Положения о работе и отдыхе водителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Положения о работе и отдыхе водителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Учет рабочего времени
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 21, ч. 1 ст. 91, ст. 100, ч. 3 ст. 108, ч. 2 ст. 109, ч. 3 ст. 220, ст. 258 ТК РФ, п. п. 9, 15 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 21, ч. 1 ст. 91, ст. 100, ч. 3 ст. 108, ч. 2 ст. 109, ч. 3 ст. 220, ст. 258 ТК РФ, п. п. 9, 15 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Учет рабочего времени водителя, ненормированная и сверхурочная работа
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 97, 99, 101, 329 ТК РФ, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 97, 99, 101, 329 ТК РФ, Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Допускаются ли расхождения в данных об отработанном времени водителя в путевых листах (фактически отработанное время) и табеле учета рабочего времени (время согласно установленному режиму)?
(Консультация эксперта, 2025)Привлечение водителя к сверхурочной работе должно производиться с соблюдением положений ст. 99 ТК РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Привлечение водителя к сверхурочной работе должно производиться с соблюдением положений ст. 99 ТК РФ.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 13.07.2006 N ГКПИ06-637
<О признании недействующим абзаца 4 пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213>В заявлении указано, что на пассажирском автотранспортном предприятии, где В. работает водителем автобуса, установлен суммированный учет рабочего времени в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15.
<О признании недействующим абзаца 4 пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213>В заявлении указано, что на пассажирском автотранспортном предприятии, где В. работает водителем автобуса, установлен суммированный учет рабочего времени в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15.
"Пособие по охране труда дорожному мастеру"
(утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)1.4. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным и должен учитываться при организации работы водителей.
(утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)1.4. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным и должен учитываться при организации работы водителей.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)"Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)"Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом".
Статья: О медосмотрах. Сжато. Подробно. По существу
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Время медицинского осмотра перед выездом относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15) и оплачивается в рамках существующей системы оплаты труда.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Время медицинского осмотра перед выездом относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15) и оплачивается в рамках существующей системы оплаты труда.
Статья: Применение норм общей части трудового права: теория и практика (взгляд сквозь призму целей, задач и предмета отрасли)
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Нормы института "рабочее время и время отдыха" также применяются в различных отношениях. Рабочее время устанавливается работодателем в отношениях по организации и управлению трудом, особые режимы рабочего времени отражаются в трудовом договоре, то есть применяются в трудовых отношениях. Освобождение работника от работы также может состояться по решению представителя работодателя либо по соглашению сторон трудового договора, иными словами, в тех же отношениях. Такое положение работодателя фактически приводит к тому, что работники, их представители в лице профсоюзов лишаются возможности участия в учете рабочего времени и в предоставлении работникам предусмотренного законодательством времени отдыха. В приведенном примере с водителем работник должен быть освобожден от трудовых обязанностей после 8 ч непрерывного управления автобусом, независимо от усмотрения работодателя. Привлечение водителя к сверхурочной работе должно влечь не только ответственность за данное нарушение полномочных представителей работодателя, но и выплату работнику повышенной зарплаты. Работодателю должно стать невыгодным использование труда работника сверх установленной для него продолжительности рабочего времени. Действительно, штрафные санкции и повышенная оплата дополнительной работы должны приводить к тому, что работодателю выгодно создавать новые рабочие места, а не использовать работников сверх установленного для них рабочего времени. Пока же все происходит с точностью до наоборот. Работники безмолвствуют, получая подачки, а иногда получки. Профсоюзы их не защищают. Видимо, в ст. 1 ТК РФ следует выделить в особую группу отношения по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха. Субъектами данных отношений должны стать не только представители работодателя, но и работники, их представители в лице профсоюзов. То есть учет рабочего времени будет вести не только работодатель, но и работник, а также профсоюзы. Возникшие споры в указанных отношениях могут разрешаться созданными их субъектами органами, в частности комиссиями по трудовым спорам. Освобождение от работы в названных отношениях может происходить аналогичным образом. Причем профсоюзы должны получить возможность подтверждать право работника на освобождение от работы. Получение такого подтверждения лишает работодателя права привлечь работника к дисциплинарной ответственности за самостоятельное использование времени отдыха, правильность использования которого подтверждена профсоюзом. Очевидно, что существующее монопольное положение представителей работодателя в учете рабочего времени и в предоставлении времени отдыха приводит не только к массовым нарушениям прав работников во имя получения прибыли за счет неоплаченного труда, но и создает опасность для окружающих, в том числе пользующихся общественным транспортом. Поэтому выделение в предмете трудового права отношений по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха становится насущной необходимостью, так как в этом случае ответственными за надлежащую регламентацию данных отношений становятся все субъекты трудового права, поскольку решение провозглашенных в ст. 1 ТК РФ задач относится к нормам общей части трудового права.
(Миронов В.И., Бобров Е.А., Симонов В.И.)
("Юрист", 2022, N 6)Нормы института "рабочее время и время отдыха" также применяются в различных отношениях. Рабочее время устанавливается работодателем в отношениях по организации и управлению трудом, особые режимы рабочего времени отражаются в трудовом договоре, то есть применяются в трудовых отношениях. Освобождение работника от работы также может состояться по решению представителя работодателя либо по соглашению сторон трудового договора, иными словами, в тех же отношениях. Такое положение работодателя фактически приводит к тому, что работники, их представители в лице профсоюзов лишаются возможности участия в учете рабочего времени и в предоставлении работникам предусмотренного законодательством времени отдыха. В приведенном примере с водителем работник должен быть освобожден от трудовых обязанностей после 8 ч непрерывного управления автобусом, независимо от усмотрения работодателя. Привлечение водителя к сверхурочной работе должно влечь не только ответственность за данное нарушение полномочных представителей работодателя, но и выплату работнику повышенной зарплаты. Работодателю должно стать невыгодным использование труда работника сверх установленной для него продолжительности рабочего времени. Действительно, штрафные санкции и повышенная оплата дополнительной работы должны приводить к тому, что работодателю выгодно создавать новые рабочие места, а не использовать работников сверх установленного для них рабочего времени. Пока же все происходит с точностью до наоборот. Работники безмолвствуют, получая подачки, а иногда получки. Профсоюзы их не защищают. Видимо, в ст. 1 ТК РФ следует выделить в особую группу отношения по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха. Субъектами данных отношений должны стать не только представители работодателя, но и работники, их представители в лице профсоюзов. То есть учет рабочего времени будет вести не только работодатель, но и работник, а также профсоюзы. Возникшие споры в указанных отношениях могут разрешаться созданными их субъектами органами, в частности комиссиями по трудовым спорам. Освобождение от работы в названных отношениях может происходить аналогичным образом. Причем профсоюзы должны получить возможность подтверждать право работника на освобождение от работы. Получение такого подтверждения лишает работодателя права привлечь работника к дисциплинарной ответственности за самостоятельное использование времени отдыха, правильность использования которого подтверждена профсоюзом. Очевидно, что существующее монопольное положение представителей работодателя в учете рабочего времени и в предоставлении времени отдыха приводит не только к массовым нарушениям прав работников во имя получения прибыли за счет неоплаченного труда, но и создает опасность для окружающих, в том числе пользующихся общественным транспортом. Поэтому выделение в предмете трудового права отношений по учету рабочего времени и предоставлению времени отдыха становится насущной необходимостью, так как в этом случае ответственными за надлежащую регламентацию данных отношений становятся все субъекты трудового права, поскольку решение провозглашенных в ст. 1 ТК РФ задач относится к нормам общей части трудового права.
Статья: Что учесть при внесении изменений в ПВТР в 2023 году?
(Данилова В.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 2)Отметим, что некоторые изменения еще только вступят в силу с 01.03.2023 - их также придется учитывать при внесении изменений в ПВТР. В частности, к документам, запрашиваемым при приеме на работу водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, добавят справку о судимости - этого требует новая ст. 328.1 ТК РФ. А с 01.09.2023 раздел ПВТР про время отдыха нужно дополнить положением о том, что работники, ухаживающие за детьми-инвалидами, помимо 4 выходных дней один раз в месяц могут брать до 24 дополнительных выходных подряд в год (Федеральный закон от 05.12.2022 N 491-ФЗ).
(Данилова В.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 2)Отметим, что некоторые изменения еще только вступят в силу с 01.03.2023 - их также придется учитывать при внесении изменений в ПВТР. В частности, к документам, запрашиваемым при приеме на работу водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, добавят справку о судимости - этого требует новая ст. 328.1 ТК РФ. А с 01.09.2023 раздел ПВТР про время отдыха нужно дополнить положением о том, что работники, ухаживающие за детьми-инвалидами, помимо 4 выходных дней один раз в месяц могут брать до 24 дополнительных выходных подряд в год (Федеральный закон от 05.12.2022 N 491-ФЗ).
Статья: Особенности применения суммированного учета рабочего времени
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)<4> Пункт 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424.
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 3)<4> Пункт 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Водителя знакомят с положением о режиме труда и отдыха, разъясняют, какие периоды включены в рабочее время, а какие - во время отдыха.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Водителя знакомят с положением о режиме труда и отдыха, разъясняют, какие периоды включены в рабочее время, а какие - во время отдыха.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Например, для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утв. Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139, для водителей автотранспорта режим труда и отдыха определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15, для работников железнодорожного транспорта действует Приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 (в ред. от 1 августа 2019 г.) "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Например, для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утв. Приказом Минтранса России от 21 ноября 2005 г. N 139, для водителей автотранспорта режим труда и отдыха определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15, для работников железнодорожного транспорта действует Приказ Минтранса России от 9 марта 2016 г. N 44 (в ред. от 1 августа 2019 г.) "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов".
Статья: Проблемы правового регулирования режима рабочего времени
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)На данном фоне законодательной забывчивости наблюдается противоречивость ведомственной практики внедрения ненормированного рабочего дня. Одни федеральные исполнительные органы традиционно предусматривают введение такого режима. Так, в соответствии с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденными Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 (ред. от 12.01.2022) <12>, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 8).
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)На данном фоне законодательной забывчивости наблюдается противоречивость ведомственной практики внедрения ненормированного рабочего дня. Одни федеральные исполнительные органы традиционно предусматривают введение такого режима. Так, в соответствии с Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденными Приказом Минтранса России от 16 октября 2020 г. N 424 (ред. от 12.01.2022) <12>, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 8).
Вопрос: Каков порядок предоставления перерывов для обогревания и отдыха?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)- диспетчерам, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, - не менее 20 мин. после 2 ч непрерывной работы, а также 10 мин. после каждого часа работы при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке (п. 11 Положения, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10);
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)- диспетчерам, осуществляющим непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, - не менее 20 мин. после 2 ч непрерывной работы, а также 10 мин. после каждого часа работы при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке (п. 11 Положения, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10);