Положение о выморочном имуществе
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о выморочном имуществе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1151 "Наследование выморочного имущества" ГК РФ"По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства выморочное имущество признается принадлежим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформление своего права.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 379.6 "Пределы рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции" ГПК РФ"Таким образом, привлекая наследников к солидарной ответственности по долгам наследователя, суду следовало определить стоимость перешедшего к наследникам выморочного имущества. Учитывая положения п. 2 ст. 379.6 ГПК РФ, разъяснения, изложенные в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.02.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства", регулирующих производство в суде кассационной инстанции, указанное нарушение закона является основанием для вывода за пределы доводов кассационной жалобы, а поскольку обжалуемая часть судебного акта взаимосвязана с другими частями, у суда кассационной инстанции имеются основания по кассационной жалобе одного из ответчиков проверить законность судебного акта в отношении всех солидарных ответчиков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения состава выморочного имущества по делам о взыскании задолженности наследодателя за счет выморочного имущества
(Тихомирова Ю.В., Казеко М.Ф.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Однако, несмотря на применение к правовому режиму выморочного имущества общих положений о наследовании, его переход к государству имеет особую специфику. В частности, неординарность наследования проявляется в том, что публично-правовое образование в случае наличия наследников по закону вступает в права наследования лишь по истечении срока, отведенного законом для реализации наследниками своих наследственных прав. То есть, с одной стороны, состав выморочного имущества определяется на момент открытия наследства, с другой - правовой режим данного имущества не может возникнуть ранее истечения 6 месяцев, отведенных для принятия наследства наследниками.
(Тихомирова Ю.В., Казеко М.Ф.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Однако, несмотря на применение к правовому режиму выморочного имущества общих положений о наследовании, его переход к государству имеет особую специфику. В частности, неординарность наследования проявляется в том, что публично-правовое образование в случае наличия наследников по закону вступает в права наследования лишь по истечении срока, отведенного законом для реализации наследниками своих наследственных прав. То есть, с одной стороны, состав выморочного имущества определяется на момент открытия наследства, с другой - правовой режим данного имущества не может возникнуть ранее истечения 6 месяцев, отведенных для принятия наследства наследниками.
Статья: Особенности наследования корпоративных прав как выморочного имущества
(Можилян С.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Применительно к признанию корпоративных прав в качестве выморочного имущества положения Гражданского кодекса Российской Федерации и положения законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не содержат ответов на такие немаловажные вопросы, как участие публично-властных органов в управлении общества через призму владения выморочным имуществом, защита интересов самих хозяйственных обществ от действий или бездействия указанных лиц.
(Можилян С.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Применительно к признанию корпоративных прав в качестве выморочного имущества положения Гражданского кодекса Российской Федерации и положения законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не содержат ответов на такие немаловажные вопросы, как участие публично-властных органов в управлении общества через призму владения выморочным имуществом, защита интересов самих хозяйственных обществ от действий или бездействия указанных лиц.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9
(ред. от 24.12.2020)
"О судебной практике по делам о наследовании"5. На основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
(ред. от 24.12.2020)
"О судебной практике по делам о наследовании"5. На основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Решение Совета депутатов Раменского муниципального округа МО от 30.04.2025 N 6/11-СД
"Об утверждении Положения о выявлении, оформлении, принятии выморочного имущества в муниципальную собственность Раменского муниципального округа Московской области и распоряжения им"СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
"Об утверждении Положения о выявлении, оформлении, принятии выморочного имущества в муниципальную собственность Раменского муниципального округа Московской области и распоряжения им"СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Статья: Правовая природа права публично-территориальных образований на выморочное имущество
(Серенко С.Б.)
("Наследственное право", 2025, N 1)Обратимся к самому термину "выморочное имущество". ГК РФ закрепляет это понятие в его традиционном значении - выморочным считается имущество умершего при отсутствии наследников. Использование этого термина в ГК РФ для обозначения имущества, переходящего после умершего в собственность публичного субъекта, означает изменение модели правового регулирования соответствующих отношений, существовавшей до введения в действие ч. 3 ГК РФ. Так, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (ч. 3 ст. 117), а вслед за ними ГК РСФСР 1964 г. (ч. 3 ст. 527) отказались от использовавшегося в ГК РСФСР 1922 г. термина "выморочное имущество" и закрепили положение о том, что имущество не имеющего наследников умершего лица переходит к государству по праву наследования. Позиции исследователей советского периода определенно подтверждают тезис о том, что эти две модели правового регулирования принципиально различны. П.С. Никитюк объяснял разницу следующим образом: "При системе выморочности имущество умершего переходит к государству, на территории которого оно находится, независимо от того, являлся ли умерший гражданином данного государства. Приобретение такого имущества - акт территориального верховенства государства. По второй системе имущество переходит к государству, гражданином которого являлся умерший, причем государство выступает в качестве наследника" <9>. В.И. Серебровский также различал право наследования и переход выморочного имущества государству: "Субъект права на наследственное имущество устанавливается только в момент принятия наследства наследником, а при отсутствии наследников или отказе их от наследства - в момент перехода наследства, как выморочного, к государству" <10>. Тот факт, что отказ от использования в правовом регулировании механизма перехода к советскому государству права собственности на имущество умершего по модели выморочности являлся не случайным, подтверждает П.С. Никитюк, констатируя следующее: "Еще до принятия Основ в советской науке права был сделан вывод о том, что термин "выморочность имущества"... не соответствует правовой природе отношений по приобретению государством имущества умерших граждан, и последнее предложено именовать наследованием". Действительно, в советском государстве, ограничившем наследование, в том числе путем сужения круга наследников по закону, и проводившем политику огосударствления любого имущества, подход и не мог быть иным.
(Серенко С.Б.)
("Наследственное право", 2025, N 1)Обратимся к самому термину "выморочное имущество". ГК РФ закрепляет это понятие в его традиционном значении - выморочным считается имущество умершего при отсутствии наследников. Использование этого термина в ГК РФ для обозначения имущества, переходящего после умершего в собственность публичного субъекта, означает изменение модели правового регулирования соответствующих отношений, существовавшей до введения в действие ч. 3 ГК РФ. Так, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (ч. 3 ст. 117), а вслед за ними ГК РСФСР 1964 г. (ч. 3 ст. 527) отказались от использовавшегося в ГК РСФСР 1922 г. термина "выморочное имущество" и закрепили положение о том, что имущество не имеющего наследников умершего лица переходит к государству по праву наследования. Позиции исследователей советского периода определенно подтверждают тезис о том, что эти две модели правового регулирования принципиально различны. П.С. Никитюк объяснял разницу следующим образом: "При системе выморочности имущество умершего переходит к государству, на территории которого оно находится, независимо от того, являлся ли умерший гражданином данного государства. Приобретение такого имущества - акт территориального верховенства государства. По второй системе имущество переходит к государству, гражданином которого являлся умерший, причем государство выступает в качестве наследника" <9>. В.И. Серебровский также различал право наследования и переход выморочного имущества государству: "Субъект права на наследственное имущество устанавливается только в момент принятия наследства наследником, а при отсутствии наследников или отказе их от наследства - в момент перехода наследства, как выморочного, к государству" <10>. Тот факт, что отказ от использования в правовом регулировании механизма перехода к советскому государству права собственности на имущество умершего по модели выморочности являлся не случайным, подтверждает П.С. Никитюк, констатируя следующее: "Еще до принятия Основ в советской науке права был сделан вывод о том, что термин "выморочность имущества"... не соответствует правовой природе отношений по приобретению государством имущества умерших граждан, и последнее предложено именовать наследованием". Действительно, в советском государстве, ограничившем наследование, в том числе путем сужения круга наследников по закону, и проводившем политику огосударствления любого имущества, подход и не мог быть иным.
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Что касается конкретного порядка наследования выморочного имущества, то Верховный Суд Российской Федерации в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснил, что "впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (п. 5).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Что касается конкретного порядка наследования выморочного имущества, то Верховный Суд Российской Федерации в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснил, что "впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов" (п. 5).
Статья: Признание права государственной и муниципальной собственности на выморочное имущество
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9) разъяснено, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, далее - Положение о Росимуществе N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9) разъяснено, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, далее - Положение о Росимуществе N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.