильца <24>) законодатель ограничился ссылкой на ч. 5 ст. 18 Закона N 400-ФЗ. Последняя, однако, имеет иной предмет - она устанавливает особенность перерасчета размера назначенной ребенку-сироте страховой пенсии по случаю потери кормильца: перерасчет должен производиться исходя из суммы приобретенных обоими кормильцами ИПК, не учтенных ко дню их смерти <25>. Причем предусмотренный ч. 5 ст. 18 перерасчет осуществляется также в беззаявительном порядке, но централизованно - с 1 августа года, следующего за годом назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.