Положение о регистрации учете избирателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о регистрации учете избирателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные права граждан
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Под местом жительства в контексте настоящей статьи следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания) (ст. 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав и п. 2.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II); Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области"). Также важно подчеркнуть, что пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Под местом жительства в контексте настоящей статьи следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания) (ст. 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав и п. 2.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II); Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волчева Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области"). Также важно подчеркнуть, что пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.
Вопрос: Какие стадии включает в себя избирательный процесс в РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)a) регистрация (учет) избирателей. Порядок регистрации определяется Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II):
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)a) регистрация (учет) избирателей. Порядок регистрации определяется Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 N 134/973-II):
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"8. Сведения об участниках референдума собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2 - 6 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, и представляются в территориальные комиссии не позднее чем за 55 дней до дня голосования, а если список участников референдума составляется участковой комиссией, - в соответствующие участковые комиссии сразу после их сформирования.
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"8. Сведения об участниках референдума собираются и уточняются должностными лицами, указанными в частях 2 - 6 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, и представляются в территориальные комиссии не позднее чем за 55 дней до дня голосования, а если список участников референдума составляется участковой комиссией, - в соответствующие участковые комиссии сразу после их сформирования.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"11. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"11. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Тем не менее, хотя положение Закона N 67-ФЗ и является определенным предохранителем, вместе с тем явно имеет очень ограниченный характер и никоим образом не защищает избирательное законодательство от постоянных изменений в любые другие временные промежутки. Так, например, в 2015 г. в Конституционном Суде обжаловались положения о внесении изменений в Закон N 67-ФЗ, которые за месяц до назначения даты выборов увеличивали количество подписей избирателей, необходимые для регистрации кандидата. Конституционный Суд в данном случае отметил, что, поскольку изменения Закона вступили в силу до начала избирательной кампании, они не могут рассматриваться как нарушающие стабильность правового положения кандидата <14>. Однако сама поставленная заявителем проблема, по мнению автора данной статьи, является абсолютно актуальной, если учитывать изменения, вносимые в избирательное законодательство, в их совокупности и перед каждой очередной федеральной избирательной кампанией.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Тем не менее, хотя положение Закона N 67-ФЗ и является определенным предохранителем, вместе с тем явно имеет очень ограниченный характер и никоим образом не защищает избирательное законодательство от постоянных изменений в любые другие временные промежутки. Так, например, в 2015 г. в Конституционном Суде обжаловались положения о внесении изменений в Закон N 67-ФЗ, которые за месяц до назначения даты выборов увеличивали количество подписей избирателей, необходимые для регистрации кандидата. Конституционный Суд в данном случае отметил, что, поскольку изменения Закона вступили в силу до начала избирательной кампании, они не могут рассматриваться как нарушающие стабильность правового положения кандидата <14>. Однако сама поставленная заявителем проблема, по мнению автора данной статьи, является абсолютно актуальной, если учитывать изменения, вносимые в избирательное законодательство, в их совокупности и перед каждой очередной федеральной избирательной кампанией.
Статья: Принцип народовластия и активное избирательное право военнослужащих на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации
(Герасимова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Федеральный закон N 67-ФЗ, согласно п. 3 ст. 16, предусматривает, что регистрация военнослужащих - избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части <6>. Таким образом, военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинской части, расположенной в границах избирательного участка, при наличии соответствующего приказа командира воинской части подлежат включению в списки избирателей избирательного участка независимо от места их регистрации. Как отмечает профессор Е.В. Гриценко, ядро активного избирательного права и одновременно основу свободных выборов образует право прямого, всеобщего, равного участия в тайном голосовании по выдвинутым кандидатам, их спискам <7>. Сущность активного избирательного права проистекает из положений Конституции Российской Федерации <8>, и, таким образом, федеральный законодатель обеспечивает права военнослужащих на выборах с учетом принципа равенства и всеобщности.
(Герасимова Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Федеральный закон N 67-ФЗ, согласно п. 3 ст. 16, предусматривает, что регистрация военнослужащих - избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части <6>. Таким образом, военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинской части, расположенной в границах избирательного участка, при наличии соответствующего приказа командира воинской части подлежат включению в списки избирателей избирательного участка независимо от места их регистрации. Как отмечает профессор Е.В. Гриценко, ядро активного избирательного права и одновременно основу свободных выборов образует право прямого, всеобщего, равного участия в тайном голосовании по выдвинутым кандидатам, их спискам <7>. Сущность активного избирательного права проистекает из положений Конституции Российской Федерации <8>, и, таким образом, федеральный законодатель обеспечивает права военнослужащих на выборах с учетом принципа равенства и всеобщности.
Статья: Устав политической партии как нормативная основа реализации пассивного избирательного права
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Таким образом, политические партии в России, будучи включенными в процесс властных отношений <41>, имеют право создавать собственные нормативные акты, определяющие порядок реализации пассивного избирательного права и, следовательно, содержащие нормы, развивающие конституционные положения. Выявленные проблемы в практической реализации данных норм позволяют говорить об определенном дисбалансе конституционно-правового регулирования политических прав, а именно права граждан на объединение и другого политического права - права быть избранным. Как представляется, преодоление данного дисбаланса возможно через предоставление большей прозрачности и обоснованности принимаемым политической партией решениям об отзыве кандидата. В частности, одним из таких способов является законодательное закрепление обязанности партий мотивировать отзыв кандидата в письменном виде и представлять такую мотивировку в избирательную комиссию, принимающую решение об аннулировании регистрации кандидата или об утрате им статуса выдвинутого кандидата. Такой порядок позволит, с одной стороны, учесть особый конституционно-правовой статус выдвинутого и зарегистрированного кандидата, который обладает определенными правами и обязанностями в избирательном процессе, в том числе перед избирателями, и потому должен иметь дополнительные гарантии своего статуса, с другой стороны, соблюсти принцип свободы усмотрения в вопросах принятия решений об участии в выборах политических партий.
(Авилов Я.Д.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Таким образом, политические партии в России, будучи включенными в процесс властных отношений <41>, имеют право создавать собственные нормативные акты, определяющие порядок реализации пассивного избирательного права и, следовательно, содержащие нормы, развивающие конституционные положения. Выявленные проблемы в практической реализации данных норм позволяют говорить об определенном дисбалансе конституционно-правового регулирования политических прав, а именно права граждан на объединение и другого политического права - права быть избранным. Как представляется, преодоление данного дисбаланса возможно через предоставление большей прозрачности и обоснованности принимаемым политической партией решениям об отзыве кандидата. В частности, одним из таких способов является законодательное закрепление обязанности партий мотивировать отзыв кандидата в письменном виде и представлять такую мотивировку в избирательную комиссию, принимающую решение об аннулировании регистрации кандидата или об утрате им статуса выдвинутого кандидата. Такой порядок позволит, с одной стороны, учесть особый конституционно-правовой статус выдвинутого и зарегистрированного кандидата, который обладает определенными правами и обязанностями в избирательном процессе, в том числе перед избирателями, и потому должен иметь дополнительные гарантии своего статуса, с другой стороны, соблюсти принцип свободы усмотрения в вопросах принятия решений об участии в выборах политических партий.
Вопрос: Установлен ли единый порядок для составления списков избирателей на выборах?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Списки избирателей составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей (п. 1 ст. 17 Закона о гарантиях избирательных прав).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Списки избирателей составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей (п. 1 ст. 17 Закона о гарантиях избирательных прав).